Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

"Истинный" манхадж

Иногда нужно фиксировать все больше и больше проступающие в информационной пучине правила самого "истинного" манхаджа, чтобы ненароком что-нибудь не забыть и не впасть в заблуждение.

1. Ширк ужасен, но разрешивший его прекрасен.

2. На словах должно быть "знания прежде слов и дел", а на делах в обязательном порядке "поиск отколовшихся мнений и полная беспринципность в толкованиях в пользу своей партии, наплевав на противоречие действительности и почти всем обладателям знания".

3. Если на ашаритов ссылаются "не наши", значит берут знания от сектантов и бид'атчиков.
Если на ашаритов ссылаются "наши", то это вовсе не ашариты, а поголовно ошибающиеся саляфиты. И вообще нельзя никого называть сектантом и бид'атчиком, пока довод не доведут большие ученые.

4. Ибн Хаджар и Ибн Кудама - истинные саляфиты, но кто станет придерживаться их убеждений в наше время, тот поганый заблудший джахмит, нововведенец, ашарит, матуридит, философ и почти атеист.

5. Недждийские шейхи самые правильные из всех, а кто на них ссылается и поступает согласно их мнениям, тот хариджит и такфирист.

6. Главное - это строго следовать за современными шейхами, не следовать за ранними и заявлять о следовании за саляфами.

7. Ибн Усаймин написал книгу "Исламская акыда", но кто в ответ на вопрос "какая у тебя акыда?" скажет "исламская" тот скорее всего заблудший.

8. Большинство ученых часто ошибается, ученые по отдельности иногда ошибаются, "наш" студент почти не ошибается, а фанатичные сторонники "нашего" всегда правы.

9. Призывая к хорошим нравам не нужно думать, что это касается самого призывающего и его окружения. Им можно все.

10. Если человек занимается чем-то полезным, или разрешенным, но тебе это не нравится, скажи ему, что он должен изучать таухид.

11. Про ученых мазхабов нужно говорить, что любишь их и уважаешь, но при этом доказывать, что они были фанатичными мазхабистами, совершали запретный таклид, говорили не на основе знания, сознательно противоречили сунне, и кто за ними следует или защищает их, тот такой же заблудший и негодяй.

12. Ты можешь противоречить Абу Ханифе, Малику, аш-Шафии, Ахмаду и говорить: "Я знаю, а они не знали, и что в этом такого?" Но как ты можешь противоречить "нашим" братьям с такого-то и такого места/ресурса?

13. Фикх - для муфтиятов, духовное воспитание - для суфистов, таджвид не обязателен, а значит не нужен, книги, написанные не нашими единомышленниками, запрещены, литература - для кафиров. Всегда изучай "Три основы", и вся умма однажды во всем исправится и одержит во всем победу.

14. Кто пишет больше опровержений, тот и прав.

15. Кто предостерегает от других, тот и на истине

16. Более сильное мнение то, в котором то, о чем задан вопрос, названо нововведением. Затем то, в котором внешние признаки религиозности названы обязательными. Затем то, в котором религиозные обряды максимально облегчены.

17. В случае чего отрицать на словах следование этим принципам и обзывать тех, кто их вывел наружу, мазхабистами.

источник

ИНТЕЛЛЕКТ ПЕРЕДАЕТСЯ ОТ МАТЕРИ

Ибн Кудама аль-Макдиси رحمه الله однажды сказал:

وقال إبن قدامة المقدسي: "ويختار ذات العقل، ويجتنب الحمقاء، لأنه ربما تعدى ذلك إلى ولدها. وقد قيل: اجتنبوا الحمقاء، فإن ولدها ضياع، وصحبتها بلاء. قال أبو الخطاب: ويختار الأجنبية، لأن ولدها

«Пусть мужчина выбирает обладательницу ума и пусть он сторонится глупой, так как она может передать (этот геном) своим детям. Ведь (не зря) говорится (рифмой) : «иджтанибу хамкъа - фа инна уалядиха дай’а - уа сухбатиха баля!» - «Сторонитесь глупой! Поистине, ее потомство - это лишь утрата, а общество с ней - целое испытание.»

انظر: الكافي، ٣/٢٥  «Аль-Кяфи», 3/25.

Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Выбирайте (женщин) для вашего семени. Женитесь на равных и выдавайте замуж за таких». Ибн Маджах 1968, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1067.
В этом хадисе указание на то, что следует тщательно подходить к выбору жены и будущей матери своих детей. Шейх Ибн Бадран аль-Ханбали сказал: “Смысл этого хадиса: Не женитесь кроме как на тех женщинах, которые подобны вам в благих качествах и похвальных делах”. См. “Шарх Муснад аш-Шихаб” 422-423.

Исследования, проведенные учеными Кембриджского университета, Университета Ульма и Социального совета по медицинским исследованиям и общественному здравоохранению Глазго, доказывают, что интеллект дети наследуют от матерей.

Как известно, дети наследуют гены и отца, и матери, но если говорить о генокоде, который формирует интеллект будущего ребенка, то тут в работу вступают именно гены мамы. Дело в том, что так называемый «ген интеллекта» находится в Х-хромосоме. Поскольку женщины имеют две Х-хромосомы, это означает, что мама имеет в два раза больше возможностей передать задатки своего интеллекта малышу. Одно из первых исследований в этой области было проведено в 1984 году в Кембриджском университете. Тогда ученые проанализировали коэволюцию мозга и кондиционирование генома и пришли к выводу, что материнские гены вносят наибольший вклад в развитие мыслительных центров в головном мозге плода.

Более того, исследования Университета Ульма показали, что Х-хромосома отца практически не имеет никакого влияния на формирование мозга ребенка. Тогда как ХХ-хромосомы матери влияют непосредственно. Работает это следующим образом: когда «гены интеллекта» приходят и от отца, и от матери, то отцовский ген деактивируется, тем самым активируя материнский.



Об использовании в качестве довода слабых хадисов из категории «мурсаль»


Слабый хадис из категории «мурсаль» принимает в качестве довода большинство правоведов исламской общины

Писал имам ан-Навави аш-Шафии: «И склонились Малик, Абу Ханифа, Ахмад и большинство правоведов к разрешенности использования хадиса «мурсаль» в качестве доказательства». См. «Шарх Сахих Муслим» 1/132.

قال الإمام النووي الشافعي: «وَذَهَبَ مَالِكٌ وَأَبُو حَنِيفَةَ وَأَحْمَدُ وَأَكْثَرُ الْفُقَهَاءِ إِلَى جَوَازِ الِاحْتِجَاجِ بِالْمُرْسَلِ».
انظر: «شرح صحيح مسلم» 1/ 132.

Говорит хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали: «Использование хадиса «мурсаль» в качестве довода передано от жителей Куфы и от жителей Ирака в общем. И передал это аль-Хаким от Ибрахима ан-Нахаи, Хаммада ибн Аби Сулеймана, Абу Ханифы и двух его товарищей (Абу Юсуфа и Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани).

И сказал Абу Дауд ас-Сиджистани в послании мекканцам: «А что касается хадисов «мурсаль», то ученые раньше использовали их в качестве доказательства. Для примера, так поступал Суфьян ас-Саури, Малик ибн Анас, аль-Аузаи. Пока не пришел аш-Шафии и не высказался критически о нем (о хадисе «мурсаль»), и последовал за ним в этом Ахмад ибн Ханбаль и другие».

Также сказал Абу Дауд: «Если нет хадиса с непрерывной цепочкой, который бы противоречил «мурсалю», и нет хадиса с непрерывной цепочкой вообще, то хадисы «мурсаль» используются в качестве довода, но они не подобны в силе хадисам с непрерывной цепочкой». Конец его слов». См. «Шарх иляль ат-Тирмизи» 1/543.

قال الحافظ ابن رجب الحنبلي: «وحكي الاحتجاج بالمرسل عن أهل الكوفة، وعن أهل العراق جملة، وحكاه الحاكم عن إبراهيم النخعي، وحماد بن أبي سليمان، وأبي حنيفة، وصاحبيه.
وقال أبو داود السجستاني في رسالته إلى أهل مكة: وأما المراسيل فقد كان يحتج بها العلماء فيما مضى مثل سفيان الثوري، ومالك بن أنس والأوزاعي، حتى جاء الشافعي فتكلم فيه، وتابعه على ذلك أحمد بن حنبل وغيره.
قال أبو داود: فإذا لم يكن مسند ضد المراسيل، ولم يوجد (مسند) ، فالمراسيل يحتج بها، وليس هو مثل المتصل في القوة، انتهى».
انظر: «شرح علل الترمذي» 1/ 543.

Различались только условия к такому хадису и определение его вида.

У маликитов и ханафитов это передача сподвижником напрямую от пророка, мир ему и благословение Аллаха, того, что он сам от пророка, мир ему и благословение Аллаха, не слышал. Также передача табиина и табии табиина. См. Ас-Сарахси аль-Ханафи «Усуль ас-Сарахси» 1/360, аль-Карафи аль-Малики «Шарх танкых аль-фусуль» 379.

У аш-Шафии это два два вида сообщений. Первый — это передача сподвижником напрямую от пророка, мир ему и благословение Аллаха, того, что он сам от пророка, мир ему и благословение Аллаха, не слышал. Второй — передача табиином напрямую от пророка, мир ему и благословение Аллаха, и для ее принятия у имама два условия: 1 — чтобы это был один из старшего поколения табиинов, 2 — чтобы передачу сопровождал один из усиливающих ее признаков: или хадис с таким же смыслом с непрерывной цепочкой, или хадис «мурсаль» от другого табиина с таким же смыслом, или мнение сподвижника с таким же смыслом, или чтобы его смысл соответствовал фатве большого количества ученых. См. Аш-Шафии «ар-Рисаля», с. 461.

От Ахмада ибн Ханбаля две передачи по этому вопросу и основная заключается в том, что хадис «мурсаль» является доводом. Поясняет кады Абу Я’ля аль-Фарра аль-Ханбали, что подразумевается под таким хадисом у ханбалитов: «Хадис «мурсаль» — вид доказательства, обязательно использовать его (в качестве довода). Его вид таков, что передатчик оставляет (не упоминает) другого передатчика из середины (цепочки). Например, если табиин передает от пророка, мир ему и благословение Аллаха, или табии табиин от сподвижника, а тот от пророка, мир ему и благословение Аллаха». См. «Аль-Удда» 3/906.

قال القاضي أبو يعلى الفراء الحنبلي: «الخبر المرسل حجة ويجب العمل به وصورته أن يترك الراوي رجلا في الوسط مثل أن يروي التابعي عن النبي ، أو يروي تابعي التابعي عن الصحابي عن النبي صلى الله عليه وسلم».
انظر: «العدة» 3/ 906.

Вкратце из исследования в журнале от муфтията Саудии «Маджалля аль-бухус аль-ислямия» 20/265-266,

Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали пояснил, что хадисоведы, говоря о слабости и неприемлемости хадиса, имеют ввиду конкретное сообщение само по себе, а правоведы, принимая хадис «мурсаль» исходят из того, что их смысл верен и подтверждается какими-либо другими признаками, которые придают ему силу; затем сказал: «И упомянул Ибн Джарир (ат-Табари) и другие, что необусловленное заявление о том, что хадис «мурсаль» не является доказательством (вообще), без разделения на различные ситуации — это нововведение, которое появилось через 200 лет (после хиджры)«. См. «Шарх ‘иляль ат-Тирмизи» 1/544.

قال الحافظ ابن رجب الحنبلي: «وقد ذكر ابن جرير وغيره أن إطلاق القول بأن المرسل ليس بحجة من غير تفصيل بدعة حدثت بعد المائتين«.
انظر: «شرح علل الترمذي» 1/ 544.

См. также про слабые хадисы, которые подтверждаются наследуемой практикой

источник

Мнения ученых о том, куда лучше смотреть во время молитвы в аль-Хараме

Шейха Абдулькарима аль-Худейра спросили: "Молящемуся в Запретной мечети нужно смотреть на Каабу или на место своего земного поклона?"

Шейх ответил: "Вся хвала одному лишь Аллаху, мир и благословение тому, после кого уже нет и не будет пророков.
А затем.
(1 мнение) Большинство ученых на мнении, что ему следует смотреть на место своего земного поклона.
(2 мнение) А имам Малик говорит, что нужно смотреть на Каабу.
(3 мнение) В любом случае, пусть поступает так, как лучше для него. Только нужно, чтобы он не поднимал голову, а что помимо этого, то пусть поступает так, как лучше для него в плане смирения. Ведь может быть так, что если он будет смотреть на место земного поклона, то это будет отвлекать его из-за того, что там будут рисунки и украшения. Так что пусть смотрит туда, куда смотреть лучше для него и для присутствия его сердца в молитве.
И Аллах лучше знает.
Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

См. http://www.almoslim.net/node/136296
Перевод: https://muntaqa.info/prdkb



Устранение ошибочного понимания в русскоязычной среде о мнении аш-Шафии по поводу сбривания бороды

Сначала необходимо сделать предисловие, оговорив несколько пунктов.
Во-первых, одной из великих областей знания в исламском фикхе является знание о единогласиях и разногласиях ученых. Знание единогласий предоставляет доводы, которыми обладатели знания наставляют, исправляют, подсказывают верное решение проблем, вставших перед мусульманами, и ограничивают круг приемлемых разногласий. Знание разногласий помогает в поддержании единства и братских отношений с мусульманином, совершающим в наших глазах порицаемый или запретный поступок, но имеющим законные оправдания, лишающие нас права его порицать, предостерегать от него и портить с ним отношения.

Во-вторых, одной из особенностей шариата является недопустимость приписывания человеку того, что он не говорил, не имел в виду и к чему не имеет отношения. Особенно велика важность соблюдения этой основы в отношении ученых, и велика опасность пренебрежения ей. Ведь если при соблюдении ее в отношении простых мусульман соблюдаются их права и достигается избежание несправедливости, то соблюдение ее в отношении ученых - это еще и охрана одного из столповсохранности шариата.

В-третьих, приближаясь к рассматриваемой теме, важно подчеркнуть, что все имамы считали нужным и правильным отпускать бороду, и тот, кто доверяет их пониманию религии, действительно уважает их и следует за ними, не станет разделять между их наставлениями, ревностно выполняя их в одном вопросе и полностью пренебрегая ими в другом.
В-четвертых, особенность работы с текстами в шариате такова, что необходимо понимать содержащиеся в них термины и постановления в соответствии с тем, что они значили в терминологии автора, а не в соответствии с тем значением этих терминов, которое сформировалось в понимании людей, далеких к автору слов.

Сказал имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, говоря о бритье головы: «… Даже если в отношении бороды это не разрешается…» См. «Аль-Умм» 6/88.
Имам не сказал «запрещено» (харам, мухаррам), а сказал «не разрешается»: لا يجوز (ля яджуз). Это выражение было истолковано некоторыми братьями как «запрещено» (мухаррам), что послужило причиной появления новых очагов недопонимания и напряженности, и, порой, могло подтолкнуть к сомнениям в компетентности ученых, пришедших после имама. Речь, конечно же, об ученых, воспитанных и достигших вершин в школе имама аш-Шафии, и однозначно постановивших, что укорачивание и сбривание бороды в мазхабе – это не запретное (харам), а порицаемое, нежелательное (макрух) дело.

Смысл слов «ля яджуз» со стороны науки «усуль аль-фикх».
«Ля яджуз» (не разрешается) говорится о том, что не является «джаиз» (разрешенным). «Джаиз» может иметь широкое значение - «халяль», противоположен которому «харам», а может ограниченное значение - «мубах» (дозволенное), т.е. хукм, находящийся посередине в градации: уаджиб (обязательное) – мустахабб (желательное) – мубах (дозволенное) – макрух (порицаемое, нежелательное) – харам (запрещенное).
Таким образом, то, в чем отрицается дозволенность, может относиться к категории «макрух», и может относиться к категории «харам». Писал Ибн Амир аль-Хаддж аль-Ханафи: «Слова «не разрешенное» или равны «хараму», или имеют более широкое значение». См. «Ат-Такрируаат-тахбир» 3/288. Писал Закария аль-Ансари аш-Шафии: «Порицаемое (макрух) иногда может быть назван как «не разрешенное», со стороны именования разрешенным (джаиз) то, что находится посередине (в градации хукмов)». См. «Асна аль-маталиб» 1/285.

Другой пример использования термина «не разрешается» (ля яджуз)у имама аш-Шафии.

Говорит аль-Хатыбаш-Ширбини аш-Шафии, поясняя положение молитвы затмения: «А что касается слов аш-Шафии «не разрешается (ля яджуз) ее оставлять», то их следует понимать как нежелательность (караха – макрух), выраженную в такой форме для дополнительного подтверждения. Так их следует понимать для того, чтобы эти его слова соответствовали его словам в других местах. И порицаемое (макрух) иногда может быть описано как «не разрешенное». См. «Аль-Икна’» 1/189.

Пример использования термина «не разрешается» (ля яджуз) в значении «нежелательно» у ранних шафиитских ученых.

Говорит Абу Исхакаш-Ширази в «аль-Мухаззаб»: «И не разрешается (ля яджуз) ему использовать правую руку для очищения после справления нужды».
Комментирует ан-Навави: «Внешне эти слова указывают на запрещенность (тахрим – харам) использования правой руки для очищения после справления нужды, однако большинство наших товарищей на том, что положение этого – нежелательность, как мы уже упомянули. И поддерживают это слова аш-Шафии в «Мухтасаре» аль-Музани: «Запрет (ан-нахью) использовать правую руку относится к сфере адаба (культуры поведения)». И можно слова автора и тех, кто выразился так же как и он, понять как «не разрешается» в значении «не то, что является дозволенным (мубах)», которое находится посередине градации, между совершением и оставлением, а является нежелательным, совершение которого вернее будет оставить. Это один из двух известных мазхабов в «усуль аль-фикх». Автор использовал выражение «не разрешено» (ля яджуз) так же и в других местах, упомянутое в которых не является запрещенным (мухаррам), и там так же следует применить данный ответ. А если кто-то скажет: «Это не является обычаем в книгах мазхаба», - мы ответим: «Это есть в них, пусть даже в небольшом количестве, и нет препятствия в том, чтобы использовать данную фразу в смысле, соответствующем термину усуль аль-фикх». См. «Аль-Маджму’» 2/110.

Каков смысл слов имама аш-Шафии «не разрешается», написанных им о бритье бороды?

Отвечает шафиитский исследователь, шейх Мухаммад Салим Бухейри: «Я уже объяснил в своих статьях, что аш-Шафии не высказался о запрещенности (харам), как ошибочно поняли это некоторые шафииты, а высказался он о «не разрешенности». Есть разница между словами аш-Шафии «запрещено» и «не разрешается», и о ней известно шафиитам. Поэтому слова аш-Шафии: «Не разрешается оставлять молитву затмения», - означают: не является «дозволенным» (мубах). И так же с его словами о бороде: «не разрешается» значит не является «дозволенным» (мубах) – средним положением в градации между совершением и оставлением».
См. http://ask.fm/mohamed_salim_behery/answers/138582747669

Как поняли смысл слов «не разрешается», написанных имамом аш-Шафии о бритье бороды, двакрупнейших исследователя мазхаба – ан-Навави и ар-Рафи’и?

Мнение этих имамов имеет особое значение. Именно насчет них объединились последующие шафиитские ученые, что они лучше остальных исследовали слова имама аш-Шафии ипредставителей разных шафиитских школ, лучше знали правила и термины мазхаба, были сильнейшими в определении более сильных мнений внутри мазхаба.
Говорит ан-Навави: «Правильным мнением является нежелательность (порицаемость, караха – макрух) убирать что-либо из нее (бороды) вообще (в каком бы виде это ни было)». См. «Аль-Маджму’» 1/290.
Так же говорит: «Подраздел. Упомянул Абу Талиб аль-Макки в «Кут аль-кулюб», затем аль-Газали в «аль-Ихья» десять порицаемых (макрух) действий, связанных с бородой… Четвертое: ее выщипывание в начале ее появления и уменьшение ее бритвой, желая вида безбородой юности». – Затем перечислил еще 6 пунктов, добавив от себя замечание лишь по последним двум. См. «Аль-Маджму’» 1/291.
Так же писал: «Порицаемым (юкрах – макрух) является… и убирать что-либо из бровей и бороды… и ее бритье и выщипывание, особенно при ее первом появлении». См. «Ат-Тахкык» 51.
Ибн Хаджараль-Хайтами аш-Шафии подтверждает, что таково мнение ан-Навави и передает мнение ар-Рафи’и, называя их «два шейха» разбирая положение о наказании сбриванием бороды: «…А если исходить из того, что это (само по себе бритьё бороды) порицаемо (караха – макрух), в соответствии с тем, на чем два шейха и другие, то не будет основания для запрета (такого наказания), если его посчитает нужным имам». См. «Тухфату аль-мухтаджма’ахауашиаш-Шарваниуа аль-Аббади» 9/178.

Слова трех правоведов из последующих поколений шафиитских ученых, чьи пояснения мазхаба считаются самыми верными и авторитетными.

Говорит Ибн Хаджар аль-Хайтами: «И передано от Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, похоже, с непрерывной цепочкой, что он брал бороду в кулак и убирал то, что было больше. Однако достоверно передано в двух «Сахихах» веление отпускать бороду, то есть не убирать из нее ничего. И этому отдается предпочтение, поскольку это более достоверно. А что касается первого, то его можно понять как разъяснение того, что веление отпускать бороду означает желательность. И это объяснение более уместно, чем объяснение, что это касается тех случаев, когда ее величина превышает обычный размер, потому что явный смысл слов наших имамов – нежелательность убирать что-либо из нее вообще. А заявление, что ее отпускание обезображивает человека, недопустимо. Обезображивает его только лишь оставление ухода за ней». См. «Тухфату аль-мухтаджма’ахауашиаш-Шарваниуа аль-Аббади» 9/376.

Говорит ар-Рамли: «Рекомендуется (желательно) делать пробор в волосах, расчесывать их, расчесывать бороду, и порицается (юкрах – макрух) выщипывание ее и бритьё». См. «Нихаяту аль-мухтадж» 8/149.

Писал аль-Хатыбаш-Ширбири: «Является порицаемым выщипывание бороды в начале ее появления, желая вида безбородой юности». См. «Мугни аль-Мухтадж» 6/144, «аль-Икна’» 2/595.

Воинственный фанатизм к современным шейхам при осуждении фанатизма к большим имамам прошлого





Пишет шейх аль-Абидин ибн Ханафия аль-Джазаири:

«Из примеров этого (современных отклонений) — фанатизм некоторых из них к словам ученых-современников. Дело доходит до того, что они ограничивают ими знание первых и последних. Не существует мнения, кроме того, которое высказал такой-то. Не существует подтверждения достоверности, кроме того, что удостоверил такой-то.
Однако, основы приверженцев сунны не приемлют этого.
Более того: это — особенность шиитов, которая заключается в приписывании безошибочности их имамам. А у нас безошибочностью характеризуется только вся исламская община целиком, которую представляет собой единогласие ученых (иджма’).
Затем они разжигают вражду против тех, кто не согласился с ними в их фанатизме. И они при этом порицают тех, кто проявляет фанатизм по отношению к имамам принятых к следованию мазхабов, но если бы фанатизм был приемлемым, то был бы допустим именно в отношении предшественников

См. «Выход из положения, в котором искажается манхадж».

كتب الشيخ العابدين بن حنفية الجزائري: «ومن ذلك — أي الانحراف في المنهج — تعصب بعضهم لأقوال العلماء المعاصرين، حتى إنهم يختصرون فيهم علم الأولين والآخرين، فلا قول إلا ما قال فلان، ولا تصحيح إلا ما صحح فلان ، وأصول أهل السنة تأبى هذا، بل هي نزعة الشيعة في ادعاء العصمة لأئمتهم، أما نحن فالعصمة عندنا لمجموع أمتنا ممثلة في إجماع العلماء، ثم إنهم يعادون من يخالفهم في تعصبهم، ويذمون من يتعصب لأئمة المذاهب المتبوعين، ولو كان التعصب مقبولا؛ لكان من نصيب المتقدمين».
انظر: «المخرج من تحريف المنهج».

https://muntaqa.info/tahrif/

Основные мнения ученых о том, когда наступает время Ночи предопределения

Мнение ученых ханафитского мазхаба

У ученых ханафитского мазхаба распространены три мнения по этому вопросу.

1. Одно из мнений, широко известных от имама Абу Ханифы: ночь предопределения бывает каждый год и может быть в любые из суток года.

Пишет имам Ибн Абидин аль-Ханафи: «В «аль-Бахре» передано из «аль-Хания», что широко известным мнением, переданным от имама (Абу Ханифы) является то, по которому эта ночь перемещается по всему году, и может быть в рамадане, а может быть в другом месяце.
Я скажу: в пользу этого говорит то, что упомянул Повелитель познавших, мой господин Мухьиддин ибн ‘Араби в его книге «аль-Футухат аль-маккия», сказав: «У людей сложилось разногласие насчет Ночи предопределения, то есть насчет ее времени. Среди них есть те, кто говорит, что она перемещается по всему году. И я высказываю это же мнение. Я видел ее в шаабан, в месяц раби’ и в рамадан. И больше всего я ее видел в рамадан, среди последних из десяти его ночей. А однажды я видел ее среди десяти средних ночей рамадана. (Видел) в его четные и нечетные ночи. Таким образом, я убежден, что она перемещается по всему году и бывает как в четные, так и нечетные сутки месяца». См. «Радд аль-мухтар» 2/453.

قال الإمام ابن عابدين الحنفي: «وَذَكَرَ فِي الْبَحْرِ عَنْ الْخَانِيَّةِ أَنَّ الْمَشْهُورَ عَنْ الْإِمَامِ أَنَّهَا تَدُورُ أَيْ فِي السَّنَةِ كُلِّهَا قَدْ تَكُونُ فِي رَمَضَانَ وَقَدْ تَكُونُ فِي غَيْرِهِ. اهـ.
قُلْت: وَيُؤَيِّدُهُ مَا ذَكَرَهُ سُلْطَانُ الْعَارِفِينَ سَيِّدِي مُحْيِي الدِّينِ بْنُ عَرَبِيٍّ فِي فُتُوحَاتِهِ الْمَكِّيَّةِ بِقَوْلِهِ: وَاخْتَلَفَ النَّاسُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ أَعْنِي فِي زَمَانِهَا، فَمِنْهُمْ مَنْ قَالَ هِيَ فِي السَّنَةِ كُلِّهَا تَدُورُ وَبِهِ أَقُولُ. فَإِنِّي رَأَيْتهَا فِي شَعْبَانَ وَفِي شَهْرِ رَبِيعٍ، وَفِي شَهْرِ رَمَضَانَ، وَأَكْثَرُ مَا رَأَيْتهَا فِي شَهْرِ رَمَضَانَ وَفِي الْعَشْرِ الْآخِرِ مِنْهُ، وَرَأَيْتهَا مَرَّةً فِي الْعَشْرِ الْوَسَطِ مِنْ رَمَضَانَ فِي غَيْرِ لَيْلَةٍ وِتْرٍ وَفِي الْوِتْرِ مِنْهَ فَأَنَا عَلَى يَقِينٍ مِنْ أَنَّهَا تَدُورُ فِي السَّنَةِ فِي وِتْرٍ وَشَفْعٍ مِنْ الشَّهْرِ اهـ «. انظر: «رد المحتار» 2/ 453.

2. Мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани: Ночь предопределения находится в месяце рамадан, и она каждый год приходится на одни и те же сутки рамадана, точная дата которых неизвестна.

3. Мнение имама Абу Ханифы, которое зафиксировано, как его мазхаб: Ночь предопределения находится в месяце рамадан, и каждый год она может передвигаться и быть в любые сутки рамадана. В какой-то год это может быть первая ночь рамадана, а в какой-то двадцать третья и т.п.

Пишет имам Ибн Абидин: «Ночь предопределения находится в рамадане по единогласию (между имамами мазхаба), то есть она связана с ним в том смысле, что она есть тогда, когда есть он. Она относится к рамадану у имама (Абу Ханифа) и его двух соратников (Абу Юсуфа и Мухаммада ибн аль-Хасана), однако у них это конкретная ночь, а у него (Абу Ханифы) не какая-либо конкретная». См. «Радд аль-мухтар» 2/452.

قال الإمام ابن عابدين: «(لَيْلَةُ الْقَدْرِ دَائِرَةٌ فِي رَمَضَانَ اتِّفَاقًا) أَيْ دَائِرَةٌ مَعَهُ بِمَعْنَى أَنَّهَا تُوجَدُ كُلَّمَا وُجِدَ فَهِيَ مُخْتَصَّةٌ بِهِ عِنْدَ الْإِمَامِ وَصَاحِبِيهِ لَكِنَّهَا عِنْدَ هُمَا فِي لَيْلَةٍ مُعَيَّنَةٍ مِنْهُ وَعِنْدَهُ لَا تَتَعَيَّنُ». انظر: «رد المحتار» 2/ 452.

Какое из этих мнений считается главным в мазхабе?

Главным считается третье мнение.

Пишет шейх Аляуддин аль-Хаскафи аль-Ханафи: «В «аль-Мухыт» сказано: «И фатва дается согласно мнению имама (Абу Ханифы)». См. «Ад-Дурр аль-мухтар», с. 154.

قال الشيخ علاء الدين الحصكفي الحنفي: «قال في المحيط: والفتوى على قول الامام». «الدر المختار»، ص. 154.

Что насчет сообщений о том, что это двадцать седьмая ночь?

Пишет имам Ибн Абидин: «Двадцать седьмая ночь… — это одно из мнений насчет нее, и у этого мнения много доводов в хадисах. Имам (Абу Ханифа) ответил на них, что это было в тот год». См. «Радд аль-мухтар» 2/453.

قال الإمام ابن عابدين: «لَيْلَةُ السَّابِعِ وَالْعِشْرِينَ… هُوَ أَحَدُ الْأَقْوَالِ فِيهَا وَلَهُ أَدِلَّةٌ كَثِيرَةٌ مِنْ الْأَحَادِيثِ وَأَجَابَ عَنْهَا الْإِمَامُ بِأَنَّ ذَلِكَ كَانَ فِي ذَلِكَ الْعَامِ». انظر: «رد المحتار» 2/ 453.

То есть в тот год, в который пророк, мир ему и благословение Аллаха, хотел сообщить о ней, но не стал, и некоторые сподвижники по воспоминаниям восстановили, что это была двадцать седьмая ночь.

Мнение ученых маликитского мазхаба

По мнению ученых маликитского мазхаба ночь предопределения не фиксирована на определенной дате. Писал имам Абу аль-Уалид Мухаммад ибн Рушд аль-Малики (дед): «Есть те, кто склонился к тому, что ночь предопределения не перемещается, а (эти хадисы о времени ночи предопределения) посчитал противоречивыми и удостоверил один из них, считая, что он приоритетнее другого. И есть те, кто склонился к тому, что она перемещается, и сказал: «В один год она была в 21 ночь, в другой год в 23 ночь, еще в другой в 27 ночь согласно хадису Убейя ибн Ка’ба и Муавии. И это мнение правильное». См. «Аль-Баян уа ат-тахсыль» 17/329.

قال الإمام أبو الوليد محمد بن رشد الجد المالكي: «فمن الناس من ذهب إلى أن ليلة القدر لا تنتقل، فحمل ذلك على التعارض وصحح أحد الحديثين ورآه أولى من الآخر، ومنهم من ذهب إلى أنها تنتقل فقال: كانت في العام الواحد ليلة إحدى وعشرين، وفي العام الثاني آخر ليلة ثلاث وعشرين، وفي عام آخر ليلة سبع وعشرين، على حديث أبي بن كعب ومعاوية وهو الصحيح في النظر». انظر: «البيان والتحصيل» 17/ 329.

К тому же она не ограничена лишь в последних десяти ночах рамадана.

Пишет выдающийся правовед аль-Хаттаб ар-Руайни аль-Малики: «Желателен итикаф в последние десять дней рамадана, чтобы стремиться застать Ночь предопределения, которая в основном бывает в это время».
И немногим далее передает слова имама Халиля ибн Исхака аль-Малики: «Третье мнение заключается в том, что это не конкретная фиксированная ночь, и что она перемещается из года в год, и она не ограничена лишь в последних десяти ночах (рамадана), но в основном бывает среди последних десяти ночей (рамадана). К этому склонился Малик…» См. «Мауахиб аль-Джалиль» 2/464.

قال الشيخ الحطاب الرعيني المالكي: «يُسْتَحَبُّ اعْتِكَافُ الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ لِأَجْلِ طَلَبِ لَيْلَةِ الْقَدْرِ الَّتِي يَغْلِبُ كَوْنُهَا فِيهِ»
ثم نقل كلام الإمام خليل بن إسحاق المالكي: «…الْقَوْلُ الثَّالِثُ: إنَّهَا لَيْسَتْ فِي لَيْلَةٍ بِعَيْنِهَا وَإِنَّمَا تَنْتَقِلُ فِي الْأَعْوَامِ وَلَيْسَتْ مُخْتَصَّةً بِالْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ وَالْغَالِبُ مِنْ ذَلِكَ أَنْ تَكُونَ فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ وَإِلَى هَذَا ذَهَبَ مَالِكٌ…» انظر: «مواهب الجليل» 2/ 464.

Затем, насчет того, перемещается ли Ночь предопределения по всему году, или только по месяцу рамадан два мнения у маликитов, и первому отдается предпочтение.

Писал шейх Мухаммад ибн Ахмад ад-Дусукы аль-Малики: «То, что она перемещается по всему году, посчитал правильным (Ибн Рушд-дед) в «аль-Мукаддимат», сказав: «К этому склонились Малик, аш-Шафии и большинство обладателей знания. И это наиболее приоритетное из мнений». А что касается того, что она перемещается по рамадану, то этому мнению придал известность Ибн Галляб». См. «Хашия ад-Дусукы ‘аля аш-Шарх аль-кабир» 1/551.

قال العلامة محمد بن أحمد الدسوقي المالكي: «كَوْنِهَا دَائِرَةٌ بِالْعَامِّ ، وَهُوَ مَا صَحَّحَهُ فِي الْمُقَدِّمَاتِ حَيْثُ قَالَ وَإِلَى هَذَا ذَهَبَ مَالِكٌ وَالشَّافِعِيُّ وَأَكْثَرُ أَهْلِ الْعِلْمِ، وَهُوَ أَوْلَى الْأَقَاوِيلِ وَقَوْلُهُ أَوْ دَائِرَةً فِي رَمَضَانَ، وَهُوَ الَّذِي شَهَّرَهُ ابْنُ غَلَّابٍ». انظر: «حاشية الدسوقي على الشرح الكبير» 1/ 551.

Мнение ученых шафиитского мазхаба

Пишет имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии: «Мазхаб заключается в том, что она постоянно бывает в определенную из (последних) десяти ночей. И наибольшая надежда (в том, что это она) в нечетные из них. Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, склонялся к тому, что она, то есть эта определенная ночь — 21 или 23 ночь, потому что «пророку, мир ему и благословение Аллаха, она была показана среди последних нечетных ночей, и на следующее утро он делал земной поклон (в молитве) в воду и глину», и это была 21 ночь, как передано в двух достоверных сборниках. И 23 ночь, как в сборнике Муслима». См. «Тухфа аль-мухтадж» 3/462.

قال الإمام ابن حجر الهيتمي الشافعي: «وَالْمَذْهَبُ أَنَّهَا تَلْزَمُ لَيْلَةً بِعَيْنِهَا مِنْ لَيَالِي الْعَشْرِ وَأَرْجَاهَا الْأَوْتَارُ (وَمَيْلُ الشَّافِعِيِّ — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ — إلَى أَنَّهَا) أَيْ: تِلْكَ اللَّيْلَةَ الْمُعَيَّنَةَ (لَيْلَةُ الْحَادِي) وَالْعِشْرِينَ (أَوْ) لَيْلَةُ (الثَّالِثِ وَالْعِشْرِينَ) لِأَنَّهُ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — «أُرِيَهَا فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ فِي لَيْلَةٍ وِتْرٍ مِنْهُ وَأَنَّهُ سَجَدَ صَبِيحَتَهَا فِي مَاءٍ وَطِينٍ» فَكَانَ ذَلِكَ لَيْلَةَ الْحَادِي وَالْعِشْرِينَ كَمَا فِي الصَّحِيحَيْنِ وَلَيْلَةُ الثَّالِثِ وَالْعِشْرِينَ كَمَا فِي مُسْلِمٍ». انظر: «تحفة المحتاج» 3/ 462.

Мнение ученых ханбалитского мазхаба

Пишет имам Абу ан-Наджа аль-Хаджауи аль-Ханбали: «Она относится к десяти последним ночам рамадана, и ее следует искать в эти ночи. Нечетные ночи первостепенны. И наибольшая надежда (что это она) в 27 ночь, согласно словам (Ахмада ибн Ханбаля)». См. «Аль-Икна» 1/320.

قال الإمام أبو النجا الحجاوي الحنبلي: «هي مختصة بالعشر الأواخر من رمضان فتطلب فيه وليالي الوتر آكد وأرجاها ليلة سبع وعشرين نصا». انظر: «الإقناع» 1/ 320.

Выбор хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни аш-Шафии

В последнее время довольно распространенным стало мнение хафиза Ибн Хаджара, и поэтому будет полезно упомянуть его тоже.

Он писал: «Наиболее весомым из всех мнений является то, по которому она относится к нечетным из последних десяти ночей, и она перемещается (из года в год), как это понимается из хадисов этой главы». См. «Фатх аль-Бари» 4/266.

قال الحافظ أبو الفضل أحمد بن حجر العسقلاني الشافعي: «وَأَرْجَحُهَا كُلِّهَا أَنَّهَا فِي وِتْرٍ مِنَ الْعَشْرِ الْأَخِيرِ وَأَنَّهَا تَنْتَقِلُ كَمَا يُفْهَمُ مِنْ أَحَادِيثِ هَذَا الْبَابِ». انظر: «فتح الباري» 4/ 266.

***

Малоизвестное мнение имама Такыюддина ибн Таймии уже приводилось по следующей ссылке: https://muntaqa.info/ibn-tajmija-ramadan

Какова мудрость в том, что знание о времени Ночи предопределения было скрыто?

Пишет имам Ибн Кудама: «Сказали некоторые обладатели знания: «Аллах оставил эту ночь неизвестной для исламской общины, чтобы они прилагали усердие в стремлении встретить ее и проявляли старание в поклонении весь месяц, желая застать ее. Так же как Он скрыл время ответа на дуа в пятницу, чтобы они делали побольше дуа весь день, скрыл Свое величайшее имя среди других Его имен и скрыл Свое довольство среди различных видов повиновения, чтобы люди проявляли усердие в том, чтобы собрать все это. Скрыл окончание срока жизни и время Судного дня, чтобы люди усердствовали в делах, опасаясь наступления (конца)». См. «Аль-Мугни» 3/184.

قال الإمام ابن قدامة: «قَالَ بَعْضُ أَهْلِ الْعِلْمِ: أَبْهَمَ اللَّهُ تَعَالَى هَذِهِ اللَّيْلَةَ عَلَى الْأُمَّةِ لِيَجْتَهِدُوا فِي طَلَبِهَا، وَيَجِدُّوا فِي الْعِبَادَةِ فِي الشَّهْرِ كُلِّهِ طَمَعًا فِي إدْرَاكِهَا، كَمَا أَخْفَى سَاعَةَ الْإِجَابَةِ فِي يَوْمِ الْجُمُعَةِ، لِيُكْثِرُوا مِنْ الدُّعَاءِ فِي الْيَوْمِ كُلِّهِ، وَأَخْفَى اسْمَهُ الْأَعْظَمَ فِي الْأَسْمَاءِ وَرِضَاهُ فِي الطَّاعَاتِ، لِيَجْتَهِدُوا فِي جَمْعِهَا، وَأَخْفَى الْأَجَلَ وَقِيَامَ السَّاعَةِ، لِيَجِدَّ النَّاسُ فِي الْعَمَلِ، حَذَرًا مِنْهُمَا». انظر:
«المغني» 3/ 184.

muntaqa.info

Шейх Абдуллах ибн Гудаян о призыве оставить мазхабы и следовать напрямую Корану и Сунне




Ведущий: Да воздаст Аллах добром шейху Абдуллаху ибн Гудаяну. К нам поступили вопросы из разных регионов, и мы начнем с Медины. Пусть брат Хабибуррахман приступает, заранее благодарим его.

Хабибуррахман: Да облагодетельствует вас Аллах, шейх, и да благословит вас и ваши знания, и да распространит посредством вас пользу для Ислама и мусульман. Спрашивающий говорит: "Мы слышим, как некоторые люди говорят, что нет причин для изучения фикха по мазхабам, и нужно брать фикх прямо из Корана и сунны. Зачем нам утруждать себя изучением того, что говорят люди (правоведы)? Какова правильная позиция по этому вопросу? Да воздаст вам Аллах добром".

Шейх: Я думаю, дело в том, что когда люди специализируются в определенной отрасли знаний, то становятся фанатичными к ней и не считаются с другими науками. Так некоторые из тех, кто специализируется в сунне (в хадисах) - ты видишь, что он вообще не хочет (считаться) с фикхом, не хочет (считаться) с усуль аль-фикхом (основами права), не хочет (считаться) с кауаид аль-фикх (правилами фикха), не хочет (считаться) с макасыд аш-шариа (наукой о шариатских приоритетах). И хочет извлекать положения из доводов, опираясь на свой вкус, в то время как он непригоден для этого!

Если мы откроем эту дверь, то невозможно будет, чтобы в делах людей установился порядок, согласующийся с верной научной методологией. И этот вопрос, в действительности, обращен к четырем имамам мазхабов, потому что фикх каждого имама записан. Ты этим вопросом будто бы возражаешь имаму Ахмаду, имаму Малику, имаму аш-Шафии, имаму Абу Ханифе и другим правоведам. Поскольку богатство имеющегося наследия в фикхе таково, что если кто-то возьмется, то не сможет сосчитать книги (ученых и имамов по фикху мазхабов). Это богатство невозможно оценить. Потому что фикх, который есть... Чтобы вы поняли положение этого вопроса - этот вопрос становится сам по себе ошибочным.

Этот (кто на мнении, озвученном в вопросе) - бедолага! Он как тот, который однажды шел со мной, когда я направлялся в мечеть, чтобы провести урок. Он сказал: "Клянусь Аллахом, для меня проблемными являются (всего) три вопроса в фикхе". Я посмотрел на его лицо, а на нем еще не появились даже зачатки бороды. Я спросил: "Тебе непонятны всего три вопроса?" Он говорит: "Ага". Я спросил: "А где ты учишься?" Говорит: "В средней школе". - Он учится в средней школе и ощущает себя так, будто для него непонятны всего три вопроса в фикхе.

Так вот тот, кто задает этот вопрос - он такой же. Потому что он - невежда в правилах выведения законов шариата (аль-кауаид аль-фикхия) , невежда в приоритетах выведения законов шариата (макасыд аш-шариа), невежда в основах выведения законов шариата (усуль аль-фикх).

Потому что есть наука усуль аль-фикх, которая используется для извлечения постановлений из доводов. Есть наука кауаид аль-фикх, она собирает для тебя из разных тем ответвления (единичные постановления), которые объединяет некое общее правило. И таких ответвлений не сосчитать в различных разделах фикха. Как, например, с правилом: "Сложность влечет облегчение". Например: "Когда убежденности противостоит сомнение, держись убежденности и оставь сомнение", т.е. "убежденность не устраняется сомнением". И, например, правило: "Поступки оцениваются по их целям". Нет ответвления в фикхе, на которое бы не распространялись эти правила.

Этот спрашивающий не имеет понятия ни о фикхе, ни об усуль аль-фикхе, ни о кауаид аль-фикх, ни о макасыд аш-шариа. Не имеет понятия, бедный - это с одной стороны. А с другой: в исламской общине в каждой стране у каждого из четырех мазхабов есть ученые-наследники, которые сейчас ведут работу в них (в своих мазхабах). Да.


Путь ахлю сунна словами ученых и шейхов


Кого имеют ввиду ученые под словом "нововведенцы"?

Известно и признано среди ученых, что правоведы не относятся к числу нововведенцев и приверженцев страстей за их разногласия в ответвлениях фикха.

Пишет имам Аляуддин аль-Мардауи аль-Ханбали:

"Когда ученые используют слово "нововведенцы", то под ним подразумеваются приверженцы страстей из джахмитов, кадаритов, му'тазилитов, хариджитов, рафидитов и подобных им. А правоведы не из них согласно тому, что считается правильным мнением у ученых. На этом мнении большинство (ханбалитов). И сказал Ибн Муфлих в его "Усуле": "Это сказал Ибн Акыль и другие. Это известное положение среди ученых и за ним приоритет".

См. "Ат-Тахбир шарх ат-тахрир" с. 1890.

перевод

Отличие книг по фикху мазхабов от книг по самостоятельному фикху современников.




"Эта книга "Зад аль-мустакни", знаешь ли ты сколько времени ушло на ее составление? "Зад аль-мустакни" - сколько времени ушло, чтобы его написать? Кто нам ответит? Век? Нет, больше этого. 800 лет? Чуть меньше этого. Хорошо.

Сказал мне один из братьев, что один человек написал книгу по фикху, и провел в размышлении над ней, ее вопросами, над выбором "более сильных" мнений для нее, над доводами примерно 25 лет, и поэтому это ценная, великая, исследованная книга и нужно стремиться приобрести ее.

Эти слова - хороши. Но я сказал ему: "Знаешь ли ты о книгах подобных "Зад аль-мустакни", подобных шархам аль-Бухути, да помилует его Всевышний Аллах - "ар-Рауд", "аль-Кашшаф", "Шарх аль-Мунтаха" - знаешь ли ты сколько времени ушло на то, чтобы их написать? Их составление заняло примерно 900-800 лет! Это если мы будем говорить об аль-Бухути из поздних ученых. А аль-Хаджауи умер в 998 г.х., то есть на его книгу ушло 700 лет. Хорошо.

Почему?
Потому что все они... В каждом мазхабе были правоведы, мухаддисы, языковеды, ученые морфологии, муфассиры, и можешь сказать что угодно (назвать любую науку), и судьи, и он (мазхаб) применялся на практике, по нему судили в шариатских судах, понятно? И давали фатвы людям мнениями мазхаба. Так? Мазхаб прошел через эти годы, был обслужен учеными и практиками стольких наук, а затем приходит какой-то человек и говорит: "Клянусь Аллахом, этот мазхаб слабый". - Невозможно такое сказать, уважаемые братья.

И подобные этим книги поздних ученых - их написание не заняло, как говорят: "Аль-Хаджауи написал ее за пять или шесть лет". - У него ушло пять лет, однако он основал ее на работе, проводившейся сотнями лет еще до него! Понятно или нет? Требующий знание должен это понять".