Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Любовь, страх и надежда

Оригинал взят у ikrima в Любовь, страх и надежда
Ибн аль-Мубарак сказал: "Мне сообщил Умар бин Абдуррахман бин Махди, который слышал, как Вахб бин Мунаббих сказал: "Один мудрый правитель сказал: "Я стесняюсь Аллаха поклоняться Ему только лишь желая в награду Рай, потому что так я буду как плохой наемный работник - если платят - работает, если нет - не работает. Я стесняюсь Аллаха поклоняться Ему только лишь по причине страха перед Адом, потому что так я буду как плохой раб, который работает, когда его пугают наказанием, а если не пугают, то не работает. И поистине, любовь к Нему выводит из меня то, что не выводит из меня ни что другое. (передал Абу Наим)

В комментариях к этим словам говорится, что этим самым он порицал поклонение, основанное только лишь на надежде на Аллаха или только на страхе перед Ним.

Некоторые саляфы говорили: "Тот, кто поклоняется только лишь на основе надежды на Аллаха, тот мурджиит. Тот, кто поклоняется только лишь на основе страха перед Аллахом, тот харурит (хариджит). А тот, кто поклоняется Аллаху только лишь на основе любви к Нему, тот еретик. Тот же, кто поклоняется Аллаху на основе страха перед Ним, надежды и любви к Нему, тот верующий единобожник. И это потому, что верующий должен поклоняться Аллаху на основе трех трех вещей, объединив их: любовь, страх и надежда. И тот, кто допустил упущение в чем-то из этого, тот допустил упущение в обязательных вещах веры".

А слова этого мудреца указывают на то, что любовь к Аллаху должна преобладать над страхом и надеждой.
Аль-Фудайль бин аль-'Ияд сказал: "Любовь лучше, чем страх" и засвидетельствовал словами этого мудреца, которые передал Вахб.

Также говорил и Яхья бин Муаз: "Достаточно тебе из страха столько, чтобы он не давал тебе совершать грехи. Но тебе никогда не будет достатка в любви к Аллаху".

Что касается страха и надежды, то большинство саляфов считает, что они равны по своему уровню и не отдают предпочтение одному перед другим. Это передается от аль-Фудайля бин аль-'Ияда и от Абу Сулеймана ад-Дарани.
К этому также относятся и слова Хузейфы аль-Мар'аши: "Если раб работает из страха, то это плохой раб. Если раб работает в надежде, то это плохой раб. Они оба равны передо мной". Здесь имеется в виду, если он работает на основе одного из этих двух чувств.

Аль-Вухайб бин аль-Варад сказал: "Не будь как работник, которому говорят "сделай то-то и то-то", на что он отвечает "согласен, но если вы мне хорошо заплатите". Здесь имеется ввиду порицание тем, кто не видит в своей работе ничего, кроме оплаты.

Из книги ибн Раджаба "Тахвифу мин ан-Нар"
Tags: ЗНАНИЕ
Subscribe

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

  • Не отвергайте Истину

    لا ترُدّوا الحق لقد أرسل الله الرسل للناس ، و أمرهم بالدعوة إلى عبادة الله و توحيده و لكن أكثر الأمم كذبوا الرسل ، و ردوا الحق الذي دُعوا إليه و…

Comments for this post were disabled by the author