Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Адабы дуа


بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения посланнику Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник.

А затем:

Воистину, одним из самых достойных повиновений, величайших поклонений и того, чем приближается мусульманин к своему Господу – является дуа[1], и это, потому что дуа включает в себя признание величественности Создателя и Его силы, Его богатства и могущества. В дуа входит принижение раба и его покорность перед своим Творцом, Свят Он и Велик.

Аллах повелел нам делать дуа и пообещал нам отвечать на него. Всевышний Аллах сказал:

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путем». Сура аль-Бакъара 186 аят.

Люди относительно дуа находятся в одном из трех положений: есть те, кто обращаются с дуа не к Аллаху, и это многобожники. Даже если они будут искренни в своих дуа в тяжелые моменты, это не поможет им. Всевышний Аллах сказал:

«Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей». Сура аль-Анкабут 65 аят.

В некотором роде на них похож тот мусульманин, который делает дуа Аллаху во время бедствий и несчастий, а когда он пребывает в благополучии – забывает и не просит.

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто хочет, чтобы Аллах отвечал ему в бедствиях, пусть чаще обращается с дуа в благополучии».[2]

Среди людей есть такие, которым Аллах дал большую милость, но они не благодарят Его, напротив, они проявляют гордость и высокомерие. Аллах сказал о таких:

Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». Сура Гъафир 60 аят.



Также есть верующие, которые познали могущество своего Господа и убедились, что нет в этом мире счастья и успеха, кроме как от Него.

Всевышний Аллах сказал, описывая их:

«Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами». Сура аль-Анбия 90 аят.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, объясняя своей умме достоинство дуа: «Нет вещи более благородной перед Аллахом, чем дуа».[3]

Анас передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Делайте дуа, говоря «я Заль-джаляли ва ль-икрам».[4]

Сказал поэт:

Не проси нужды своей у потомка Адама,

Проси Того, Чьи двери всегда открыты (для просящего).

Аллах гневается, если ты прекращаешь просить Его,

А потомок Адама гневается, когда к нему обращаются (с просьбой).

Рабу Аллаха нужно выполнять в своем дуа следующее:

Во-первых, искренность к Аллаху в дуа. От ан-Нуъмана бин Башира, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дуа – это поклонение».[5]

Всевышний Аллах сказал, выявляя обязательность искренности поклонения Ему:

«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне…». Сура аль-Бейина 5 аят.

Аллах также сказал:

«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом». Сура аль-Джинн 18 аят.

Во-вторых: чтобы раб не торопился в ожидании ответа на свое дуа. Аллах более знающ, в чем польза для Его рабов. Любому человеку, сделавшему дуа, будет отвечено; либо он получит то, что просил, либо от него будет отведено зло, либо он накопит дуа в качестве благого дела для загробной жизни, как это приходит в достоверном хадисе от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует[6]. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торопиться, желая ответ на дуа.

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), но не получил ответа!”»[7]

В-третьих: чтобы он не просил о грехе или порывании родственных связей.

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всегда на молитву раба будет отвечено, если только он не помолится о совершении злодеяния или разрыва кровных уз…»[8]

В-четвертых: чтобы во время дуа его сердце присутствовало и участвовало, стремилось к своему Господу во время мольбы в спокойствии и боязни Аллаха, будучи уверенным, в том, что  на дуа будет отвечено.

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Делайте дуа Аллаху, когда вы уверены в ответе, и знайте, что Аллах не отвечает на дуа того, чье сердце беспечно и праздно».[9]

В-пятых: боязнь Аллаха, проявляющаяся в том, чтобы повиноваться Аллаху и отстраняться от грехов. Всевышний Аллах сказал:

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина, кроме Него». Сура ар-Раъд 11 аят.

Некоторые Салафы сказали: «Ответ на дуа может опаздывать из-за того, что его дорога перекрыта грехами».

В-шестых: чтобы человек знал, что из наибольших препятствий для ответа на дуа является поедание запретного, хотя, к сожалению, многие, к сожалению, не обращают на это внимания.

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наступит время, когда человек не будет обращать внимание, как он достал деньги, из дозволенного или запретного».[10]

Например, мы можем видеть некоторых людей, которые силой и несправедливостью отнимают у людей имущество, некоторые делают это хитростью и обманом. Среди них есть такие, которые ущемляют рабочих в их правах, другие же вкладывают свои деньги в банки под проценты, или же проводят в своей торговле сомнительные или запретные сделки.

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди! Истинно, Аллах — Благой и принимает Он только благое. Аллах приказал верующим то, что приказал посланникам, сказав: «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете». Он также сказал: «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас». Затем он упомянул о мужчине, который уже долго находится в путешествии и, будучи лохматым, грязным, протягивает свои руки к небу; «О, Господи! О, Господи!..» Но пища его харам, питье его харам. одежда его харам и напитан он харамом… Как же будет отвечено такому на его призыв?!»[11]

Ученые упомянули адабы[12] дуа, описав их в своих книгах, и верующим рабам необходимо знать их и соблюдать. Среди них то, что человек, делающий дуа, следует начинать с воздания хвалы Аллаху и прославления Его, просьбы благословить и приветствовать Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, четко просить свою просьбу. Не следует говорить: «Аллах, прости мне, если пожелаешь» и просьбы, подобные этой; нужно поднять руки во время дуа по направлению к къибле, быть в состоянии омовения, признавать свои грехи и милость Аллаха по отношению к нему. Нужно показать то, как он нуждается во Всевышнем Аллахе, говорить свои жалобы Ему, не проявлять агрессию во время дуа. Эти адабы разъяснены достоверными хадисами от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Можно просить в благословенные промежутки времени, в которых дуа не остается без ответа – во время земного поклона (суджуда), между азаном и икъамой, дуа ночью, в последние часы дня пятницы, во время дождя, ифтара постящегося человека, в ночь предопределения, в день Арафа, в конце обязательных намазов, при призыве на намаз, во время икъамы на намаз, во время столкновения рядов на пути Аллаха, при пробуждении ото сна ночью, дуа теми словами, которые приводятся от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Все эти времена подтверждаются достоверными хадисами от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Также от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришли сообщения о тех, на чьи дуа Аллах отвечает: среди них дуа человека за своего брата в его отсутствие, дуа родителя, путешественника, постящегося, несправедливо обиженного, справедливого имама, дуа благочестивого сына, дуа человека, проснувшегося ото сна, если он просит определенными словами, и т.д.

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, приводится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Дуа несправедливо притесненного человека Аллах поднимает выше облаков, открывает для этого дуа двери небес, и Господь говорит: «Клянусь Своим величием и могуществом, Я обязательно помогу тебе, даже если через некоторое время».[13]

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выбирал в своих дуа общие просьбы и говорил:

ربنا آتنا في الدنيا حسنة وفي الآخرة حسنة وقنا عذاب النار

«Господь наш! Даруй нам хорошее в этой жизни и в жизни будущей и защити от наказания огня!», он часто говорил это дуа. Также он говорил:

يا مقلب القلوب ثبت قلبي على دينك

«О переворачивающий сердца, укрепи мое сердце на твоей религии». И он сказал Али: «Скажи:

اللهم اهدني وسددني

«Аллах, направь меня и укрепи меня».

Он научил Аишу говорить в ночь предопределения:

اللهم إنك عفو تحب العفو فاعف عني

«О Аллах, воистину, Ты – Милостивый, любишь Милость, смилуйся надо мной» и многие другие дуа.

И хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророк Мухаммада, его семью и всех сподвижников.


[1] Мольба к Всевышнему Аллаху.

[2] «Сунан» ат-Тирмизи, 5\426, № 3382. Тирмизи сказал, что это хадис гъариб, Альбани назвал его сахихом в «аль-Джамеъ ас-сагъир», № 6290.

[3] «Сунан» ат-Тирмизи, 5\455, № 3370. Абу Иса сказал: этот хадис хасан гъариб, и Альбани назвал его сахихом в «Сахих» ат-Тирмизи, 3\138.

[4] «Сунан» ат-Тирмизи, 5\539, № 3524. Абу Иса сказал, что это хадис гъариб, и аль-Альбани назвал его сахихом в «Сахихе» ат-Тирмизи, 3\172.

[5] «Сунан» Абу Дауда,  2\76, № 1479, см. «Сахих аль-джамеъ ас-сагъир», № 3401.

[6] См. «Муснад» имама Ахмада, 3\18.

[7] «Сахих» аль-Бухари, 4\161, № 6340, «Сахих» Муслима, 4\2095, № 2735.

[8] Кусок из хадиса в «Сахихе» Муслима, 4\2096, № 2735.

[9] «Сунан» ат-Тирмизи, 5\517-518, № 3479, аль-Альбани назвал хадис хасаном в «аль-Ахадис ас-сахиха», № 594.

[10] «Сахих» аль-Бухари, 2\84, № 2083.

[11] «Сахих» Муслима, 2\74, № 1015.

[12] Правила, желательные действия.

[13] «Сунан» ат-Тирмизи, 5\578, № 3598, Абу Иса сказал, что это хадис хасан.



Tags: ДУА
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author