Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Особенности исламского уголовного права. Наказание в шариате

  69052_1000

НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

Чаще всего возмущение вызывает жестокость наказаний за поступки, связанные с человеческими страстями и желаниями- внебрачные половые связи. В исламе это считается не «шалостью», а тягчайшим преступлением.
В чем суть:
Человека, совершившего прелюбодеяние, мусульманина или мусульманку, состоящего в браке, приговаривают к смертной казни через наказывают побивание камнями.
Если он /она не состоит в браке, приговаривают к 100 ударам плетью. Для доказательства совершения прелюбодеяния необходимы показания четырех свидетелей или же признание преступника.

В каких случаях применяется это наказание?


Еще раз обращаю внимание: чтобы приговорить человека к этому наказанию, необходимо привести 4 свидетеля мужского пола, которые поклянутся на Коране, что видели этот факт своими глазами, они обязаны указать место и время, (каждый из них опрашивается в отдельности и их свидетельства должны полностью совпасть), причем не просто- что «эти двое уединились», а что они видели сам факт соития. Можете вы такое себе представить?!

Чтобы разобраться в сути подобного предписания, давайте зададимся вопросом:
Почему свидетеля должно быть именно четыре?
Почему не 2, не 3, почему их не может быть 5 или 6?
Почему при показаниях о совершении других тяжких преступлений, как убийство или воровство, достаточно двух свидетелей, а тут- четыре? Это что- случайная цифра?

В одном из университетов Малайзии проводились социальные исследования- сколько студентов должно проживать в комнате общежития, чтобы создалась некая общность, комфортная социальная среда? И был найден ответ: четыре! То есть именно группа из четырех человек обладает важной социально-психологической особенностью- это минимальное число людей, способных к продуктивному взаимодействию.
Таким образом, именно 4 человека представляют собой минимальную группу, которую можно назвать обществом!

Поэтому для доказательства прелюбодеяния тоже необходимо именно 4 человека, потому что кто занимался развратом у них на глазах- занимался им на виду у всего общества.

Это наказание не за сам поступок (прелюбодеяние), а за его публичность, разглашение, крайнюю распущенность, когда совершающие его уже ничего не стесняются, занимаясь развратом на виду у других людей и наносят вред обществу, делая «рекламу» блуду.

А если свидетелей меньше четырех, или их показания неубедительны, или расходятся между собой?
- тогда свидетельства отклоняются, а сами они наказываются за клевету.
Даже если показания троих были убедительны и правдивы, их наказывают за обнародование чужого греха, вместо того, чтобы скрыть его, и за распространение слухов.
Потому что по их вине поступок, который человек совершил тайно, не сумев совладать с похотью, и в котором он мог искренне покаяться, становится для него позором и бесчестием.

Вот что сказано об этом в Коране:

«Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами, кроме тех из них, которые после этого раскаялись и стали поступать праведно. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный»(24:4,5)

Более того, вторгаясь в личную жизнь человека, выискивая его ошибки, они непроизвольно распространяют разврат и порочные нравы.

Подобный случай произошел с самимУмаром ибн аль Хаттабом, который пришел к Али ибн Аби Талибу, (тот был в то время кади, судьей) и сказал:

«я сам видел это своими глазами и слышал своими ушами».
Али спросил:
«Ты может привести еще троих свидетелей?
- Нет
-Тогда, если ты будешь и дальше говорить об этом, и назовешь их имена, мы тебя выпорем!»

Впоследствии же сам Умар, когда уже стал халифом, рассматривая дело о прелюбодеянии, не принял категоричные и ясные показания троих человек, потому что показания четвертого в сопоставлении с показаниями трех были неубедительны и основаны на догадках.

Все мусульманские правоведы настаивали на том, что нельзя разглашать грехи и ошибки, совершенные другим. Есть множество хадисов, запрещающих позорить мусульманина и разглашать его грехи:

«Если кто-то скроет грех мусульманина, то Аллах скроет его грех как в этом мире, так и в следующем».

«Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете» . (сура Свет, аят 19)

Саид ибн Мусайиб передал, что один человек из племени Аслам по имени Хаззал как-то пришел к пророку указать на человека, совершившего прелюбодеяние. На что пророк  cалаЛлаху алейхи ва саллям сказал ему:
«О, Хаззал, если бы ты укрыл его плащом, было бы лучше для тебя
(т.е. было бы лучше, если бы ты скрыл его поступок и помог ему раскаяться. Прим пер.) (Бухари. см.Ибн Хаджар аль Аскалани. Фатху-ль Бари. Т. 6 стр.261)

Однажды к посланнику Аллаха салаЛлаху алейхи ва саллям пришел человек и рассказал, что застал свою жену, совершающую прелюбодеяние.
- У тебя есть 4 свидетеля?
-Нет! Но как же мне теперь жить дальше
??!
Посланник Аллаха не дал ему ответа, а через некоторое время был ниспослан аят:

«А свидетельством каждого из тех, которые обвиняют своих жен в прелюбодеянии, не имея свидетелей, кроме самих себя, должны быть четыре свидетельства Аллахом о том, что он говорит правду, и пятое о том, что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет. Наказание будет отвращено от нее, если она принесет четыре свидетельства Аллахом о том, что он лжет, и пятое о том, что гнев Аллаха падет на нее, если он говорит правду»(сура Свет, 24:6-9)

Таким образом, в исламском законодательстве осуществляется презумпция невиновности.

Тут необходимо отметить, что для любого мусульманина, даже грешника, и не соблюдающего основы своей религии, клятва на Коране является очень сильной и серьезной. Человек может совершать самые тяжкие грехи, но не посмеет принести ложную клятву на Книге Всевышнего.

Из всего вышесказанного следует, что столь суровое наказание за прелюбодеяние носит в шариате превентивный характер, предохраняя общество от распространения разврата и применяется в самых крайних, вопиющих случаях.
1) Если есть 4 свидетеля, т.есть – публичный разврат;
2) Муж свидетельствует против жены, и она не использует свою презумпцию невиновности, т.есть признает вину;
3) Человек сам признается в содеянном.

Воспитание молодежи

Рассмотрим воспитательный метод пророка салаЛлаху алейхи ва саллям . Передают со слов Абу Умамы, что однажды к нему пришел молодой человек и сказал:
-О, посланник Аллаха, разреши мне совершить прелюбодеяние!
Люди, услышав это, испугались и хотели прогнать его: «замолчи! Что такое ты говоришь!?» Но пророк
салаЛлаху алейхи ва саллям сказал ему:

- Садись. Затем спросил:
- скажи, понравилось бы тебе, если бы кто-то поступил так с твоей матерю?
-Нет, да сделает Аллах меня выкупом за тебя!» Ответил юноша.
- И другие люди тоже не хотят этого для своих матерей.
- А хотел бы ты, чтобы это случилось с твоей дочерью?
-Нет, клянусь Аллахом, нет, о посланник Аллаха!
- Так и другие люди не хотят этого для своих дочерей.
- А хотел бы ты, чтобы это случилось с твоей сестрой?
-Нет, о посланник Аллаха.
- Так и другие люди не хотят, чтобы это случилось с их сестрами»
Сказав это, пророк (СААС) взял юношу за руку и промолвил: «О, Аллах, прости ему грехи, очисти его сердце и сохрани его целомудрие!» И после этого случая юноша отказался от мыслей о прелюбодеянии («Муснад» Ахмада).

Посланник Аллаха салаЛлаху алейхи ва саллям также учил: «поступай с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали».
Пророк  также давал практические советы молодежи о том, как защитить себя от похоти и низменных страстей. Он побуждал вступать в брак, соблюдать целомудрие, учил духовным упражнениям, помогающим сдерживать себя, управлять своими страстями.

Он говорил: «О, молодежь! У кого из вас есть возможность, пусть непременно женится, ибо брак удерживает от греха, защищает честь и оберегает целомудрие. У кого же нет возможности жениться, пусть постится, ибо пост помогает потуплять взор и усмиряет похоть».

Давайте обратимся к истории ислама, к временам наших праведных предшественников: всегда ли применялось это суровое наказание?
На эту тему есть очень интересный хадис: Саид ибн Мусайиб рассказал:
« Я был с пророком, когда к нам пришел человек и сказал ему:
«О, посланник Аллаха, я совершил поступок, за который полагается наказание (хадд), так накажи же меня!»
Но пророк (
салаллаху алейхи ва саллям)не спросил его ( о поступке, который он совершил). Пришло время молитвы, и тот человек совершил молитву вместе с пророком. После того, как пророк закончил молитву, человек снова подошел к нему и сказал:
«О, посланник Аллаха, я совершил поступок, за который полагается наказание (хадд), так накажи же меня согласно книге Аллаха!»
Пророк ответил ему: «Разве ты только что не помолился с нами?»
- «Да», ответил человек.
Тогда пророк (
салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах простил тебе твое преступление»
(Бухари. См. Ибн Хаджар аль Аскалани. Фахт-уль-Бари, .3 стр.628)

Из многих хадисов известно, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) делал все возможное, чтобы избежать применения сурового наказания.
Передают, что Ибн Умар рассказывал, что Посланник Аллаха салаЛлаху алейхи ва саллям сказал: «Избегайте тех скверных деяний, которые запрещены всевышним Аллахом, но если кто-нибудь совершит одно из них, то пусть умолчит об этом и покается всевышнему Аллаху. Если же он откроет нам совершенные им прегрешения, то мы накажем его в соответствии с писанием всевышнего Аллаха»

Передают также, что Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха, (
салаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Не выносите обвинительный приговор против мусульман по мере возможности».( ат-Тирмизи, аль-Хаким)

Али ибн Абу Талиб, один из самых блестящих судей, также говорил: «Если есть сомнительные показания, то не выносите обвинительный приговор».

Сегодня нам очень трудно представить, что кто-то мог сам пожелать себе подобного наказания, но то время вера людей была так сильна, что они страшились наказания Аллаха за содеянное гораздо больше, чем смерти в этой жизни, поэтому приходили и сознавались во всем сами, да еще и настаивали на своих показаниях.

Передают, что Ибн Аббас, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что когда Маиз ибн Малик явился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, тот спросил:
«Быть может, ты только целовал, ласкал, глядел?»
Он ответил: «Нет, Посланник Аллаха!»
Он спросил: «То, что ты совершил, нельзя назвать по-другому?»
Он ответил: «Нет, нельзя».
Тогда он велел применить к нему наказание. (Бухари )

Саид ибн Сад ибн Убада, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что в их роду был маленький хилый человек, который однажды совершил прелюбодеяние с одной из невольниц. Когда это стало известно Посланнику Аллаха салаЛлаху алейхи ва саллям, он сказал: “Выпорите его хлыстом”. Люди сказали: “Он настолько слаб, что не вынесет этого”. Он сказал: “Тогда возьмите пальмовую ветвь, на которой есть сто стеблей, и ударьте его ею один раз”. Они так и поступили».

Давайте еще раз обратимся к Корану и задумаемся над его аятами:
«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (17:32)

«О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам сатаны. А если кто следует по стопам сатаны, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному. И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы. Однако Аллах очищает того, кого пожелает. Аллах – Слышащий, Знающий.» (24:21)

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят» (24:30)

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы…» (24:31)

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай молитву. Воистину, молитва оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха – гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите» (29:45)

Подведем итог всему вышесказанному:
Исламское уголовное законодательство предусматривает уголовное наказание за публичный разврат, крайнюю распущенность и распространение блуда в обществе, а не за само прелюбодеяние.
Сегодня исламское уголовное право становится все более искаженным и пугающим. К большому сожалению, этому способствуют также многие искренние мусульмане, из-за их слепого следования устаревшим мнениям и отсутствия надлежащих знаний.
В то же время существует много сил, продвигающих именно такой вид права- они питают ненависть к исламу и преследуют свои, разрушительные для мусульман цели.

Такое положение дел приводит к распространению ложного имижда ислама у многих народов, где шариат представляется в виде бесчеловечных законов, а у многих мусульман появляется сомнение и неуверенность в величии их религии, что в итоге отбивает желание следовать в жизни ее предписаниям.

Мусульманский ученый ибн Каийим аль Джаузия писал:

«Шариат построен на том, чтобы приносить людям пользу как в земной жизни, так и в загробной. Шариат- это справедливость, милосердие, мудрость и благо (для людей)
И если что-то вместо справедливости, милосердия и пользы несет насилие, жестокость, нечестие и глупость, то это никак шариатом быть не может- даже если и назовут «шариатом».

При подготовки статьи использовалась книга Абд аль-Хамид Абу Сулеймана "Реформа современной исламской мысли на примере системы уголовного права"

В дальнейшем мы постараемся рассмотреть другие статьи исламского уголовного права, иншаАллах, такие, как наказание за воровство и убийство.




Tags: ШАРИАТСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author