Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

РАЗВОД ФАСХ И ХУЛЬ'



ОПИСАНИЕ

"ФАСХ" (расторжение)

ФАСХ делается тогда, когда нарушаются права женщины в никахе, или не выполняются условия оговоренные попечителями (вали) невесты при заключении брака, или в случае физических или умственных недостатков мужа, о которых попечители не знали до заключения брака.
ФАСХ делается в одностороннем порядке, без возврата МАХРА, то есть женщина не должна возвращать МАХР обратно своему мужу. Для совершения ФАСХА ваш попечитель, должен обратиться к Шариатскому Судье, или к тому кто выполняет его обязанности в вашем городе, как ученый и человек, к которому люди вашего города или местности оращаются за  фетвами и ответами на шариатские вопросы. Ваш попечитель (вали) должен объяснить ему , ситуацию, судья может рассмотреть и позвать вашего мужа для разъяснений обстоятельств, в такой ситуации даже если муж будет против талака судья (или учёный, имам мечети) совершает ФАСХ. И после этого Вы считаетесь свободной от вашего мужа. Если же у Вас нет никого, к кому Вы можете обратиться, то Ваш попечитель (Вали) совершает ФАСХ самостоятельно, если же нет у Вас вообще никого нет из попечителей, или они не разбираются в Шариате и не хотят следовать закону Аллаха, а только руководствуются традициями, то в крайнем случае Вы можете сделать это самостоятельно, если вы действительно уверены, что муж нарушает ваши права. А ваши права заключаются в следующем:



1) Жильё
2) Еда+ питьё
3) Одежда
4) Уважение вашей чести и достоинства
5) Удовлетворение супружеских потребностей.

"ХУЛЬГ" (освобождение) совершается тогда, когда у мужа нет причин достаточных для ФАСХА, муж соблюдает все права, у него нет ни каких физических и умственных недостатков, но по каким то причинам жена не выносит жизни с ним, то тогда женщина может попросить у него освобождения при условии что она вернёт ему МАХР, который он ей дал. Она должна вернуть махр, потому что не он является инициатором развода, а она, и он со своей стороны всё выполнял, поэтому он не должен нести бремя расходов. ХУЛЬГ конечно не совсем как ФАСХ, потому что ХУЛЬГ совершается только с согласия мужа, а ФАСХ может совершаться и без его согласия.


ИДДА

В сунан ан-Насаи (3498), так же у ибн Маджа, ибну аби 'Асым передается хадис, где Раби бинт Му'ауиз ибн Гафран рассказывала:

اختلعت من زوجي ثم جئت عثمان فسألته ماذا علي من العدة فقال لا عدة عليك إلا أن تكوني حديثة عهد به فتمكثي حتى تحيضي حيضة قال وأنا متبع في ذلك قضاء رسول الله صلى الله عليه و سلم في مريم المغالية كانت تحت ثابت بن قيس بن شماس فاختلعت منه

"Разошлись мы с мужем (хуль') и я направилась к Усману и спросила его о том сколько на мне 'идды. На что он ответил: "Нет на тебе 'идды, кроме как ты остаешься с тем что есть и ждешь до наступления месячных" и сказал: "Я следую в этом постановление посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда расставались Марьям и Сабит ибну Кайс".
(шейх Альбани назвал хадис хасан сахих, его в качестве ответа привел шейхуль-Ислам ибну Теймия в "маджму' ")
__________
Возвращение: Хуль' - только при новом акте никаха можно вернуть жену, и это скорее не возврат а новый никах.
Фасх - это когда третий талак, там можно жениться на ней если она выйдет замуж за другого по настоящему, иначе это будет никах тахлиль:
Никах тахлиль, это когда жениться на ней кто-то после 3-го развода, и потом разводит, чтобы она вновь досталась первому мужу.
Довод - хадис от Али, да будет доволен им Аллах, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Проклял Аллах тот кто жениться так (мухаллиль) и тот для кого это делают (первый муж)".
(абу Дауд, 1827, Тирмизи, 894)
Так же от ибну Аббаса это передается и от других сахабов, да будет доволен ими Аллах.

_________



1- Развод осуществляется только по желанию супруга, после произнесения им определенной общеизвестной формулы.
Имам аш-Шафи'и (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Любое правовое решение о разъединении супругов, вынесенное не на основании произнесенных слов супругом, и производимое не по его желанию не называется разводом” См. «аль-Умм» 5/128.

2- Развод может быть осуществлен по причине и без нее, только из-за желания мужчины расстаться со своей супругой. Однако для того чтобы аннулировать брак должна быть причина, которая влечет необходимость расторжения брака, или является законным основанием для расторжения брака.

Примеры причин аннулирования брака (фасх):
- Если кто-то из супругов отрекся от религии и не принял Ислам обратно.
- Если мужчина принял Ислам, а его супруга язычница (не из числа христиан и иудеев) воспротивилась принимать религию.
- Если супруги призвали проклятие друг на друга1
- Если муж находится в крайней бедности и не способен материально обеспечивать семью, то по требованию жены брак расторгают.
- Если наличествует какой-либо изъян в одном из супругов, препятствующий наслаждению супружеской жизнью или вызывающий отвращение друг к другу.

3- После аннулирования брака (фасх) муж не обладает правом возвращения жены, если только не будет заключен новый брачный договор, с согласия бывшей жены.
В случае же развода, если он неокончательный, то есть первый или второй, женщина остается его супругой пока не истечет установленный для развода срок ('идда), и муж еще может восстановить брак до истечения этого срока, не заключая новый брачный договор и не учитывая согласие жены.

4- Аннулирование брака не считается разводом, посему его наличие не уменьшает количество допустимых разводов, которыми мужчине позволяется разводиться с женой.
Имам аш-Шафи'и (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Какое бы аннулирование брака между супругами и сколько бы их ни было, оно не считается разводом” См. «аль-Умм» 5/199.
Ибн 'Абд аль-Барр сказал: “Несмотря на то, что развод и расторжение брака – это разлучение между супругами, все же есть отличие между ними: в случае расторжения брака, если супруги возобновят брачный договор, то супруги возвращаются в правовое положение, которое существовало до расторжения брака. И если у мужчины до расторжения брака было три допустимых развода, то они за ним остаются, а если он до этого один раз уже развелся и вернул жену, то у него еще два допустимых развода” См. «аль-Истизкар» 6/181.

5- Развод – исключительное право мужчины, и чтобы он имел место не обязательно вмешательство судьи, а иногда даже может быть результатом взаимного решения и согласия супругов.
В то время как аннулирование брака осуществляется по решению судьи, а иногда в виду некоторых установлений шариата вступает в силу автоматически. Аннулирование брака не может быть осуществлено по взаимному согласию супругов, если только речь не идет о расторжении брака по требованию жены с выплатой материальной компенсации мужу или возвращением ему приданого.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Ученые единодушны в том, что супруги не могут по взаимному согласию осуществить аннулирование брака, если при этом не будет выплаты материальной компенсации мужу” См. «Задуль-Ма'ад» 5/598.

6- Аннулирование брака до вступления в половую близость, лишает женщину права на получение брачного дара (махр), а в случае развода до вступления в половую близость, женщина получает половину обговоренного ранее брачного дара.
Что же касается расторжения брака по требованию жены (хуль'), то это когда женщина сама инициирует развод взамен на выплату мужу материальной компенсации или взамен на возвращение ему брачного дара либо некоторую его часть.
Является ли такое расторжение брака аннулированием брака или разводом? Относительно этого единого мнения не существует, но более правильно считать, что оно является аннулированием брака.

А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!

При составлении этой статьи было использовано:
«аль-Мансур фи аль-Кауа'ид» 3/24.
«аль-Фикх аль-Ислями уа Адиллятуху» 4/595.
«аль-Маусу'а аль-Фикхия аль-Куейтия» 32/107-113.
«Фикх ас-Сунна» 2/314.

Перевел с арабского языка: Абу Идар аш-Шаркаси

ФАТВА


فإذا قال قائل : لماذا يقع الطلاق وهو لا يرى أن النكاح صحيح والطلاق فرع عليه ؟ قلنا : من أجل أن لا يحجزها عن غيره ؛ لأنه قد
يريدها من يرى أن النكاح صحيح ، فإذا لم يطلقها هذا الزوج لن يتزوجها غيره ؛ لأنه يرى أنها لا زالت باقية في عصمته ، ولهذا قال المؤلف : (ويقع الطلاق في نكاح مختلف فيه) قال في الروض : (ولو لم يره مطلق) " انتهى من "شرح الممتع لابن عثيمين" (13/25) .
فإذا قال قائل : لماذا يقع الطلاق وهو لا يرى أن النكاح صحيح والطلاق فرع عليه ؟ قلنا : من أجل أن لا يحجزها عن غيره ؛ لأنه قد يريدها من يرى أن النكاح صحيح ، فإذا لم يطلقها هذا الزوج لن يتزوجها غيره ؛ لأنه يرى أنها لا زالت باقية في عصمته ، ولهذا قال المؤلف : (ويقع الطلاق في نكاح مختلف فيه) قال في الروض : (ولو لم يره مطلق) " انتهى من "شرح الممتع لابن عثيمين" (13/25) .
وللفائدة ينظر جواب السؤال رقم : (116575) .
وعلى هذا ، فإذا كانا قد عقدا النكاح على الصورة المذكورة في السؤال ، وهما يريان أنه نكاح صحيح فلا بد من الطلاق ، حتى تثبت الفرقة بينهما .
وإذا امتنع الزوج من طلاق زوجته ، أو رفض أن يخالعها ، ويلحقها ضرر ببقائها معه ، فإنها في هذه الحال ترفع أمرها للقاضي المسلم حتى يطلقها منه ، فإذا كانت في بلد غير إسلامي ، فإنه يُرجع إلى أهل العلم في المراكز الإسلامية ، فإنهم يقومون مقام القاضي المسلم ، فإذا حكموا بالطلاق كان نافذاً .
والله أعلم .
جميع الحقوق محفوظة لموقع الإسلام سؤال وجواب© 1997-2011 : 161.94
الإسلام سؤال وجواب

Если же кто-то скажет: Почему талаг необходим, если мужчина не считает брак действительным, а талаг связан с браком? То мы скажем: Это нужно для того, чтобы не было для женщины препятствий, потому что (другой мужчина) может считать их брак действительным, и если муж не даст ей талаг, то другой мужчина не сможет взять ее в жены, потому что считает ее замужней.
Поэтому автор сказал: «Талак необходим в браке, относительно действительности которого имеется разногласия». И сказано в аль-Рауд: «даже если дающий талаг, не считает (его необходимым)»
«Шарх аль-Мумти» , ибн Усеймин, 13/25

Основываясь на это, если они заключили брачный контракт в той форме, что упомянута в вопросе и они считают, что подобный брак действителен, то необходимо развестись посредством талага, чтобы их развод был подтвержден.
Если муж отказывается дать талак, или принять от нее хула, и ей будет причинен вред от пребывания с ним, то в этом случае, он должна обратиться к мусульманскому судье, чтобы он развел их.
Если это не мусульманская страна, то она должна обратиться к людям знания в исламских центрах, потому что они заменяют мусульманских судей (кади) и если они постановят, что она разведена, то это считается.



Tags: БРАК, ФАТВЫ
Subscribe

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

  • Не отвергайте Истину

    لا ترُدّوا الحق لقد أرسل الله الرسل للناس ، و أمرهم بالدعوة إلى عبادة الله و توحيده و لكن أكثر الأمم كذبوا الرسل ، و ردوا الحق الذي دُعوا إليه و…

Comments for this post were disabled by the author