Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

ХАДЖЖ И ‘УМРА


ХАДЖЖ И ‘УМРА (согласно шафи’итскому мазхабу). Часть 1.

[1] [2]


Хаджж и ‘умра становятся обязательными, при наличии следующих условий:

 
– приверженность Исламу;
– свобода;
– совершеннолетие;
– наличие возможности.
 


Возможность совершения хаджжа и ‘умры должна отвечать следующим требованиям:
 
 
1) Наличие провизии, того, где её можно хранить, и необходимого обеспечения (еда, одежда и т.п.) на дорогу туда и обратно.
 
2) Наличие верхового животного, если расстояние до Мекки составляет два мархаля (89,04096 км).
 
Для женщины и для того, кто не способен [путешествовать сидя] на верховом животном, необходимо наличие паланкина со свободным для себя местом в одной половине, и наличие компаньона [, который занял бы место во второй половине паланкина]. Не требуется верховое животное, если расстояние до Мекки меньше двух мархалей, а сам паломник в состоянии преодолеть этот путь пешком.
 
Обязательно чтобы [у паломника] помимо всего этого (т.е. провизии, верхового животного и др.) имелись также и средства, необходимые для погашения его долговых обязательств, для необходимого обеспечения тех, кого он обязан содержать, на время своего отъезда и возвращения, для [обеспечения наличия] жилья, и для [оплаты расходов на] слугу, в котором имеется необходимость.
 
3) Безопасность дороги.
 
4) Наличие [возможности приобрести] по разумной цене провиант и воду в местах, где путники обычно набирают продовольствие.
 
Разумная цена товара – это такая цена, которая соответствует обычной стоимости такого товара в данной местности и в данное время.
 
[Также необходимо наличие] корма для животного на каждом мархале.
 
Для женщины хаджж обязателен, только если с ней поедет муж, либо махрам, либо группа заслуживающих доверия женщин (то есть, помимо неё, как минимум, еще три женщины).
 
5) Способность твёрдо, без больших затруднений сидеть на верховом животном.
 
Слепой обязан совершить хаджж только если он найдёт проводника.
 
Тот, кто не в состоянии совершить хаджж сам (то есть, тот, кто не в состоянии сидеть на верховом животном из-за болезни, от которой уже нет надежды излечиться), обязан поручить его совершение другому человеку, если на то позволяют средства, или [если найдётся] тот, кто согласится [совершить хаджж за него]. Если же расстояние до Мекки будет меньше масафат-уль-касри (расстояния, преодолевая которое путнику разрешается сокращать молитвы), то он обязан совершить хаджж сам.
 
Время и место начала совершения хаджжа и ‘умры
 
Входить в состояние ихрама для того, чтобы совершить ‘умру, можно в любое время, а для того, чтобы совершить хаджж – только в его месяцы, а это Шавваль, Зу-ль-Ка’да, и десять дней Зу-ль-Хиджжи. Если же человек войдёт в состояние ихрама для того, чтобы совершить хаджж не в его время, то он автоматически станет [вошедшим в состояние ихрама] для ‘умры.
 
Для того чтобы совершить хаджж, тот, кто находится в Мекке, входит в состояние ихрама в ней же, а для того, чтобы совершить ‘умру – в ближайшей хилле (территории, находящейся за пределами границы Харама).
 
Тот, кто не находится в Мекке, входит в состояние ихрама для того, чтобы совершить хаджж и ‘умру в соответствующих микатах (местах), а это:
 
1) Гора Йалямлям (к югу от Мекки) – для йеменцев;
2) Карн (к востоку от Мекки) – для жителей Неджда;
3) Деревня Зат ‘Ирк (на северо-востоке Мекки) – для иракцев;
4) Аль-Джухфа (на северо-западе Мекки) – для жителей Шама, Египта и Магриба;
5) Зу-ль-Хулейфа (на севере от Мекки) – для жителей Медины.
 
Если намеревающийся совершить обряды [хаджжа или ‘умры] переступит пределы миката, а затем войдёт в состояние ихрама, то он обязан будет совершить жертвоприношение, если он не вернётся в микат до того, как приступит к выполнению обрядов.
 
Входить в состояние ихрама лучше в микатах, чем в своём городе.
 
Разъяснение столпов хаджжа и умры
 
Хаджж включает в себя пять обязательных элементов: (1) Ихрам; (2) Стояние в долине ‘Арафа; (3) Обход Каабы; (4) Ритуальное хождение [между холмами ас-Сафа и аль-Марва]; (5) Бритьё [или укорачивание волос].
 
‘Умра включает в себя четыре обязательных элемента: (1) Ихрам; (2) Обход Каабы; (3) Ритуальное хождение [между холмами ас-Сафа и аль-Марва]; (4) Бритьё [или укорачивание волос].
 
Разъяснение того, что представляет собой ихрам
 
Ихрам – это намерение совершить хаджж, либо ‘умру, либо и то и другое.
 
Ихрам бывает и общий [, без конкретизации в намерении того, для совершения какого именно вида паломничества (хаджж, ‘умра или кыран) входят в его состояние. После вступления в такой ихрам паломник] склоняет его к тому, что пожелает (то есть, если он хочет, то использует этот ихрам для совершения хаджжа, если хочет – для ‘умры, если хочет – для кырана).
 
Выражая намерение, желательно выговаривать его словами, произнося: “Я намереваюсь совершить хаджж, либо ‘умру, и вступаю для этого в состояние ихрама ради Всевышнего Аллаха”. Тот, кто совершает хаджж или ‘умру за другого человека, говорит: “Я намереваюсь совершить хаджж, либо ‘умру, за такого-то, и для этого вступаю в состояние ихрама ради Всевышнего Аллаха”.
 
Вместе с намерением желательно также произносить слова тальбийи. [Желательно произносить их] многократно, мужчине [желательно] при этом повышать голос, но только не в первом их произнесении. Первый раз желательно произнести их шепотом. Желательно также упомянуть в первом произнесение, для какого именно вида паломничества входишь в состояние ихрама.
 
Форма тальбийи: “Ляббай-Ка-Ллахумма, ляббай-Ка, ляббай-Ка, ля шарика ля-Ка, ляббай-Ка, инна-ль-хамда ва-н-ни’мата ля-Ка ва-ль-мульк, ля шарика ля-Ка / Вот я перед тобой, О Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой! Поистине, хвала, милость и власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварища!”.
 
Тальбию [вначале] произносят три раза, затем испрашивают благословение на Пророка, – мир ему и благословение Аллаха! – затем просят у Аллаха довольство, Рай и спасение от Ада, после чего взывают [к Нему] о чем хочется.
 
Если вошедший в состояние ихрама или кто-нибудь другой увидит нечто поражающее его, или то, что он порицает, то ему следует сказать: “Ляббай-Ка, инна-ль-‘айша ‘айшу-ль-ахырати / Вот я перед Тобой, поистине настоящая жизнь – это жизнь вечная!”.
 
Сунна, связанная с обрядами
 
Желательно совершить ритуальное купание для вступления в ихрам, а также для входа в Мекку, для стояния в долинах ‘Арафа и Муздалифа, для кидания камешков в дни ташрика, [желательно также] перед вступлением в ихрам умастить благовониями своё тело, но не одежду, надеть новые, белые изар и риду, а если такие не найдутся, то хотя бы выстиранные, надеть сандалии, и совершить два рак’ата. После совершения этих двух рак’атов входят в состояние ихрама, обратившись в сторону кыблы и начав движение.
 
До стояния [в долине ‘Арафа] желательно войти в Мекку, с её вершины, в дневное время, пешком и босиком. Тому, кто до стояния [в долине ‘Арафа] войдёт в Мекку будучи совершающим хаджж или кыран, [желательно] совершить таваф аль-кудум (обход Каабы в связи с прибытием в Мекку).
 
Обязательные и желательные элементы обхода Каабы
 
Обязательных элементов ритуального обхода вокруг Каабы восемь:
 
1) Укрытие ‘аурата;
2) Чистота от большого и малого осквернения и (3) от наджаса;
4) Обхождение её так, чтобы она находилась по левое плечо;
5) [Её обхождение должно] начинаться с черного камня;
6) Всё тело (т.е. весь левый бок) должно быть противоположно Каабе;
7) Обхождение должно быть семикратным;
8) Обхождение должно осуществляться внутри мечети и за пределами Каабы [, в которые, помимо самого сооружения, также входят] тянущийся вокруг него цоколь (шазарван) и невысокая полукруглая стенка (хиджр).
 
К желательным элементам относятся: обхождение пешком, прикосновение [правой рукой] к камню, целование его и приставление к нему лба, прикосновение к йеменскому углу и поминание Аллаха в каждом обходе.
 
Не является сунной для женщины прикосновение и целование, кроме как при уединенном [от мужчин] обходе Каабы.
 
Мужчине желательно пробежать мелкой трусцой (рамаль) три первых круга обхода Каабы. [Желательно поступать так только тогда, когда совершается тот обход Каабы,] за которым [должен последовать] обряд ритуального хождения [между Сафой и Марвой]. При таком же обходе (т.е. за которым последует обряд ритуального хождения), [мужчине желательно] обнажить правое плечо, зажав середину риды под правой подмышкой, и перебросив её края через левое плечо.
 
Также [желательно совершать обход, находясь] поблизости от Каабы, [соблюдать] непрерывность [обходов], [сделать] намерение [на совершение обхода], и [совершить] два рак’ата по завершении всего обряда.
 
Ритуальное хождение между холмами Сафа и Марва
 
Обязательных элементов этого обряда четыре:
 
1) Первое прохождение должно начаться с Сафы, а (2) второе с Марвы;
3) Хождение должно быть семикратным, относительно чего не должно возникать сомнений (например, если паломник сомневается, сколько раз он прошел от одного холма до другого – шесть или семь, но точно уверен, что, как минимум, шесть раз он прошел, то он должен исходить из того, что он совершил шесть хождений и пройти еще раз);
4) Хождение должно быть совершено только после обхода Каабы, обязательного, либо совершаемого в связи с прибытием в Мекку.
 
К желательным элементам относятся:
 
– восхождение на Сафу и Марву выпрямившись в полный рост;
– произнесение слов поминания Аллаха, а после них обращение к Нему с мольбами, трижды, по завершении каждого прохождения;
– спокойное хождение в начале и в конце каждого отдельного прохождения;
– быстрое хождение в середине, расстояние для этого отмечено.
 
Стояние в долине Арафа
 
Обязательным элементов данного обряда является присутствие на территории долины ‘Арафа хотя бы одну секунду после полудня в День ‘Арафа, пусть даже будучи просто проходящим через неё, или спящим в ней, главное – находясь в здравом рассудке. [Время стояния] продолжается до рассвета [Дня жертвоприношения].
 
К желательным элементам относятся:
 
– присутствовать там целые сутки;
– много произносить тахлиль (слова: “ля иляха илля-Ллах / нет бога, кроме Аллаха!”), такбир (слова: “Аллаху Акбар / Аллах превыше всего!”), тальбию, тасбих (слова: “Субхана-Ллах / Пречист Аллах!”), читать Коран, возносить молитвы за Пророка, – мир ему и благословение Аллаха! – много плача при этом
– быть обращенным в стороны кыблы;
– [находиться в состоянии] ритуальной чистоты;
– укрывать ‘аурат;
– находиться под палящими лучами солнца;
– мужчинам находиться рядом с большими камнями [, находящимися в низовьях горы ар-Рахма, что в центре долины ‘Арафа];
– женщинам находиться на окраине места стояния;
– путнику объединять полуденную (зухр) и послеполуденную (‘аср) молитвы, и откладывать вечернюю (магриб) молитву до ночной (‘иша) для совершения их объединённо в долине Муздалифа.
 
Бритьё и укорачивание волос
 
Минимальное бритьё – это удаление трёх волос.
 
Желательно отложить [совершение этого обряда,] выполнив прежде обряд бросания камней в Джамрат уль-‘Акаба.
 
[Желательно обривать голову,] начиная с правой стороны, будучи обращенным в сторону кыблы. Мужчине [желательно] обрить голову на-лысо, а женщине – слегка укоротить.
 
Обязательные элементы хаджжа
 
Обязательных элементов хаджжа шесть:
 
1) Ночлег в долине Муздалифа, то есть, присутствие там в течение часа во второй половине ночи [, предшествующей Празднику жертвоприношения]. Это не обязательно для того, у кого есть оправдательная причина.
2) Семикратное бросание камней в Джамрат уль-‘Акаба.
3) Бросание камней в три столба в дни ташрика, по семь раз в каждый.
4) Нахождение [в долине Мина] три ночи из дней ташрика, а если паломник пожелает покинуть [Мину] во второй день [ташрика], то две первые.
5) Вхождение в состояние ихрама в соответствующих микатах.
6) Прощальный обход Каабы (таваф уль-вада’).
 
Некоторые желательные элементы ночлега и бросания камешков, а также условия действительности этих обрядов
 
Желательно [после совершения в День жертвоприношения утренней молитвы, в предрассветных сумерках] расположиться у горы Маш’ар аль-Харам, что в Муздалифе, а [ночью] собрать в Муздалифе камешки для [бросания их в] Джамрат уль-‘Акаба. Начав бросание камешков в Джамрат уль-‘Акаба, [желательно] прекратить произнесение тальбии, и при каждом [броске] камешка [желательно произносить слова] такбира.
 
Время для обривания головы, бросания камешков в Джамрат уль-‘Акаба и обязательного обхода Каабы (таваф аль-ифада) начинается с середины ночи [, предшествующей Дню] жертвоприношения. Для обряда бросания камешков [это время] продолжается до окончания дней ташрика, а для обривания головы и для обхода Каабы [оно] не завершается никогда [в течение жизни паломника].
 
После бросания камешков в Джамрат уль-‘Акаба, желательно незамедлительно совершить обязательный обход Каабы.
 
Так, паломник входит в Мекку, совершает обход Каабы, [после чего] совершает обряд хождения [между Сафой и Марвой], если до этого он его не совершил, затем возвращается в Мину, проводит там ночи ташрика, а после полудня каждого дня ташрика бросает по семь камешков в каждый из трёх столбов.
 
Для того чтобы бросание камешков оказалось действительным, необходимо:
 
– чтобы каждый из семи камешков был брошен отдельным броском;
– [чтобы была соблюдена] последовательность столбов в дни ташрика (т.е. в начале бросают камешки в первый столб, который ближе к мечети аль-Хайф, затем в средний столб, затем в столб аль-‘Акаба, и нельзя приступать к бросанию камешков во второй столб, не завершив бросание в первый, и нельзя приступать к бросанию камешков в третий столб, не завершив бросание во второй);
– чтобы бросание происходило [в промежутке] между полуднем и заходом солнца в эти дни;
– чтобы то, что кидают, было камнем, а само действие можно было назвать киданием (т.е. недостаточно, например, притронуться камнем к столбу);
– чтобы кидание осуществлялось рукой (не засчитывается, например, метание камня из лука, или ногой, или катапультой, или ртом, и т.п.).
 
Желательно, чтобы камешек был размером с хазф (2 см в диаметре).
 

Кто оставит забрасывание Джамрата аль-‘Акаба или [других столбов в] какой-либо из дней ташрика, тому разрешается наверстать упущенное в остальные дни (или оставшийся день) ташрика. Кто захочет покинуть Мину во второй день ташрика, тот может так поступить.

читать далее›››

 

Tags: ХАДЖЖ.УМРА
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author