Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

ПРАВИЛА, КАСАЮЩИЕСЯ ТЕКСТОВ, В КОТОРЫХ УПОМЯНУТЫ ИМЕНА И КАЧЕСТВА АЛЛАХА

Священные тексты Корана и Сунны воспринимаются на основании их очевидного смысла, который нельзя искажать или изменять, в особенности, если речь идет о текстах, в которых упоминаются божественные качества, потому что они не подлежат обсуждению. Об истинности этого утверждения также свидетельствуют священные тексты и здравый смысл.

Что касается священных текстов, то Всевышний Аллах сказал: «Воистину, это – послание от Господа миров, с которым верный Дух снизошел на твое сердце, чтобы ты стал одним из увещевателей. Оно [ниспослано] на ясном арабском языке».[i] Всевышний также сказал: «Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, – быть может, вы уразумеете».[ii] Он также сказал: «Воистину, Мы сделали его арабским Кораном, – быть может, вы уразумеете».[iii]

Все сказанное обязывает мусульман понимать коранические откровения в полном соответствии с тем очевидным смыслом, который вложен в арабские выражения. А исключения из этого правила допускаются только при наличии соответствующего священного текста.



Всевышний укорил иудеев за то, что они исказили Священное Писание, и возвестил о том, что подобные поступки отдалили их от правой веры. Аллах сказал: «Неужели вы надеетесь, что они поверят вам, тогда как часть из них услышала слово Аллаха, а затем сознательно исказила его после того, как они поняли его смысл».[iv] Он также сказал: «Среди исповедующих иудаизм есть такие, которые переставляют слова со своих мест и говорят: “Слушаем, но не повинуемся”».[v]

Что же касается здравого смысла, то он подсказывает нам, что Аллах, ниспославший откровение, лучше других осведомлен о его смысле. Он обратился к нам на ясном арабском языке, и мы обязаны признавать его очевидный смысл, ибо в противном случае мусульмане разойдутся во мнениях и разделятся на толки.

 

Очевидный смысл священных текстов, в которых упоминаются божественные качества, с одной стороны нам понятен, а с другой стороны – неизвестен. Значение этих качеств нам понятно, а их форма и сущность нам неизвестны, о чем свидетельствуют священные тексты и здравый смысл.

Что касается священных текстов, то Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе благословенное писание, дабы они размышляли над его аятами и дабы уразумели обладающие разумом».[vi] Всевышний также сказал: «Воистину, Мы сделали его арабским Кораном, – быть может, вы уразумеете».[vii] Он также сказал: «Мы ниспослали тебе напоминание, дабы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, – быть может, они призадумаются».[viii]

Человек способен уразуметь откровение только тогда, когда он постигает его истинный смысл и размышляет над ним. Истинный смысл коранических откровений на арабском языке понятен и доступен, ибо в противном случае не было бы разницы между этим откровением на арабском и любом другом языке. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, также разъяснил людям значения коранических слов и смысл коранических откровений.

Что же касается логических аргументов, то здравый смысл подсказывает нам, что если писание Всевышнего Аллаха и изречения Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, призваны наставлять людей на прямой путь, то изложенные в них важнейшие вопросы не могут быть запутанными и непонятными. Коран и хадисы не являются беспорядочной последовательностью букв, из которой ничего не ясно, потому что это полностью противоречит мудрости Всевышнего Аллаха. Всевышний сказал: «Это – писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым и Ведающим».[ix]

Перечисленные выше священные тексты и логические доводы свидетельствовали о том, что нам известны значения божественных качеств. Что же касается доказательств того, что мы не ведаем о сущности божественных качеств, то они были перечислены в шестом правиле, относящемся к качествам Аллаха.

Исходя из сказанного становится ясно, что утверждения о том, что значения божественных качеств нам неизвестны и что праведные предки исповедовали именно такие воззрения, являются ошибочными. Праведные мусульманские богословы не имеют никакого отношения к таким воззрениям, и до нас дошло очень много высказываний мусульманских богословов о необходимости веры в значения божественных качеств в целом и в частности. Что же касается сущности божественных качеств, то о ней известно только Великому и Могучему Аллаху.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя писал: «А что касается утверждений о том, что значение божественных качеств от нас сокрыто, то нам хорошо известно, что Аллах повелел нам размышлять над Кораном и призвал нас уразуметь его смысл. Разве можно после этого отказываться от размышления и уразумения смысла коранических откровений?» Далее он писал: «Из их утверждений следует, что пророкам был неизвестен смысл божественных качеств, которые упомянуты в Коране и которыми Аллах охарактеризовал Себя. Более того, выходит, что пророки говорили слова, смысл которых они не понимали».

Он также сказал: «Подобные воззрения умаляют достоинство Корана и пророков. Только подумайте, Аллах ниспослал Коран и сделал его руководством и разъяснением для людей. Он повелел Своему посланнику донести до людей истину в ясном виде и разъяснить людям то, что им ниспослано. Он повелел людям размышлять над Кораном и постигать его смысл. Он ниспослал откровения о своих божественных качествах, которые являются самыми славными кораническими повествованиями. А теперь представьте себе, что смысл этих божественных качеств никому неизвестен. Это значит, что Посланник не разъяснил людям то, что им ниспослано, и не донес до них истину в самом ясном виде. И если бы это действительно было так, то каждый еретик мог бы сказать: “Истиной является то, к чему я пришел сам. Священные тексты не противоречат моим воззрениям, потому что они запутаны и иносказательны. Никто не знает их истинного смысла, и никто не имеет права опираться на доказательства, смысла которых он не знает”. Подобные ошибочные воззрения мешают людям постичь истину, которую принесли и разъяснили пророки, и помогают тем, кто противится им. Еретики могут воспользоваться этим и сказать: “Истина заключается в наших словах, а не в словах Божьих пророков. Мы говорим осознанно и обосновываем свои слова логическими доводами, в то время сами пророки не знали смысла своих изречений и тем более не могли объяснить его людям”. Из этого следует, что утверждения о том, что значения божественных качеств нам неизвестны и что эти воззрения соответствуют Сунне и воззрениям праведных предков, являются самыми ужасными измышлениями еретиков».[x]



[i]          Сура “аш-Шуара” (“Поэты”), аяты 192-195.

[ii]         Сура “Йусуф” (“Йусуф”), аят 2.

[iii]        Сура “аз-Зухруф” (“Украшения”), аят 3.

[iv]        Сура “аль-Бакара” (“Корова”), аят 75.

[v]         Сура “ан-Ниса” (“Женщины”), аят 46.

[vi]        Сура “Сад” (“Сад”), аят 29.

[vii]        Сура “аз-Зухруф” (“Украшения”), аят 3.

[viii]       Сура “ан-Нахль” (“Пчелы”), аят 44.

[ix]        Сура “Худ” (“Худ”), аят 1.

[x]         См. книгу “аль-Акль ва ан-Накль” в комментариях к книге “Минхадж ас-Сунна ан-Набавийа”, т. 1, стр. 116-117.

______________



Из книги "Идеальные правила, относящиеся к прекрасным именам и качествам Аллаха"

Шейх Мухаммад Салих аль Усаймин

Tags: АКИДА
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Причины лжи

    Первая причина Попытка извлечь пользу и предотвратить вред. Человек, поддавшись уловкам своего нафса, ошибочно полагает, что солгав он окажется в…

  • Нововведение тех, кто считает хиджаб необязательным и призывает к этому других

    ⠀ Пишет имам аш-Шафии: ⠀ «У знания о религии два вида. Первый — общее знание. Это то, что нельзя не знать половозрелому, который не лишился своего…

  • (без темы)

    Умер сирийский мухаддис шейх Нуруддин Итр. Видел его книги (или книгу) в магазинах Саудии. Никогда не приходилось к ним обращаться, поэтому в плане…

Comments for this post were disabled by the author