Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Принимаются ли во внимание в вопросах вероубеждения хадисы аль-ахад?

      Наш ответ тому, кто считает, что хадисы аль-ахад (хадисы, передающиеся малым количеством путей – прим. пер.) не являются доказательством в вопросах вероубеждения, так как они сообщают лишь предположение, а вероубеждение не строится на предположении, (будет таким). Мы скажем, что подобное мнение – неверно. Так как оно построено на неправильной основе потому что:

1.    Не всегда верно утверждение, что хадис аль-ахад доносит лишь предположение. Напротив, есть такие хадисы категории аль-ахад, которые доводят до нас истинное знание, и это в случае, когда существуют доказательства его правдивости, к примеру, если вся мусульманская община принимает этот хадис. К примеру, хадис от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: „Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям“. Это сообщение является сообщением аль-ахад, но наряду с этим мы знаем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, действительно сказал его. Это удостоверяют исследования Ибн Теймийи, Ибн Хаджра и других.



2.    Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправлял одного человека с основами вероубеждения – со свидетельством, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. Один человек является обязательным доводом (то есть даже слова одного человека принимаются в расчет – прим. пер.). К примеру, Пророк отправил Му’аза в Йемен и посчитал его миссию доводом, обязывающим жителей Йемена принять то, с чем он был послан.

3.    Если мы скажем, что вероубеждение не строится на сообщениях аль-ахад, то мы можем сказать, что и практические нормы также не строятся на сообщениях аль-ахад. Так как практическим нормам сопутствует вероубеждение, ведь мы верим, что Всевышний Аллах велел нам то-то или запретил нам то-то. Приняв этот вывод  как верный, многие нормы Шариата будут отменены. А если мы отвергнем этот вывод, то должны отвергнуть и слова, что вероубеждение не строится на сообщениях аль-ахад, раз, как мы объяснили, между ними нет различий.

     Вывод: если существуют доказательства правдивости сообщения аль-ахад, то оно несёт в себе истинное знание, и им устанавливается как практические нормы, так и нормы в вероубеждении. Нет доказательства в пользу разделения между ними. Если кто-то утверждает, что один из имамов делает между ними различия, то пусть докажет, что подобные  слова действительно были сказаны этим имамом, приведя достоверную цепочку передатчиков, а после разъяснит довод имама, на который он опирался.

4.    Всевышний Аллах велел людям, не знающим чего-то, обращаться к словам ученых в наиважнейших вопросах вероубеждения – в вопросе посланничества. Всевышний Аллах сказал:

وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ إِلاَّ رِجَالاً نُوحِي إِلَيْهِمْ فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لا تَعْلَمُونَ * بِالْبَيِّنَاتِ وَالزُّبُرِ

„Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания. Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями“ (сура «аз-Зумар», 43, 44).

Это включает в себя обращение с вопросом к одному, так и ко многим ученым»


(Достопочтенный шейх Ибн ‘Усеймин. – Фатауа аль-‘акыда. – С. 18)


Мы - ахлю сунна уаль-джамаа - говорим: "Если хабаруль-ахад пришел с достоверным иснадом, то мы принимаем его во всех вопросах".
Многие из нас, изучая исламские науки, доходят до науки усуль аль-фикх. Большинство книг по усуль аль-фикх написали либо философы-аш'ариты, либо те, в ком оставили отпечаток эти философы-аш'ариты. Допустим, книга "аль-Мафхуз фи усуль аль-фикх", написал Фахр ар-Рази - один из самых главных аш'аритов. Также книга "аль-Мустасфа", Абу Хамида аль-Газали, известен по книге "Ихъя 'улум ад-дин". Его книга считается одной из сильнейших книг по шафи'итскому усуль аль-фикх. Также "аль-Бурхан фи усуль аль-фикх", имама Абу Маали аль-Джувейни. Также у имама Джувейни есть книга "Уаракат". Также из книг "аль-Ихкам фи усулиль-ахкам", имама аль-Амиди. И вот в этих книгах написано: "В вопросах принятия хабара ахад есть разногласие. И большинство ученых считают, что хабар ахад не является доводом в вопросах убеждения". Мы скажем, да это так, но это говорят те учёные, которые подобны вам. Однако истина совсем наоборот. Единогласное мнение ахлю-сунна уаль-джама'а со времен сподвижников: "Хабар ахад является доводом, как в акъиде, так и в фикхе".
Также у нас в матне пришел термин "радд".
Радд - это ложь и отрицание (такзиб уаль-инкар).
Человек, который делает радд, тамсиль и ташбих мутлякъ - он кафир. А человек, который делает тауиль, у него есть свой хукм.

_____

Из книги Блеск Убеждений. Ибн Кудама аль Макдиси.

Tags: АКИДА
Subscribe

  • Правовое положение (хукм) сетевого маркетинга

    В кризисные времена с особой силой зарождаются и распространяются сомнительные виды денежных и торговых операций. Среди видов деятельности,…

  • Масх

    Спросили шейха Ибн Усаймина: "Если человек снял носки после малого омовения, а затем снова надел их, не испортив до этого омовение, можно ли…

  • Фатва о винирах/люминирах

    Вопрос: каково правовое положение установки зубных накладок "люминиры" для красоты. Они представляют собой фарфоровые пластинки, которые…

Comments for this post were disabled by the author