Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Почему ученые разногласят?

Къатада сказал:

"тот, кто не осведомлен о существующих разногласиях ученых - не почувствует и запаха фикъха" »

Джамиуль-баяниль Ильм 2/147

Почему ученые иногда занимают диаметрально противоположную позицию по тому или иному вопросу?

Причины можно выделить следующие:


1) Шариатские причины
Это разногласия касательно достоверности того или иного хадиса. Так, например, хадис «Нет малого омовения у того, кто не сказал: «Бисмилля» некоторые считают достоверным, а другие- слабым хадисом.

2) Различный уровень осведомленности по конкретному вопросу
Так, один изучал вопрос досконально, другой коснулся лишь поверхностно. Источники информации одного могут быть необычайно разносторонние, другого- более ограничены. Биография ученого также говорит о многом- где, в каких странах он бывал? Насколько осведомлен о жизни и быте народов? Много путешествовал или проживал только у себя на родине? Каков его общий кругозор?


3) Некоторые слова ученые понимают по разному
Так, например, аят: « О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы прикасались к женщинам, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой землей и оботрите ваши лица и руки. Воистину, Аллах – Снисходительный, Прощающий. ( 4:43).

В Коране сказано: لاَمَسْتُمُ النِّسَاء Объяснение глагола «лямаса» - «касаться, дотрагиваться» изменяет смысл аята. Некоторые ученые считают: просто дотронуться рукой, и вывод из этого – любое прикосновение к женщине портит омовение. Другие говорят- нет, это полный контакт, тогда теряется омовение.


4) Порой личное, интуитивное понимание и восприятие того или иного доказательства также играет немаловажную роль.
Так, например, когда к Али (да будет доволен им Аллах) пришла Фатыма бинт Кайс и попросила рассудить ее, жалуясь, что муж дал ей окончательный развод и не оставил никаких средств, и привела аят Корана.
Однако Али сказал: «Чувствую, что здесь этот аят не подходит!» и оказался прав, так как выяснилось, что, кроме нее, были другие наследники первой очереди, и она получила свою законную долю.

5) Иногда ученый мог просто не знать о существовании какого-либо хадиса по теме;

6) Порой существует некое кажущееся противоречие между аятом и хадисом, или противоречие между хадисами, объясняя это, каждый ученый дает свою трактовку.
Так, некоторые считают, что если есть кажущееся противоречие между аятом и достоверным хадисом, то надо взять аят;
Другие: надо разобраться, какой из этих двух далилей («доказательств» в шариате) появился раньше, и потом взять тот, что более поздний;
При противоречии двух хадисов одни смотрят только на степень их достоверности, другие говорят, что надо учитывать, при каких обстоятельствах было сказано;
А некоторые объясняют только с точки зрения арабского языка, лингвистически, и тогда возникают большие разногласия (например, трактовка слова حتّ)

Например, известен хадис о том, что видели пророка (صلى الله عليه و سلم), когда он пил стоя, но в то же время он указывал, что когда пьешь, надо садиться. Некоторые ученые говорят: «Он пил зам-зам. Значит, зам-зам можно пить стоя, и только его». Другие считают, что слова о том, что пить надо сидя- не запрет, а лишь указание на желательность этого. Зам-зам же- как и обычная вода, следовательно, можно пить и стоя, но лучше садиться.

7) Отношение к тому или иному действию Пророка (صلى الله عليه و سلم).
В каких случаях это является мустахаб (одобряемым, то, к чему следует стремиться), а в каких- важиб? (действие, очень близкое к обязательному). Например, борода; или его манера есть. Молитва «витр»: важиб или просто сунна? Некоторые считают, что все что делал пророк (
صلى الله عليه و سلم
), является шариатом, другие -нет, многое он делал как обычный человек,( как спал, ел и пр.)

8) Отношение к вопросу: было отменено то или иное положение впоследствии или нет?
Например: посещение могил вообще, и, в частности, посещение могил женщинами.

9) Отношение к доказательству- частное, относившееся лишь к какому-то конкретному случаю, или носит общий характер?
Например: ношение никаба. Одни считают, что никаб был обязателен только для жен посланника Аллаха (
صلى الله عليه و سلم). Другие говорят- нет, обязателен для всех мусульманок. Или- отношение к музыке. Одни считают, что она разрешена только в праздники, другие – что является дозволенным видом отдыха, пустым развлечением ("лягва"

10) Различное отношение к источникам фикха
Можно ли принимать хадис «мурсаль» в качестве доказательства?
Можно ли применять метод кыяса (суждения по аналогии) за основу шариата?
Можно ли принимать слова сподвижников в качестве доказательства?
Можно ли принимать мнение жителей Мадины в качестве доказательства?
Можно ли принимать рассуждения в пользу масалиха ( действие, направленное на пользу человека) при вынесении иджтихада?
Как относится к редким видам чтения Корана (кроме семи известных) - принимать или нет?
Можно ли принимать во внимание аль урф (обычай данной местности) при вынесении иджтихада?

Заключение:
Понимание причин разногласий ученых- это дорога к толерантности среди мусульман. Каждый волен следовать тому или иному мнению, однако при этом следует понимать, что иная точка зрения также имеет право на существование, относиться к ней также уважительно, как и к той, которой следуешь ты сам. И, конечно, отдавать должное уважение всем ученым, не позволяя себе высказываться о них пренебрежительно, ведь любой из них несоизмеримо выше тебя.
Как говорят сами ученые- «Из совершенствования знания- представление о путях разногласий ученых».
Tags: ЗНАНИЕ, ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author