Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Описание 72 групп, согласно хадису о разделении Уммы

От Абу Хурайры передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Иудеи разделились на 71 группу, христиане на 72, а эта умма [мусульман] разделится на 73 группы»

В еще одной версии, Пророк
(да благословит его Аллах и приветствует)добавляет: «И все они в Огне, кроме одной; и это те, которые придерживаются того, чего придерживаюсь сегодня я и мои сподвижники» В другой версии Пророк сказал: «И это аль-Джама’а».

Автор книги "Тальбис Иблис" Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи спрашивает:

«Знаете ли вы какие будут те секты, о которых сказано в хадисе?»

Мы ответим: Мы знаем разделение, которое произошло в нашей умме и знаем основы этого разделения; и каждая секта разделилась на добавочные секты. Даже если мы не знаем большинство имен этих групп и их убеждения, то мы знаем 6 основных категорий нововведенцев. И это:

1) Хавариджы (хариджиты);
2) Кадариты;
3) Джахмиты
4) Мурджи’иты
5) Джабариты
6) Рафидиты (ши’иты)



Ибн аль-Джаузи пишет:

«В основе умма разделилась на 6 этих сект, и каждая секта разделилась на 12 других сект. [В общей сложности получается 72 секты (6*12). И сразу же вспоминается хадис о 73 течениях, 72 из которых в Огне]»
Кратко опишем эти 6 основных течений. Если на то будет воля Аллаха.

1. Аль-Харурийа (хавариджы)

Они были прозваны Харуритами, потому что они жили в селении, которое так называлось, близ Куфы [город в Ираке].  Они [хавариджы] нашли там прибежище после того, как враждовали с ‘Али ибн Абу Талибом, и после того как он разгромил их войска; [они обвинили ‘Али неверующим (кафиром)]. Также есть история, в которой рассказывается, что к ‘Аише бинт Абу Бакр [жене Пророка] (да будет доволен ею Аллах) пришла женщина и спросила: «Почему женщина, у которой были месячные восстанавливает пост, но не восстанавливает намаз?» [Женщина задала этот вопрос, проявив наглость и неуважение к жене Пророка]. И ‘Аиша ответила: «Ты [случайно не из числа] харуритов?» Также из числа их имен – аш-Шурат. Они прозваны так оттого, что они сказали: «Мы продали наши души ради Аллаха, [в результате чего пошло название «проданные» (шурат)]». И также из их названий – «аль-хукмиййа». Их стали так называть, потому что они стали отрицать то, что договор между ‘Али и Му’авией [ибн Абу Суфьяном] мог решать кто- то из людей. Они сказали: «Хукм принадлежит только Аллаху, [и в результате этого они вышли из войск обеих сторон, и тем самым еще и вышли из Ислама]». Они отрицали Абу Мусу аль-Аш’ари и Амра ибн ‘Аса, которые выступали судьями [со стороны ‘Али и Му’авии соответственно]. Также хавариджей называют «аль-марика» (отступники, вышедшие из Ислама). Ибн аль-Джаузи сказал: [Почему их называют ‘аль-марика’, то есть отступники?] Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Они выходят из религии точно также как стрела, выпущенная мимо цели». Конечно же сами хариджиты отрицают это положение и не называют себя таковым именем.

2. Кадариты

Группа [кадаритов] была названа так, потому что они отрицают предопределение Аллаха [т.е. кадр отсюда -> кадариты] и [соответственно отрицают] Его Всезнание. Они сказали [следующее по этому поводу]: «Все поступки рабов сотворены, они сами творят их без участия Аллаха». [То есть, если человек совершил какой-то поступок, то он является сам творцом этого поступка, а не Аллах. Это было одно из крупнейших заблуждений]. [Затем они сказали]: «Аллах хочет чего-то от людей, но не добивается этого». (А’уузу биЛлях!) И первый, кто произнес этот куфр [слова, указывающие на неверие] был христианин из Басри. От него же взял это высказывание Ма’абад аль-Джухани. И это же высказывание потом [во времена правления халифа Умара ибн Абд аль-Азиза] распространил Гейлан ад-Димашки, [который стал известен как родоначальник секты кадаритов].

3. Джахмиты

Это сторонники Джахма ибн Сафвана. Он был родом из города Термез. Они [джахмиты] сказали: «Люди вынуждены делать те или иные поступки, потому что Аллах предписал им это сделать; человек не может выбрать [между тем или иным поступком], потому что за него уже решено». И они сказали: «Рай и ад - не вечен [они будут уничтожены рано или поздно]». И они сказали: «Иман (вера) – это [лишь] знание об Аллахе [то есть Аллах существует, мы это знаем, нам этого достаточно и у нас есть иман]». Кстати, в этом убеждении они полностью схожи с мурджи’итами [о которых речь пойдет дальше (по воле Аллаха)].

4. Мурджи’иты

Название течения берет свое начало от слова «аль-ирджа’ (дословно – оттягивание, отстранение)». Они были названы так, потому что отстраняли поступки от имана (веры). [То есть они говорят, что поступки и иман это не единое целое: они отстраняют поступки и оставляют только иман]. Они [также] сказали: «Иман – это то, что человек признает Аллаха, верит в Его Пророков и то, что пришло от Аллаха [Коран]». [Что касается поступков (деяний)], они сказали: «Это не относится к вере (иману) ни в чем». Мурджи’иты являются крайними в понимании ‘надежды на Аллаха’ (ар-Раджа). [Как мы знаем каждый обязан поклоняться Аллаху из трех качеств: из любви к Аллаху, из боязни Аллаха, надеясь на Аллаха. Но страх перед Аллахом должен преобладать над нами, пока мы живы]. Мурджи’иты отличаются тем, что они полностью отвергают угрозы Аллаха, которые пришли к нам из Корана и Сунны, о наказании неверующих. Они говорят, что Аллах не накажет верующих, и все уже [являются из обитателей] Рая.

5. Рафидиты (ши’иты)

Название [рафидиты] происходит от слова ‘рафида’ («отрицающие»). Зайд ибн Али ибн Хусейн выступил против Ибн Абл аль- Малика [правителя]. И к Зайду [к его войскам] присоединились ши’иты. Когда они собрались выходить на битву, они (ши’иты) стали ругать и проклинать Абу Бакра. И Зайд, услышав эти [мерзкие и отвратительные] слова и запретил им так говорить. И они отвергли [этот приказ Зайда], покинув его лагерь. Передается, что вместе с Зайдом осталось только 200 человек. [Что касается основных вероубеждений шиитов], они верят, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) завещал халифат именно ‘Али ибн Абу Талибу. Они также считают, что большинство сподвижников впали в заблуждение и вышли из Ислама [потому что не поддержали ‘Али после смерти Пророка]. [Что касается имама], то он может быть только из [числа] потомков Хусейна ибн ‘Али ибн Абу Талиба.

6. Джабариты

Вероубеждение джабаритов похоже на «джахмийское», то есть раб Аллаха вынужден делать те или иные поступки без права выбора. Сказали джабариты: «У него [раба Аллаха] нет поступков. Все что он делает – это делает Аллах». И их смысл [в отрицании выбора у человека] состоит [например] в том, что если человек неверующий, то не надо призывать его к Исламу, ибо Господь не хочет этого. Передается, что однажды один человек плыл на корабле вместе с одним огнепоклонником. Он обратился к нему: «Прими Ислам!» Огнепоклонник спросил: «Зачем?» Тот ответил: «Потому что Аллах хочет этого от тебя». Огнепоклонник парировал: «Но ведь если Аллах хочет от мне принятия Ислама, почему же я не принял его» На что он ответил: «Потому что шайтан не хочет этого!» И огнепоклонник сказал: «Зачем я буду поклоняться Ему (Аллаху)? Я лучше буду покланяться тому, кто сильнее Его» (а’уузу биЛляхи мин-аш-шайтони-рраджим!)

Продолжает шейх Абу аль-Фарадж в своей книге, разъясняя характерные черты этих сект, [раскрывая на какие добавочные секты распались]:

1. Хаваридж (хариджиты).

Разделились на следующие 12:

  1. «Аль-Азарика» (азракыйа). Это те люди, которые в свое время последовали за Ибн Рашидом Нафи’а аль-Азрака. Эта группа является самой многочисленной среди хариджитов. К их вероубеждениям относятся: тот, кто вышел против нас [против наших убеждений], тот является мушриком (т.е. многобожником), и тот, кто не переселяется к нам, будучи согласными с нашими убеждениями, они тоже мушрики. А также: любой, кто приходит к ним (т.е. кто переселился к ним) они испытывают его тем, чтобы он убил человека, который противоречит им. Также эта секта утверждает о том, что допустимо убивать женщин и детей [тех мусульман, которые противоречат им]. И ибн аль-Джаузи пишет о них: они сказали: «Мы не знаем верующих людей за исключением нас, и все, кто читают намаз в сторону киблы (Ка’абы) неверующие, кроме тех, которые последовали за их высказываниями [убеждениями]».

  2. «Аль-Ибадыйа». Они сказали: «Тот, кто придерживается наших слов, то он верующий, тот же, кто отвернулся от нас, тот лицемер (мунафик)». Эту секту основал Абдуллах аль-Ибауд. И они впоследствии раскололись на 4 группы. И они сказали, что любой, кто вышел против них – это неверующие (кафиры), но не мушрики (многобожники). Также они сказали: «Запрещено проливать их кровь, если между нами не объявлен джихад, но если это произошло, тогда их кровь, имущество и женщины являются для нас дозволенными». Ибадиты считают, что тот, кто совершил тяжкий грех, тот будет находиться вечно в Аду.

  3. «Ас-са’лябийа» Из их убеждений то, что Аллах не устанавливал ничего [то есть их слова сошлись со словами кадаритов, которые отвергли Всезнание Аллаха о будущем]. Эту секту основал Са’ляби ибн Мишкана. И также они сказали, что они должны поддерживать добрые отношения со всеми до тех пор, пока они твердо не убедятся в том, что они вышли из их секты.

  4. «Аль-Хазимийа». Они сказали: «Мы не знаем, что такое иман (вера). Все создания Аллаха имеют право оправдываться». Как сказали ученые: они разделяли мнение кадаритов, как и предыдущая секта са’лябийа.

  5. «аль-Халяфийа». Они сказали: «Тот, кто оставил джихад [будь то мужчина или женщина], тот кафир, и их кровь дозволена [то есть их разрешено убивать]». Это последователи человека, которого звали Халяф. Они также считают, что джихад допустим только тогда, когда правитель (халиф) является из их числа (из хариджитов- халяфитов).

  6. «Аль-Каузийа» - шестая секта. Сказали каузиты: «Никто из наших мусульман не имеет право прикасаться к другим людям [которые не в их секте]». Почему? Потому что никто не знает какой человек является чистым, а какой грязным (наджасом). Они также сказали: «Со всеми мушриками, [которые не с нами] запрещено сидеть вместе до тех пор, пока этот человек не покается и не совершит полное омовение тела (гусль)». Про них сказал хафиз аль-‘Ираки: «Эта группа, которая не допускает того, чтобы мочу (или испражнение) проливали на землю. Они это положение объясняют тем аятом, в котором сказано: «Вся земля для вас сделана мечетью и чистой…»» И когда у них возникает потребность, они справляют свою нужду в реках.

  7. «Аль-Канзийа». Они сказали: «Никто не имеет никакого права отдавать другому часть своего имущества (садаку), [потому что он не знает, достоин ли он получить эти деньги или же нет]». А на вопрос, что же делать с этими деньгами (или имуществом, они ответили: «Мы должны прятать их в земле (делать клад)». [Отсюда их название – «Аль-Канзийа» - аль-канз с арабского переводят, как клад]. Далее они продолжили: «После того как зарыли клад, мы можем их обратно раскопать и отдать лишь тем людям, которые действительно находятся на истине».

  8. «Аш-Шамрахийа». Они сказали: «Нет ничего противозаконного в том, чтобы прикасаться к чужим женщинам».

  9. «Аль-Ахнасийа». Последователи этой секты сказали: «Умерший человек после своей смерти не получает никакого блага и никакого зла [ни один грех и ни одно благое дело не записывается после смерти]». Они отрицают тем самым хадис, в котором передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «После того, как человек умирает все книги его деяний закрываются за исключением трех: 1. Садака джария [Когда человек что-то построил или дал садака так, что оно приносит пользу после его смерти]; 2. Знание, [которое приносит пользу другим людям]; 3. Праведный сын, которого он обучил». Они также сказали, что все те, которые находятся в «даруль- куфр» [о которых они не знают ничего из их акыды] лучше не говорить верующий он или нет, кроме тех, чьи вероубеждения мы открыто знаем. И они считают, что до того, как надо начинать боевые действия против мушриков [коими они считают других людей, не принимающих их убеждения] необходимо призвать их [к этим своим убеждениям].

  10. «Аль-Хакимийа». Они сказали: «Тот, кто обратился за судом к сотворенному Аллахом (т.е. человеку), он является кафиром». И они последовали в свое время за ‘Урвой ибн Хайдаром, который отверг положение суда между ‘Али и Му’авией, сказав, что они все вышли из Ислама.

  11. «Му’тазилиты». Отдалившиеся от хариджитов, но оставшиеся внутри них. Они сказали: «Мы впали в вопросах Али и Му’авии в большие сомнения, и мы отстраняемся от них всех».

  12. «Аль-Маймунийа». Они сказали: «Не существует ни одного законного правителя, кроме того, кем мы довольны». Их основал человек по имени Маймун, который считал, что необходимо выступать и бороться со всеми правителями. И они допускали, что если дедушка женится на своей внучке, то это не запретно, поскольку на это нет доказательства в Коране. И они отрицают, что сура «Юсуф» (12 сура) относится к Корану, сказав: «Как мог Юсуф – Пророк Аллаха - просить власти у правителя Египта?!». Тем самым они совершили худший вид куфра – отрицание книги Аллаха (да упасет нас Аллах от этого!)

На эти 12 течений и разделились хариджиты. Они были раньше и существуют в тех или иных проявлениях сегодня.

2. Аль-Кадарийа.

Разделились на следующие 12:

  1. «Аль-Ахмарийа». Они сказали: «Условие справедливости Аллаха по отношению к Его рабам, чтобы они могли сами выбирать свои поступки; и оставить их (людей) между ними и своими грехами».

  2. «Ас-Санавийа». Они сказали: «[Любой человек, считающий себя верующим должен знать], что благо приходит [только] от Аллаха, а зло – от Иблиса».

  3. «Аль-Му’тазиля». Они сказали следующее: «Коран является сотворенным; и они отрицали видение [Аллаха в Судный День]».

  4. «Аль-Кайсанийа». Они сказали: «Мы не знаем о поступках, которые мы совершаем – являются ли они от Аллаха или же они от самих рабов. Мы также не знаем, наградит ли Аллах кого-то после смерти или будет наказывать».

  5. «Аш-Шайтанийа». Они сказали: «Поистине, Аллах не сотворил Шайтана». Их основателем был Мухаммад ибн Ну’ман ар- Рафидый, который получил прозвище «Шайтан-Так»

  6. «Аш-Ширкийа». Они сказали: «Все грехи имеют определенно наказание, кроме куфра (неверия); [и Аллах сотворил все эти грехи и благие деяния (то есть все поступки), а иман и куфр были изначально]».

  7. «Аль-Вахмийа». Они сказали: «Поступки не принадлежат творениям; и благие поступки человека не имеют никакой награды, а плохие поступки - наказания».

  8. «Ар-Равандийа». Они сказали: «Совершение деяния [человеком], опираясь на любую Книгу, ниспосланную от Аллаха, является истиной, даже если [эта Книга является] отменяющей (то есть Коран, который отменил Тору и Евангелие) или же наоборот – отмененной (например, если человек берет шариат Моисея и судит им по Корану, а все то, что написано в Коране, но противоречит Торе – он отвергает)5». Их основал Ахмад ибн Яхья ар-Равандий, по прозвищу Зиндик (лицемер).

  9. «Аль-Минбариййа». Они сказали: «Тот, кто ослушался Аллаха, а потом совершил покаяние (тауба), его покаяние не будет принято».

  10. «Ан-Накисийа». Они сказали: «Разрыв договора с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешен [и ничего в этом плохого нет]».

  11. «Аль-Каситыйа». Они сказали: «Любой, кто стремиться получить свою долю из этой мирской жизни (дунья) [то есть любой, кто стремится заработать в этой мирской жизни], тот является заблудшим, и каждый должен совершать зухд - [отрешиться от этого мира]».

  12. «Ан-Низамийа». Они сказали: «Что Аллах ничего не сможет сделать, если этого не захотят рабы» (А’уузу биЛляхь!) Также из их убеждений, что Аллах не может добавить наслаждения в Раю, и наказание обитателей Ада не уменьшается. И их основал Ибрахим ан-Низам.


3. Аль-Джахмийа.

Разделились на следующие 12 подгрупп:


  1. «Аль-Му’аттыля» сказали, что тот, кто утверждает, что Аллах видит, он является неверующим (кафиром).  Проще говоря, они считали, что человек может жить не только по Корану, но и по другим Книгам – Торе, Евангелии. отменили полностью Атрибуты (Сыфаты) Аллаха, сказав: «Если человек видит и Аллах видит, значит, они одинаковы» .

  2. «Аль-Мурайсийа» утверждали, что большинство Атрибутов Аллаха сотворены. Также они сказали, что иман (вера) – это лишь подтверждение истины; и сказали, что куфр (неверие) – это всего-навсего отрицание. Они были последователями Бирша ибн Гаяса аль-Мурайсий.

  3. «Аль-Мультазима» говорят: «Аллах находится везде» .

  4. «Аль-Варидийа» их слова – «тот, кто познал Своего Господа, не войдет в Огонь Ада; а тот, кто войдет в Огонь Ада, он уже никогда не выйдет оттуда».

  5. «Аз-Занадика» сказали: «Тот, кого мы не можем постичь своими чувствами [- слухом, зрением, вкусом, обонянием, прикосновением -], то это не является нашим господом».

  6. «Аль-Харкыйа» сказали: «Огонь Ада прикасается к неверующим и грешникам только один раз; после прикосновения Огня обитатели Ада сгорают, и этот Огонь им больше не вредит, [поскольку сгоревшее творение становится одной природы с Огнем]».

  7. «Аль-Махлюкыйа» сказали, что Коран является сотворенной вещью.

  8. «Аль-Фания» сказали, что Ад и Рай не вечны.

  9. «Аль-‘Ирийа» сказали, что отвергают всех Посланников, назвав их просто мудрецами, [доносившими Истину].

  10. «Аль-Вакыфийа» сказали, что не будут говорить сотворен ли Коран или нет, решив отойти от этого вопроса подальше.

  11. «Аль-Кубурийа» сказали, что не существуют наказания в могиле и заступничество [Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)].

  12. «Аль-Ляфзыйа» сказали: «То, что мы произносим, читая Коран, является сотворенным».


продолжение

Tags: АКИДА, ИЛЬМ И ХАДИС
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author