Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Иногда человек может совершать деяние, которое он считает праведным, не зная, что оно запрещено

Сказал шейх аль-Ислам Ибн Таймия в "аль-Иктида" 2/290:

"Иногда человек может совершать деяние, которое он считает праведным, не зная, что оно запрещено. Тогда он заслуживает награды за свое благое намерение и прощения в силу своего незнания. Некоторые люди совершают запрещенные нововведения и получают от них какую-то пользу, однако это не указывает на узаконенность этих нововведений. Затем совершающий их может быть истолковывающим шариатские тексты, ошибающимся муджтахидом или мукаллидом. Его ошибка прощается и он получает награду за то узаконенное, что сделал вместе с неузаконенным, подобно ошибающемуся муджтахиду".

Также он сказал в "аль-Иктида", 2/251: "Кто имел благое намерение, получит за него награду, даже если его деяние не было узаконенным, ведь он не желал этим противоречить Шариату".



Сказал Имам аз-Захаби об оправдании по невежеству в многобожии (ширке), а также других грехах и упущениях.


«Знай, что о многих из этих великих грехов, и даже о большинстве из них, кроме немногих, не известно части исламской общины, что они запрещены. Не дошли до них ни приказ удержаться, ни угроза за совершение этого. В отношении этого вида людей есть свои подробности, и надлежит ученому не проявлять поспешность (в суждении) против невежды, однако, следует проявлять мягкость и обучить его части того знания, которое даровал ему Аллах. Особенно, если он еще недавно пребывал в джахилии (невежестве до принятия Ислама): вырос в далеких странах неверия, попал в плен и был доставлен в исламские земли, в то время как он — турок, или грузин-многобожник, не знает арабского языка. И купил его амир турок, у которого нет ни знания, ни понимания религии, и плетью заставил его произнести два свидетельства.
И если он стал понимать арабский язык, так что через несколько дней и ночей понял смысл двух свидетельств, то это прекрасно. И он может быть молится, а может и нет. И может быть через долгое время он заучил аль-фатиху, если у его учителя есть что-то из религиозности. А если его учитель таков же, как и он сам, то откуда этому бедняку знать положения шариата? Откуда ему знать о великих грехах, чтобы остерегаться их? Откуда ему знать об обязанностях, чтобы их выполнять? А если он познал эти великие губительные грехи и стал остерегаться их, познал столпы обязательных дел и стал крепко держаться за них, то это — счастливый человек, но такое случается редко.
И следует рабу Аллаха восхвалять Аллаха за избавление (от невежества). А если скажут: «Он проявил халатность, так как не спросил о том, какие на нем лежат обязанности». То ответом будет: «Не приходило ему в голову, и не чувствовал он, что его обязанностью является спрашивать того, кто его учит». Кому Аллах не дал света, нет тому света. Никто не является грешным, кроме как после обладания знанием и доведения ему довода.
И Аллах является Милосердным и Сострадательным к ним, сказал Он: «Мы не наказываем, пока не посылаем посланника». (Сура «Перенесение», аят 15) И главные из сподвижников были в Эфиопии, в то время как ниспосылались обязанности и запреты пророку, мир ему и благословение Аллаха, и это доходило до них только через месяцы. И они в эти месяцы оправдывались незнанием до тех пор, пока не доходил до них шариатский текст. И точно так же оправдывается невежеством тот, кто не знает, пока не дойдет до него шариатский текст, если будет угодно Всевышнему Аллаху».

См.: ас-Сейид ибн Са’дуддин аль-Губаши «Са’ату рахма Рабб аль-алямин», с. 63.

Tags: Духовное воспитание
Subscribe

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

  • Не отвергайте Истину

    لا ترُدّوا الحق لقد أرسل الله الرسل للناس ، و أمرهم بالدعوة إلى عبادة الله و توحيده و لكن أكثر الأمم كذبوا الرسل ، و ردوا الحق الذي دُعوا إليه و…

Comments for this post were disabled by the author