Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

О желательности женитьбы не на близких родственницах. Шафииты и ханбалиты

Как известно, двоюродные сестры и братья не относятся к числу тех родственников, брак с которыми запрещен. Но, вместе с тем, для большой группы правоведов выбор в супруги двоюродного родственника не равноценен в предпочтительности выбору в супруги другого человека.

Писал имам Яхья ибн Шараф ан-Навави аш-Шафии в «Минхадж ат-талибин»: «Желательно (выбирать)… не близкую родственницу».

Сказал в комментарии к этим словам выдающийся шафиитский правовед шейх Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад аль-Хатыб аш-Ширбини: «Автор «аль-Бахр» и автор «аль-Баян» передали, что аш-Шафии сказал, что желательно не жениться на женщине из одной семьи. Аз-Зинджани в качестве причины (постановления) указал, что «к задачам никяха относится налаживание связей между родами для взаимной помощи, поддержки и единения взглядов».
Но более уместно будет отнести слова аш-Шафии, да будет доволен им Всевышний Аллах, к близким родственникам. И не будет в этом положении проблемы из-за того, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, женился на Зейнаб, которая была дочкой его дяди по отцу (т.е. двоюродной сестрой), поскольку он женился на ней, разъясняя тем самым дозволенность этого. И также не будет проблемы из-за того, что Али женился на Фатиме, да будет доволен Аллах ими обоими, поскольку она, в общем, уже далекая — дочка сына дяди по отцу (дочка двоюродного брата), и это так же было в качестве разъяснения дозволенности».

См. «Мугни аль-мухтадж иля ма’рифа ма’ани альфаз аль-Минхадж» 4/206-207.

И писал большой ханбалитский правовед шейх Мансур ибн Юнус аль-Бухути: «Желательно, чтобы (невеста) была инородней, поскольку ее ребенок будет более родовитым (одаренным). И поскольку нет гарантий, что не случится развод, который, в случае ее родства, приведет к разрыву родственных связей, которые приказано поддерживать».

См. «Кашшаф аль-кына’ ‘ан матн аль-Икна'» 5/9.

Как видно, желательность у имамов-шафиитов распространяется на более далеких родственников и чужих, а у имамов-ханбалитов только на чужих.
Имамы ханафитского и маликитского мазхабов не выделили этот вопрос особенным постановлением.
Кроме того, важно обозначить, что женитьбу на двоюродных никто не счел делом порицаемым и заслуживающим осуждения. Поэтому к мусульманам, сделавшим такой выбор, не должно быть какого-либо предвзятого отношения.

muntaqa.info


Tags: БРАК, ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author