Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Интересная история о государстве Мурабитов и государстве Муваххидов


Говорит шейх:

"Я уже упоминал вчера государства, которые правили Магрибом (исламский, арабский запад). И мы сказали, что первое государство - это государство шарифов-идриситов. Затем, после них пришло государтсво правоведов (факыхов) - государтсво Мурабитов. Мурабиты - это народ, состоящий из правоведов. Слово мурабит у магрибийцев означало человека в медресе, заулке... А заулок у них - это место, в котором есть мечеть, вокруг которой дома учащихся, и там же земли, относящиеся к их школе. Так что учащиеся учатся и ухаживают за урожаем, пасут скот, обеспечивая себя необходимым для жизни. Такой вот заулок. И мурабит - это человек, который сидит в его медресе, в его заулке и преподает...

Эти мурабиты, какова их история? Один из жителей пустыни отправился в хадж. А в то время ислам стал предаваться забвению в тех землях, появились прорицатели и колдуны, и люди стали забывать то, с чем пришли первые мусульмане, открывшие эти земли для ислама. И один из амиров пустынных областей, когда совершил хадж и уже возвращался, проходил через Кайраван. Там он увидел одного из магрибийских ученых, осевших в Кайраване, звали его Абу Имран аль-Фаси. Он был обладателем обширнейших знаний, выдающимся мухаддисом и правоведом... Увидел его этот амир - Абу Бакр ибн Яхья аль-Лямтуни. И он очень ему понравился теми знаниями, что у него были, широтой и глубиной его познаний. Он захотел взять с собой одного из его учеников, чтобы он обучал людей тому, чего они не знают в религии. Абу Имран аль-Фаси ответил ему: "Те, кого ты видишь - ни один из них не годится для того, чтобы отправиться с тобой. Кайраван - это город, а ты хочешь отправиться с ним в пески. Кто это выдержит? Ни один из них не выдержит того, чего ты от него желаешь. Однако у меня есть один ученик, он на краю Суса..." А Сус в то время не был местом цивилизации. Ученика того звали Уаджадж ибн Зиллю аль-Лямты... Он сказал: "Это - мой ученик, у него там медресе, отправляйся к нему и попроси о том, что хочешь". И действительно, он отправился туда и сообщил о своем предложении. Это понравилось Уаджаджу, и он призвал своих учеников отправиться с этим амиром в пустыню. Один из них выразил желание к этому, звали его Абдуллах ибн Ясин аль-Джазури.

Абдуллах ибн Ясин отправился с амиром Абу Бакром ибн Яхья аль-Лямтуни в пустыню и начал призывать к Аллаху и обучать, однако мало кто стал собираться вокруг него. Люди отворачивались, не обращали на него внимания, не слушали. Тогда он взял тех немногих, которые прислушались и собрались вокруг него, и отправился с ними на полуостров. Это был такой полуостров, на который люди могли пройти, когда спадала вода, а когда вода поднималась, не мог пройти туда ни пеший, ни конный. И они оставались там, он учил их, пока они не закончили программу. У него был очень удивительное правило в отношении учащихся... И я думаю, что многие из тех, кто спешит с выводами, скажет, что это - нововведение... Каково было его правило? Он обязывал всех присутствием на коллективной молитве. Это при том, что он сам - маликит, а маликиты считают, что участие в коллективной молитве - сунна, не обязательное дело, и приводят на это сильные доводы, однако, это не место для их упоминания. Он же обязывал всех присутствием на коллективной молитве. И даже обязывал присутствием на всех четырех ракатах. Кто упускал один ракат, наказывался десятью ударами, кто упускал два - двадцатью, и так до сорока ударов. Почему? Этот человек готовил государство, не готовил своих учеников для работы где-то имамом, имея диплом. Он готовил их для великих дел, и поэтому они должны были быть максимально полноценными с разных сторон... Когда он закончил обучение тысячи человек, то возложил на них обучение остальных, и они занялись этим...

Почему государтсво называлось государством мурабитов? Потому что они были мурабитами. Почему их государство называлось государством правоведов? Потому что все были правоведами и требующими знание. Это было одно из самых больших государств, правивших исламским западом... Государство правоведов было маликитским государтсвом. Книги были - "аль-Муватта", "Тахзиб" аль-Барази'и, фикх... - Государство чисто маликитское!

Когда оно рухнуло, после нее пришло государтсво муваххидов ("единобожников"). Государство муваххидов, в самом начале было государством с шиитскими взглядами. Потому что его основатель и идеолог Ибн Тумарт называл себя Махди, и распространялись утверждения, что именно он и есть ожидаемый Махди, что он защищен от ошибок, что он такой и такой, и такой. И на таких убеждениях были первые халифы из "муваххидов". Затем, со временем, это исчезло.

Когда же только пришло государство муваххидов и было уничтожено государтсво правоведов, уничтожалось все, что имело отношение к этому государству. А из того, что имело отношение к тому государству, маликитский мазхаб. Они желали стереть его полностью. Говорил один из ученых: "Я вошел к такому-то из халифов муваххидов и увидел справа от него Коран, а в руке у него "Сунан" Абу Дауда. Он сказал мне: "О такой-то, эти вопросы (фикха): "в этом вопросе пять мнений, в этом вопросе шесть мнений" - что же, все эти мнения из религии Аллаха?!" И говорит шейх: "Я начал разъяснять ему то, что было для него непонятно из разницы во мнениях. Но он прервал меня и сказал: "Клянусь Аллахом! (В религии Аллаха) только это!" - И указал на Коран. - "Или это!" - И указал на "Сунан" Абу Дауда. - "Или это!" - И указал на меч". Люди пребывали в переживании и тревоге о том, что это за новое направление.

И один из их халифов по имени Якуб ибн Мансур аль-Муваххиди издал постановление о запрете маликитского мазхаба. Этот мазхаб стал запрещенным. И кого находили из правоведов преподающим "Мудаввану" или какую-нибудь другую книгу с постановлениями маликитского фикха, того очень жестоко наказывали, и может быть даже убивали. Абдульуахид аль-Мурракуши - историк, который жил в это время. У него есть книга, она издана и сохранилась до сих пор, она называется "аль-Му'джиб фи тальхыс ахбар Андалюс уа аль-Магриб". Прекрасная книга по истории. Говорит он, описывая то, что происходило: "В дни правления этого халифа прервалось знание вопросов фикха. Боялись его правоведы. И он приказал сжечь книги мазхаба, после того, как из них будут извлечены только хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Коран. И это было сделано. Многое из них было сожжено во многих местах. Сжигалась "Мудаввана" Сахнуна, книга Ибн Юнуса, "Науадир" Ибн Аби Зейда, "Мухтасар" Ибн Аби Зейда, "Тахзиб" аль-Барази'и, "Уадыха" Ибн Хабиба и все подобного рода из книг". - Все это книги подробного изложения фикха согласно маликитскому мазхабу. Говорит: "И я был свидетелем в один из дней в городе Фас, как привозили целые грузы с этими книгами и поджигали. И людям говорили оставить занятость наукой "о мнениях". - То есть наукой о подробных выводах в фикхе. - "И предостерегали от погружения в это, и угрожали за это".
Важно то, что книги действительно были сожжены. Сожжены. А государтсво муваххидов просуществовало некоторый период, и положение было тяжелым.

Так что же сделал этот халиф? Он приказал ученым выбрать хадисы из разных сборников. Из "Муватта", "аль-Бухари", "Муслима", четырех "Сунан", "Сунан" аль-Байхакы, "Сунан" ад-Даракутни, "Муснад" аль-Баззара, "Мусаннаф" Ибн Аби Шейбы. Выбрать хадисы об очищении, о молитве, о посте. И приказал людям заучивать их и брать фикх из них. И он сам диктовал этот сборник хадисов. Здесь кто-то может сказать: "Это хорошее дело, он обязал людей тем, в чем благо - Кораном и сунной, и оставлением занятостью (выводами ученых)" Но в действительности не это он сделал, и не это было его целью, и не это поняли правоведы из его решения. Ведь если бы он на самом деле обязал иджтихадом, то они не оставили бы его. Однако он обязал людей захиритским мазхабом. Поэтому, "муваххиды" - это государтсво захиритов. Увеличилось количество захиритов в то время. Да, в результате появились выдающиеся мухаддисы: Ибн Дихья аль-Кальби, Ибн Каттан аль-Фаси автор известных книг в хадисоведении. Действительно, это движение дало выдающихся мухаддисов, однако его целью не было направление людей к иджтихаду. Его целью было обязать людей захиритским мазхабом. А маликиты запада не выносили захиритский мазхаб из-за того, что перенесли от Ибн Хазма".


перевод Али М.

источник


Tags: ЛЕКЦИИ. РАССКАЗЫ. ХИКМА, ФИКЪХ
Subscribe

  • Причины лжи

    Первая причина Попытка извлечь пользу и предотвратить вред. Человек, поддавшись уловкам своего нафса, ошибочно полагает, что солгав он окажется в…

  • СТРАСТЬ

    Аль-Фирузабади сказал: «Питать страсть к чему-то — значит любить это и испытывать тягу к нему. [Лисан аль-‘араб]. Слово…

  • (no subject)

    ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: «Пение взращивает в сердце лицемерие» [Шу‘аб аль-иман]. Ибн аль-Каййим сказал:…

Comments for this post were disabled by the author