Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Интересная история о государстве Мурабитов и государстве Муваххидов


Говорит шейх:

"Я уже упоминал вчера государства, которые правили Магрибом (исламский, арабский запад). И мы сказали, что первое государство - это государство шарифов-идриситов. Затем, после них пришло государтсво правоведов (факыхов) - государтсво Мурабитов. Мурабиты - это народ, состоящий из правоведов. Слово мурабит у магрибийцев означало человека в медресе, заулке... А заулок у них - это место, в котором есть мечеть, вокруг которой дома учащихся, и там же земли, относящиеся к их школе. Так что учащиеся учатся и ухаживают за урожаем, пасут скот, обеспечивая себя необходимым для жизни. Такой вот заулок. И мурабит - это человек, который сидит в его медресе, в его заулке и преподает...

Эти мурабиты, какова их история? Один из жителей пустыни отправился в хадж. А в то время ислам стал предаваться забвению в тех землях, появились прорицатели и колдуны, и люди стали забывать то, с чем пришли первые мусульмане, открывшие эти земли для ислама. И один из амиров пустынных областей, когда совершил хадж и уже возвращался, проходил через Кайраван. Там он увидел одного из магрибийских ученых, осевших в Кайраване, звали его Абу Имран аль-Фаси. Он был обладателем обширнейших знаний, выдающимся мухаддисом и правоведом... Увидел его этот амир - Абу Бакр ибн Яхья аль-Лямтуни. И он очень ему понравился теми знаниями, что у него были, широтой и глубиной его познаний. Он захотел взять с собой одного из его учеников, чтобы он обучал людей тому, чего они не знают в религии. Абу Имран аль-Фаси ответил ему: "Те, кого ты видишь - ни один из них не годится для того, чтобы отправиться с тобой. Кайраван - это город, а ты хочешь отправиться с ним в пески. Кто это выдержит? Ни один из них не выдержит того, чего ты от него желаешь. Однако у меня есть один ученик, он на краю Суса..." А Сус в то время не был местом цивилизации. Ученика того звали Уаджадж ибн Зиллю аль-Лямты... Он сказал: "Это - мой ученик, у него там медресе, отправляйся к нему и попроси о том, что хочешь". И действительно, он отправился туда и сообщил о своем предложении. Это понравилось Уаджаджу, и он призвал своих учеников отправиться с этим амиром в пустыню. Один из них выразил желание к этому, звали его Абдуллах ибн Ясин аль-Джазури.

Абдуллах ибн Ясин отправился с амиром Абу Бакром ибн Яхья аль-Лямтуни в пустыню и начал призывать к Аллаху и обучать, однако мало кто стал собираться вокруг него. Люди отворачивались, не обращали на него внимания, не слушали. Тогда он взял тех немногих, которые прислушались и собрались вокруг него, и отправился с ними на полуостров. Это был такой полуостров, на который люди могли пройти, когда спадала вода, а когда вода поднималась, не мог пройти туда ни пеший, ни конный. И они оставались там, он учил их, пока они не закончили программу. У него был очень удивительное правило в отношении учащихся... И я думаю, что многие из тех, кто спешит с выводами, скажет, что это - нововведение... Каково было его правило? Он обязывал всех присутствием на коллективной молитве. Это при том, что он сам - маликит, а маликиты считают, что участие в коллективной молитве - сунна, не обязательное дело, и приводят на это сильные доводы, однако, это не место для их упоминания. Он же обязывал всех присутствием на коллективной молитве. И даже обязывал присутствием на всех четырех ракатах. Кто упускал один ракат, наказывался десятью ударами, кто упускал два - двадцатью, и так до сорока ударов. Почему? Этот человек готовил государство, не готовил своих учеников для работы где-то имамом, имея диплом. Он готовил их для великих дел, и поэтому они должны были быть максимально полноценными с разных сторон... Когда он закончил обучение тысячи человек, то возложил на них обучение остальных, и они занялись этим...

Почему государтсво называлось государством мурабитов? Потому что они были мурабитами. Почему их государство называлось государством правоведов? Потому что все были правоведами и требующими знание. Это было одно из самых больших государств, правивших исламским западом... Государство правоведов было маликитским государтсвом. Книги были - "аль-Муватта", "Тахзиб" аль-Барази'и, фикх... - Государство чисто маликитское!

Когда оно рухнуло, после нее пришло государтсво муваххидов ("единобожников"). Государство муваххидов, в самом начале было государством с шиитскими взглядами. Потому что его основатель и идеолог Ибн Тумарт называл себя Махди, и распространялись утверждения, что именно он и есть ожидаемый Махди, что он защищен от ошибок, что он такой и такой, и такой. И на таких убеждениях были первые халифы из "муваххидов". Затем, со временем, это исчезло.

Когда же только пришло государство муваххидов и было уничтожено государтсво правоведов, уничтожалось все, что имело отношение к этому государству. А из того, что имело отношение к тому государству, маликитский мазхаб. Они желали стереть его полностью. Говорил один из ученых: "Я вошел к такому-то из халифов муваххидов и увидел справа от него Коран, а в руке у него "Сунан" Абу Дауда. Он сказал мне: "О такой-то, эти вопросы (фикха): "в этом вопросе пять мнений, в этом вопросе шесть мнений" - что же, все эти мнения из религии Аллаха?!" И говорит шейх: "Я начал разъяснять ему то, что было для него непонятно из разницы во мнениях. Но он прервал меня и сказал: "Клянусь Аллахом! (В религии Аллаха) только это!" - И указал на Коран. - "Или это!" - И указал на "Сунан" Абу Дауда. - "Или это!" - И указал на меч". Люди пребывали в переживании и тревоге о том, что это за новое направление.

И один из их халифов по имени Якуб ибн Мансур аль-Муваххиди издал постановление о запрете маликитского мазхаба. Этот мазхаб стал запрещенным. И кого находили из правоведов преподающим "Мудаввану" или какую-нибудь другую книгу с постановлениями маликитского фикха, того очень жестоко наказывали, и может быть даже убивали. Абдульуахид аль-Мурракуши - историк, который жил в это время. У него есть книга, она издана и сохранилась до сих пор, она называется "аль-Му'джиб фи тальхыс ахбар Андалюс уа аль-Магриб". Прекрасная книга по истории. Говорит он, описывая то, что происходило: "В дни правления этого халифа прервалось знание вопросов фикха. Боялись его правоведы. И он приказал сжечь книги мазхаба, после того, как из них будут извлечены только хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Коран. И это было сделано. Многое из них было сожжено во многих местах. Сжигалась "Мудаввана" Сахнуна, книга Ибн Юнуса, "Науадир" Ибн Аби Зейда, "Мухтасар" Ибн Аби Зейда, "Тахзиб" аль-Барази'и, "Уадыха" Ибн Хабиба и все подобного рода из книг". - Все это книги подробного изложения фикха согласно маликитскому мазхабу. Говорит: "И я был свидетелем в один из дней в городе Фас, как привозили целые грузы с этими книгами и поджигали. И людям говорили оставить занятость наукой "о мнениях". - То есть наукой о подробных выводах в фикхе. - "И предостерегали от погружения в это, и угрожали за это".
Важно то, что книги действительно были сожжены. Сожжены. А государтсво муваххидов просуществовало некоторый период, и положение было тяжелым.

Так что же сделал этот халиф? Он приказал ученым выбрать хадисы из разных сборников. Из "Муватта", "аль-Бухари", "Муслима", четырех "Сунан", "Сунан" аль-Байхакы, "Сунан" ад-Даракутни, "Муснад" аль-Баззара, "Мусаннаф" Ибн Аби Шейбы. Выбрать хадисы об очищении, о молитве, о посте. И приказал людям заучивать их и брать фикх из них. И он сам диктовал этот сборник хадисов. Здесь кто-то может сказать: "Это хорошее дело, он обязал людей тем, в чем благо - Кораном и сунной, и оставлением занятостью (выводами ученых)" Но в действительности не это он сделал, и не это было его целью, и не это поняли правоведы из его решения. Ведь если бы он на самом деле обязал иджтихадом, то они не оставили бы его. Однако он обязал людей захиритским мазхабом. Поэтому, "муваххиды" - это государтсво захиритов. Увеличилось количество захиритов в то время. Да, в результате появились выдающиеся мухаддисы: Ибн Дихья аль-Кальби, Ибн Каттан аль-Фаси автор известных книг в хадисоведении. Действительно, это движение дало выдающихся мухаддисов, однако его целью не было направление людей к иджтихаду. Его целью было обязать людей захиритским мазхабом. А маликиты запада не выносили захиритский мазхаб из-за того, что перенесли от Ибн Хазма".


перевод Али М.

источник


Tags: ЛЕКЦИИ. РАССКАЗЫ. ХИКМА, ФИКЪХ
Subscribe

  • (no subject)

    Умер сирийский мухаддис шейх Нуруддин Итр. Видел его книги (или книгу) в магазинах Саудии. Никогда не приходилось к ним обращаться, поэтому в плане…

  • (no subject)

    Некоторые люди выступают в защиту шарлатанов, наваривающихся на мусульманах посредством капсул и уверяя наивных людей в тот, что это сунна. В чем,…

  • О прерывании отношений

    قال الحافظ ابن حجر: وقد أجمعوا على جواز الهجر فوق ثلاث لمن خاف من مكالمته ضرراً في دينه أو دنياه، ورب هجر جميل خير من مخالطة مؤذية Ибн Хаджар…

Comments for this post were disabled by the author