Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Разъяснение Академии Правоведения о мазхабах и вражде к ним


Разъяснение "Исламской Академии Правоведения", принятое на десятой сессии, проходившей с 24.02.1408 г.х. по 28.02.1408 г.х.

- о необходимости различать между разногласиями в вероубеждении и разногласиями в фикхе,
- о том, является ли разногласие ученых мазхабов в вопросах иджтихада милостью и почему,
- о том, кто является вводящим в заблуждение в вопросах, связанных с мазхабами.


=========================================

"Во-первых, что касается разногласий мазхабов.
Разногласие идеологических мазхабов (школ), существующее в исламских странах, бывает двух видов:


а) разногласие в мазхабах (школах) вероубеждения,
б) разногласие в мазхабах фикха.


И что касается первого, то есть разногласия в вероубеждении, то это в действительности беда, которая приводит к проблемам в исламских странах, разделяет ряды мусульман, лишает их единства. Это то, что вызывает сожаление, и чего быть не должно. Исламская община обязана объединиться (в вероубеждении) на мазхабе приверженцев сунны и единой общины (ахлю ас-сунна уа аль-джама'а), который представляет собой чистую и непорочную исламскую идеологию времени посланника, мир ему, его семье и благословение Аллаха, и времени праведного халифата, о котором сказал посланник Аллаха, что он является продолжением его сунны: "Вам надлежит держаться моей сунны и сунны праведных халифов, которые будут после меня. Крепко держитесь за нее и схватитесь за нее коренными зубами".

А что касается второго, то есть разногласий мазхабов фикха в некоторых вопросах, то на это есть научные причины, которые требовали этого. И у Аллаха, свят Он, в этом великая мудрость, из проявлений которой то, что это милость к Его рабам и расширение простора для извлечения постановлений из шариатских текстов; затем это так же благо и богатство исламского права и правоведения, которое предоставляет исламской общине простор в деле исповедания религии и соблюдения шариата. И не ограничено в шариатской практике все лишь одним, так, чтобы невозможно было склониться к другому, поскольку если в какой-то промежуток времени или в каком-то вопросе окажется затруднительным мазхаб одного из имамов-правоведов, то в другом мазхабе будет обнаружен простор, снисходительность и облегчение в свете шариатских доказательств, будь это в вопросах поклонения, имущественных взаимоотношений, семейных дел, судебного порядка или ответственности за преступления.


И этот второй вид разногласий мазхабов, разногласие в фикхе не является ни недостатком, ни противоречием в нашей религии. И невозможно такое, чтобы его не существовало. Нет общины, у который была бы такая полноценная законодательная система с фикхом и иджтихадом, и не было бы у нее разногласий в вопросах иджтихада в фикхе.

Действительность такова, что это разногласие не может не существовать, поскольку шариатские тексты, которые являются основой, зачастую могут указывать более чем на один смысл. И так же шариатский текст не может объять ответом все возможные случаи, потому что количество шариатских текстов ограничено, а количество жизненных ситуаций не ограничено, как сказала группа ученых, да помилует их Аллах. Поэтому необходимо обратиться к суждению по аналогии (кыяс), рассмотрению причин, к которым увязаны правовые положения, определению цели Законодателя, общих шариатских ценностей, и применить все это к новым вопросам и ситуациям. И в этом различно понимание ученых, а так же их определение более весомого из возможных вариантов, и выходят их постановления по одному вопросу различными, в то время как каждый из них стремится к истине и ищет ее. Кто оказался прав, тот получит две награды, а кто ошибся, тот одну, и здесь появляется простор и исчезает проблема.

Где же тот недостаток в этом разногласии мазхабов, относительно которого мы разъяснили сколько в нем добра и милости, и что оно, в действительности, является благом и проявлением милости Аллаха к Его верующим рабам. И оно в то же время представляет собой великое богатство в правоведении, отличительную особенность, которая достойна того, чтобы исламская община гордилась ею.

Однако вводящие в заблуждение из числа посторонних, которые используют слабое знание исламской культуры у молодежи, в особенности той, которая учится у них за пределами исламских стран, ИЗОБРАЖАЮТ ДЛЯ НИХ ЭТО РАЗНОГЛАСИЕ МЕЖДУ МАЗХАБАМИ ФИКХА, БУДТО ЭТО РАЗНОГЛАСИЕ В ВЕРОУБЕЖДЕНИИ, чтобы ложно и несправедливо внушить им, будто это указывает на противоречие в шариате, не обращая внимание на разницу между этими двумя видами разногласий, и велика разница между ними.

Во-вторых, а что касается второй группы, которая призывает к отвержению мазхабов и желает склонить людей к новому своему пути иджтихада, очерняет существующие мазхабы фикха и их имамов, или некоторых из них, то в нашем предшествующем разъяснении о мазхабах фикха и их имамах, преимуществах их наличия и их имамов содержится то, что обязует их (эту группу) УДЕРЖАТЬСЯ ОТ ЭТОЙ НЕНАВИСТНОЙ МЕТОДОЛОГИИ, КОТОРУЮ ОНИ СДЕЛАЛИ СВОИМ МАНХАДЖЕМ, И ВВОДЯТ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПОСРЕДСТВОМ НЕЕ, РАЗДЕЛЯЮТ ИХ РЯДЫ, ВНОСЯТ РАСКОЛ В ИХ ЕДИНСТВО в то время, когда мы более всего нуждаемся в единении наших позиций в противостоянии опасным вызовам врагов ислама, вместо ЭТОГО РАСКОЛЬНИЧЕСКОГО ПРИЗЫВА, в котором нет нужды.

Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его семью и сподвижников, и да ниспошлет им мир многократно. И вся хвала Аллаху, Господу миров".

Председатель заседания Академии Правоведения:

Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз.
Заместитель:
Абдуллах ибн Умар Насыф.
Участники:
Мухаммад ибн Джубейр,
Бакр ибн Абдуллах Абу Зейд,
Абдуллах ибн Абдуррахман аль-Бассам,
Салих ибн Фаузан ибн Абдуллах аль-Фаузан,
Мухаммад ибн Абдуллах ибн Субейиль,
Мустафа Ахмад аз-Зарка,
Мухаммад Махмуд ас-Сауаф,
Абу аль-Хасан Али аль-Хусни ан-Надауи,
Мухаммад Рашид Рагыб аль-Кабани,
Мухаммад аш-Шазили ан-Нейфир,
Абу Бакр аль-Джуми,
Ахмад Фахми Абу Сунна,
Мухаммад аль-Хабиб ибн аль-Худжа,
Мухаммад Салим ибн Абдульуадуд,
Секретарь заседания: д.н. Таляль Умар Бафакых.

Члены Академии, отсутствовавшие на заседании:
Юсуф аль-Кардави,
Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин,
Абдулькуддус аль-Хашими,
Махмуд Шит Хаттаб,
Хусейн Мухаммад Махлюф,
Мабрук Мас'уд аль-Ауади.

текст на арабском

перевел Али М.

Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author