Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:



Вопрос:

«С именем Аллаха Милостивого, Милосердного, и к Нему мы обращаемся за помощью. Каково мнение ученых мусульман, ведущих и направляющих на прямой путь, о человеке, который изучал фикх мазхаба своего имама, а затем заявил, что действовать в соответствии с книгами фикха не разрешено, потому что они нововведенные, и обязательно действовать только по хадисам и тафсирам, оставляя все, помимо них?
Следует ли придавать значение его словам?
И это его заявление является ли заявлением о наличии у него степени муджтахида?
И если это так, то какими должны быть последствия для такого заявителя, если он отнес это (положение муджтахида) к себе не по праву?
Каковы условия иджтихада? И чем обязан обычный мусульманин, если он оставил мнение своего имама и пошел к этому человеку (чтобы следовать за ним), полагая, что его слова – это хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и что фикх – совсем не таков (т.е. изложенное в фикхе не взято из сунны)?
Не лишите нас пользы вашего ответа».
1


Ответил наш шейх Мухаммад ас-Саффарини, да хранит его Всевышний Аллах:


«Вся хвала Тому, Кому она принадлежит, и да благословит Аллах Своего избранного пророка. Знай, что этот вопрос включает в себя несколько подвопросов.
Первый: заявление этого заявителя, что не разрешено действовать в соответствии с чем- либо из книг фикха.

Это то, что подразумевал спрашивающий. И это – огромная проблема, большая беда, разрывающая единогласное мнение исламской общины, противоречащая всем имамам. Имамы и выдающиеся представители религии Ислам не переставали и не перестанут поступать в соответствии с известными книгами фикха, и они наследуют это: следующие поколения от предыдущих .
И заявление этого заявителя – в нем порочение всей исламской общины, начиная со времени табиинов, вплоть до этого нашего времени.

И ученые не перестают прилагать усердия и старания в собрании фикха и упорядочении его, в разделении на категории и главы, и они в этом правы, и они за это удостаиваются награды.

Второй: его заявление, что обязательно действовать по хадисам и тафсиру, оставляя все помимо них.

Оно содержит в себе истину и ложь. Что касается лжи, то это его слова об оставлении того, что не хадисы и не тафсир. Ведь доводы шариата – это и Коран, и сунна, и суждение по аналогии (кыяс), и удержание основы (истисхаб), как это известно от имамов и объяснено в книгах «усуля». А что касается истины, то действия в соответствии с Кораном и сунной – это истина, относительно которой не существует пререканий. Но что такое книги фикха, если не сливки (из смыслов) Корана и сунны, и их (Корана и сунны) плоды, состоящие - из правовых постановлений, увязанных с общими и частными доводами - и того, что получено из аналогии (кыяса) с ними (текстами Корана и сунны)?!

И источник всего – Господь миров, поскольку Писание – Его слова, сунны – разъяснение его (писания), а единогласное мнение (иджма’) указывает на (наличие) шариатского текста. И учитель всех – посланник, мир ему и благословение Аллаха, ведь он – тот, кто доносил (религию) от Аллаха, велико Его достоинство и величественна Его власть.

Третий: слова спрашивающего: «…это его заявление является ли заявлением о наличии у него степени муджтахида?»

Ответ: да. Однако, такой – муджтахид в уничтожении шариата и следовании не прямому пути мусульман. Приписывание себе таким человеком степени иджтихада в это время подобно приписыванию себе пророчества Мусейлимой-каззабом, а так же аль-‘Анаси, Саджахом и им подобными из лжепророков.
Кто возжелает степень иджтихада, тот оставит подушки и кровати, утратит возможность иметь жен и детей, должен будет обойти все страны, чтобы заполучить записанные собрания благородной сунны, разъяснения ее видов, чтобы овладеть знанием того, как извлекаются из нее правовые положения; и не только это. И если ты узнал о том, что мы сказали тебе, то убедился в том, что не нужно придавать значения его словам. Сияющий свет не оставляют ради тьмы.

А что касается слов спрашивающего: «Какими должны быть последствия этого?», - то мы уже узнали, что этот человек – заблудший и вводящий в заблуждение других, поскольку нет у него знания о путях иджтихада. Он даже пренебрег единогласным мнением (иджма) и суждением по аналогии (кыяс), а это – предел банкротства. И что касается того, кто приписал себе степень иджтихада, то от него требуется доказательство на это, но откуда ему у него быть? К нему надлежит применить такие меры воспитательного воздействия, которые послужили бы сдерживающим фактором для него и подобных ему. Особенно в том, что касается его порочения в адрес праведных предшественников (саляфов) этой общины и выдающихся имамов, которое содержится в его словах: «Не разрешено действовать по книгам фикха».

Четвертый: вопрос спрашивающего об условиях иджтихада.

Знай же, что муджтахид может быть одного из четырех видов: абсолютный муджтахид, муджтахид в определенном разделе, муджтахид в некоем вопросе из этого раздела или в вопросах. А из слов этого невежды, сознательно упрямствующего в невежестве, следует приписывание себе степени абсолютного муджтахида. Сказал из имамов нашего мазхаба Ибн Хамдан , и сказали другие:

«Абсолютный муджтахид – это тот, кто самостоятелен в познании шариатских правовых положений, извлекая их из шариатских общих и конкретных доводов, а так же в познании из доводов постановлений по случаям и ситуациям. Не относится к этому знание множества постановлений по ответвлениям фикха. И необходимо для него знать из Корана и сунны то, что связано с правовыми положениями, знать, что пришло в прямом смысле, а что в переносном, веления и запреты, обобщения и уточнения, ясное и неясное, частное и общее, неограниченное и ограниченное, отменяющее и отмененное, исключения и то, из чего сделаны исключения, достоверное из сунны и недостоверное, переданное множеством путей и малым количеством путей, то, в конце иснада чего есть пропуск перед пророком (мир ему и благословение Аллаха), и иснад чего доходит до пророка (мир ему и благословение Аллаха) без пропуска, иснад чего непрерывен и иснад чего прерван; знать единогласия и разногласия в постановлениях фикха в каждую эпоху в каждом городе, знать доводы и их подобие и разницу между ними, знать суждение по аналогии (кыяс), его условия и то, что связано с этим; так же арабский язык, распространенный на западном побережье аравийского полуострова (Хиджаз), на территории Леванта (Шам), Йемена, Ирака и арабов проживающих вокруг этих мест; и иметь другие знания помимо этого»



Я скажу: и кто пожелает достичь степени иджтихада в это время, или будет побуждать его к этому его душа, тот пожелает невозможного, а его душа призывает его к несостоятельному и к заблуждению. И Аллах – податель успеха.

Пятый: то, чем обязан простой мусульманин – это не обращать внимания на слова этого лжеца, отворачиваться от него и его слов, следовать за одним из четырех имамов, за которыми принято следовать, которые приложили все свои силы в извлечении правовых положений и стали опорой для всех людей. И никому из этой общины не следует выходить за пределы их мнений.  Это то, что не является предметом спора для каждого, кому дарован успех и хорошее образование.
И каждому имаму и правоведу надлежит предостерегать от подобных этому заблудшему и вводящему в заблуждение глупцу. Поистине, исламская община записала мазхабы наилучшим образом и разъяснила их наилучшим образом.

И что знает этот невежда? Коран и сунну?
Имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, говорил: «Достоверны от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха семьсот тысяч хадисов», - даже если сказал имам Ибн аль-Джаузи : «Он имел ввиду пути передач». И он (имам Ахмад) ответил на шестьдесят тысяч вопросов, говоря: «Сообщил нам», «Рассказал нам» (т.е. отвечал хадисами, упоминая иснад), - указал на это ас-Сарсари :

«Он ответил на шестьдесят тысяч вопросов словами «рассказал нам», не передавая из свитков» (т.е. по памяти).

Он (имам Ахмад) охватил сунну (знанием), как это сказал хафиз Ибн Хаджар, и не заявлялось это о другом. И то, что люди заучивали (из сунны после него) – это только часть того, что знал он, как на это указал Джаляль ас-Суюты в «аль-Мунтахат». В любом случае таклид за кем-то помимо четырех (имамов) – это из глупости и заблуждения. И Аллах лучше знает».



Написал его шейх Шихабуддин аль-Маннини аль-Ханафи под этим ответом:

«Вся хвала Всевышнему Аллаху. Этот ответ изложен по методологии истины и согласно верному пути. Его поддерживает то, что сказал аль-‘Изз ибн Абдуссалям в ответе на вопрос, доставленный к нему: «А что касается опоры на достоверные книги фикха, подлинность которых установлена, то единогласны ученые этого времени в дозволении опираться на них и получать из них пользу, потому что установлена их подлинность (надежность), так же как с тем, что передано цепочками передатчиков. Поэтому люди опираются на известные книги, будь то в грамматике, языкознании, медицине и других науках – поскольку установлена их подлинность (надежность) и практически невозможность подтасовки. А кто убежден, что люди пришли к единогласию в поддержке ошибочного мнения насчет этого, тот сам более их заслуживает быть обвиненным в ошибке. И если бы не было разрешено опираться на эти книги, то стало бы невозможным достижение (или: исчезло бы) множества польз, связанных с ними. Затем, шариат обращается к словам врачей, а их книги в основе взяты не откуда-нибудь, а именно от неверных, однако, поскольку практически невозможны подтасовки в них, на них стали опираться. Так же как стали опираться в языкознании на стихи арабов по причине практически невозможности подтасовки в них».


И приходит на ум, что слова этого заявителя (о котором был задан вопрос имаму ас- Саффарини) основаны на правилах шиитов, которые запрещают брать постановления в вопросах фикха от того, кто не является защищенным от ошибок, и заявляют о защищенности от ошибок (у их аятолл) согласно их терминологии. И не разрешают таклид за другими имамами. И Аллах, Свят Он и Возвышен, лучше знает».


_______________________________________________________________________

ссылка для скачивания полной версии книги

1 Пишет исследователь д.н. Уалид ибн Мухаммад ибн ‘Абдуллах аль-‘Али, который обработал рукопись данного ответа и издал его отдельной книгой: «Я прочитал этот ответ в наилучшей из мечетей, желанной для сердца каждого совершающего земные поклоны, и видимой для взгляда, взирающего на почтенную Ка’бу, перед магрибом в четверг 21 рамадана 1428 г.х., что соответствует 3 октября 2007 г. Это было в присутствии выдающихся соратников, любимых обладателей благородства: шейха Низама ибн Мухаммада аль-Я’куби, шейха Мухаммада ибн Насыра аль-‘Аджми, д.н. ‘Абдуллаха ибн Хамада аль-Мухариба, шейха Мухаммада ибн Юсуфа аль- Музини и шейха ‘Абдуллаха ибн Ахмада ат-Тума, да хранит их Аллах и да не оставит без присмотра, и да не оставит без Своего наставления их понимание и шаги». См. «Джауаб аль- ‘алляма ас-Саффарини ‘аля ман за’ама анна аль-‘амаля гайр джаиз би кутуб аль-фикх», с. 10.


Tags: НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, ФИКЪХ
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author