Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Об идее объединения 4 мазхабов в один "по Сунне"


Глава из трехтомной докторской работы "ат-Тамазхуб" д.н. шейха Халида ибн Мусаида ар-Рувейти', члена преподавательского состава Исламского Университета им. Мухаммада ибн Су'уда.
Докторская работа была написана под руководством проф. д.н. шейха Фахда ибн Мухаммада ас-Садхана.
В комиссии оппонентами соискателя научной степени выступали проф. д.н. шейх Ахмад ибн Мухаммад аль-Анкари и проф. д.н. шейх Мухаммад Са'д аль-Юби.

По решению комиссии соискатель получил степень доктора наук с оценкой "отлично" первой почетной степени 24.11.1431 г.х. Подготовил Али М.

"Призыв к единению мазхабов, так чтобы мы создали один мазхаб, собранный из мазхабов фикха, за которыми принято следовать, выбирая из них мнение, которое поддерживается доводом - это крайне сложное дело. И это по следующим причинам:

ВО-ПЕРВЫХ: потому что преобладающая часть фикха - это вопросы иджтихада, в которых нет категоричного довода. В этих вопросах не говорится однозначно, что высказавший иное мнение ошибся. Как же тогда может быть произведен выбор? Особенно учитывая то, что некоторые тексты Корана и сунны имеют несколько вариантов понимания, и каждая из двух групп опирается на один и тот же текст, каждая понимает его в свете основ, которым следует. В таких вопросах сложным будет единение слов ученых.

Говорит Абу Шама аль-Макдиси: "Тексты Корана и сунны предполагают несколько вариантов понимания, и способы изъяснения и стилистика в арабском языке широки, и у каждого мнения есть довод из этого". См. "Хутба аль-китаб аль-Муаммаль ли ар-радд иля аль-амр аль-аууаль" с. 99.

Говорит шейх Мустафа аз-Зарка, объясняя причину невозможности единения мазхабов: "Бывает так, что шариатский текст предполагает понимание его более чем в одном смысле, и все варианты его понимания будут приемлемыми, независимо от того, насколько они разнятся друг от друга. В этой широкой области понимания текстов и их объяснения разнятся мнения ученых, извлекающих шариатские положения, в выборе того понимания, которое ученый считает правильным или более правильным, или более близким к целям Законодателя, или более соответствующим устоявшимся правилам, полученным из целого комплекса шариатских текстов и распространяющихся на каждую тему.
Все это так же является фикхом, который строится вокруг шариатских текстов, посредством понимания их, суждения по аналогии, исходя из них, определением ответвлений, вытекающих из полученного мнения... И тому подобное из того, в чем невозможно чтобы объединилось понимание ученых, так как же может быть возможно единение всего фикха?!" См. "Фатауа Мустафа аз-Зарка" с. 364.

ВО-ВТОРЫХ:потому что разногласия ученых в вопросах фикха не беспричинны, чтобы их можно было аннулировать посредством единения мазхабов. Эти мнения и разногласия возвращаются к основам и правилам, которым следовал каждый из ученых.
И последствием единения будет беспорядок в вопросах, совмещение разного в одно, с той стороны, что в некоторых вопросах на некоторые основы будут опираться, а в других этими основами будут пренебрегать.
Затем, запретят ли ученым выбирать мнение и давать фатву не соответствующую тому мнению, которое выбрали "объединители мазхабов фикха"?
Говорит Такыюддин Ибн Таймия: "Кому станет ясна правильность одного из двух мнений, тот за ним и следует, а кто сделал таклид за высказавшими иное мнение, тому нет порицания". См. "Маджму' аль-фатауа" 30/80.

В-ТРЕТЬИХ: если предположить запуск проекта единения мазхабов, то разве возможно основать такой проект без основ и правил, к которым бы он возвращался?
Молчание призывающих к объединению мазхабов об основах, правилах и критериях относится к числу важнейших факторов ослабляющих значимость их проекта. Если нет основ, то каким образом будут решаться новые проблемы? Каким путем приверженцы этого мазхаба будут извлекать постановления из текстов Корана и сунны?

В-ЧЕТВЕРТЫХ: потому что лечение фанатизма, разделения и прочих отрицательных плодов приверженности мазхабам посредством призыва к единению мазхабов - неэффективное лечение. Доказательство этого в том, что данный призыв существует уже десятки лет, а кто его поддержал? Разве стали придерживаться этого проекта ученые академий и комитетов и выпускать соответствующие постановления по вопросам в которых шариатские тексты не категоричны?
И когда шейх Мухаммад аль-Хаджви призвал приучать учащихся к рассмотрению текстов Корана и сунны - как уже приводилось в его цитате, в которой он высказывался об исправлении отрицательных последствий - он завершил свой призыв словами: "И такой образ действий более успешен, нежели призыв к единению мазхабов". См. "Аль-Фикр ас-сами" 4/394.
Так же сказал: "Я не одобрял идею объединения мазхабов, так как это идея у которой не может быть результата. Она не даст исламскому обществу ничего, кроме нового раскола". См. "Аль-Фикр ас-сами" 4/416.
Затем, то, что ученые нашего времени отвернулись от объединения мазхабов, является доводом на слабость этого средства для избавления от отвратительного фанатизма к мазхабам.

В-ПЯТЫХ: потому что в единении мазхабов фикха в один, так, чтобы все люди во всем были на одном мнении, затруднение для них, так как не в их возможностях быть на одном мнении во всех вопросах, касающихся дел. Оставление же объединения мазхабов избавляет людей от множества затруднений, известных обладателям знания, у которых есть опыт выдачи фатв людям. См. "Фатауа Мустафа аз-Зарка" с. 367.
Наоборот, наличие разногласий между учеными является тем, с чем возможно достичь легкости в отношениях между учеными, так что не будет обвиняться в заблуждении противоречащий в вопросах иджтихада.
Говорит Абу Шама аль-Макдиси: "Разногласие исламской общины - милость". См. "Хутба аль-китаб аль-Муаммаль ли ар-радд иля аль-амр аль-аууаль" с. 99.

Говорит Джалялюддин ас-Суюты: "Знай, что разногласие мазхабов в этой общине - большая милость и великое благо". См. "Джазиль аль-мауахиб фи ихтиляф аль-мазахиб" с. 25.
Так же говорит: "Разногласие мазхабов в этой общине - это исключительная достойная особенность этой общины, и расширение простора в этом снисходительном легком шариате". См. "Джазиль аль-мауахиб фи ихтиляф аль-мазахиб" с. 27.
И описал ас-Суюты говорящих: "Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пришел с одним шариатом, так откуда появились эти четыре мазхаба?" - Тем, что они - невежды. См. "Джазиль аль-мауахиб фи ихтиляф аль-мазахиб" с. 25.

Так же от некоторых праведных предшественников пришли слова с этим смыслом, указывающим на смягчение отношения к разногласиям ученых в том, что решается путем иджтихада. Из этого:
- слова Умара ибн Абдульазиза: "Разногласия сподвижников пророка, мир ему и благословение Аллаха в радости для меня являются ценнейшими красными верблюдами". См. Ибн Са'д "ат-Табакат аль-кубра" 5/381, аль-Хатыб аль-Багдади "аль-Факых уа аль-мутафаккых" 2/117, Ибн Абдульбарр "Джами' баян аль-ильм уа фадлих" 2/901.
Прокомментировал Такыюддин Ибн Таймия подобное сообщение от Умара ибн Абдульазиза: "Потому что если они единогласны в чем-то и кто-то стал им противоречить, то он будет заблудшим. А если они разошлись во мнениях и один человек последовал за одним, другой за другим, то в деле есть простор". См. "Маджму' аль-фатауа" 30/80.
- Так же слова Муваффака Ибн Кудамы об имамах-муджтахидах в предисловии книги "аль-Мугни" [1]: "Их единогласие - категоричное доказательство, а их разногласие - обширная милость".[2]

В-ШЕСТЫХ: разногласие в фикхе, в ответвлениях не является запретным разногласием[3], чтобы мы считали это проблемой и пытались избавиться от нее посредством объединения мазхабов. Разногласие в этих вопросах есть еще со времен сподвижников, да будет доволен ими Аллах[4], но ни один из них не призвал к объединению мнений.[5]
А доводом на то, что разногласие в ответвлениях (фикха) не считается порицаемым, даже при наличии шариатского текста, который можно понять по-разному, является хадис Абдуллаха ибн Умара о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал своим сподвижникам, да будет доволен ими Аллах: "Пусть никто из вас не совершает молитву аср, кроме как в земле Бану Курайза". Некоторых из них аср застал в пути, и часть из них сказала: "Мы не будем совершать эту молитву, пока не придем в ту землю", - а другая часть: "Мы совершим ее (вовремя), он не хотел от нас того (что вы говорите)". Затем это было рассказано пророку, мир ему и благословение Аллаха, и он не проявил суровости ни к одному из них. См. Аль-Бухари 946, Муслим 1770.
Так же разногласия есть между специалистами других наук, будь то грамматика, хадис, тафсир или другая наука, и никто из специалистов этих наук не призывал объединять мнения в их науках, и никто из них не высказывался о порочности разногласия, сложившегося между ними.[6]

В-СЕДЬМЫХ: потому что в призыве к объединению мазхабов несколько отрицательных сторон.
Из них то, что услышавший призыв к объединению мазхабов будет думать, что мазхабы, за которыми принято следовать - это порок, от которого обязательно нужно избавиться, проблема, которую нужно решить. Но это, однозначно, не так.[7]
Из них выбрасывание на ветер научного богатства, оставленного мазхабами фикха, за которыми принято следовать, губительское отношение к нему - к трудам по фикху, по усуль аль-фикху, правилам и критериям фикха. Это богатство - предмет гордости и показатель превосходства исламской общины и ее ученых.[8]
Из них уравнивание между разногласием в ответвлениях (фикха) и разногласием в убеждениях. Разногласие в убеждениях порицаемо и является причиной разделения и раскола, в отличие от разногласия в ответвлениях, которое не является причиной раскола, если не сопровождается фанатичной приверженностью мазхабу.

В завершение этой главы я скажу: шейх Мухаммад аль-Хаджви прекрасно высказался по этому поводу, он сказал: "Обязательно для нас не следовать за единением мазхабов, поскольку это сложнейшее дело, за которое взялись желающие исправления. Но обязательно для нас оставить фанатичную приверженность и считать, что в каждом мазхабе есть правильное и есть ошибочное, которое не было намеренным со стороны говорившего, а привел его к этому его иджтихад". См. "Аль-Фикр ас-сами" 4/499.
И описал шейх Мустафа аз-Зарка призыв к единению мазхабов тем, что это призыв к невозможному. [9]
И проявил суровость д.н. Уахба аз-Зухейли, описав призывающих к единению мазхабов тем, что они - невежды и простолюд (аввам).[10]"


См. Халид ибн Мусаид ар-Рувейти' "Ат-Тамазхуб" 3/1475-1481.

Оценка предложенного проекта единения мазхабов в "мазхаб Корана, сунны и всех имамов".

Следующая глава из трехтомной докторской работы "ат-Тамазхуб" д.н. шейха Халида ибн Мусаида ар-Рувейти', члена преподавательского состава Исламского Университета им. Мухаммада ибн Су'уда.


"В первой главе было упомянуто, что некоторые из призывающих к единению мазхабов предложили проект, который гарантировал бы для всей общины следование одному мазхабу. И поскольку проект, который предложил устаз Мухаммад Аббаси, "созрел" как результат того, что высказывал шейх Мухаммад Альбани, то я ограничусь критической оценкой второго проекта, оставив то, что сказал шейх Альбани, поскольку то, что я упомянул в первой главе годится в качестве критики этого и для того, чтобы его оспорить.

Предложенный проект можно рассмотреть со стороны следующих замечаний:

ВО-ПЕРВЫХ: автор проекта не указал основы, из которых должны исходить ученые, относящиеся к данному проекту. Не упомянул доводы, к которым надлежит возвращаться, и способы приложения доводов.
Это - большое замечание, ведь как может быть сформирован мазхаб без основ, в соответствии с которыми действовали бы его разработчики?

ВО-ВТОРЫХ: автор проекта призвал создать комитет, состоящий из ученых исламского мира, чтобы данная структура рассмотрела вопросы разногласий, в которых характер разногласий предполагает несовместимость мнений, и затем комитет выбрал бы и зарегистрировал более сильное из мнений и более весомое, исходя из довода, без фанатичной приверженности к какому-либо из мнений.
Это легко утверждать в теории, но что делать, когда они соберутся (в один комитет) и затем разойдутся во мнениях? И вероятность их разногласия больше вероятности их единогласия. Как это обычно происходит между учеными мусульман в вопросах иджтихада, когда они из разных мазхабов фикха.

В-ТРЕТЬИХ: этот проект призывает к оставлению всякого мнения, у которого проявилась слабость и несостоятельность. И это прекрасно, не думаю, что кто-либо будет противоречить этому. Однако в данном проекте не определен точный критерий слабости и несостоятельности мнения.

В-ЧЕТВЕРТЫХ: автор проекта предложил назвать его проект "мазхабом Корана, сунны и всех имамов" и в этом есть несколько проблем.

Первая: если ученые комитета рассмотрят некий вопрос и выберут в качестве более весомого мнение имама Малика, и оставят мнение имама Ахмада, например, то как этот проект может называться "мазхабом всех имамов" тогда как они пошли в противоречие имаму Ахмаду?
И если будет рассмотрен вопрос, по которому не передано мнения ни от одного из имамов вообще, то как может быть отнесено к ним то, что выбрал комитет? Ведь отнесение этого мазхаба ко всем имамам означает, что мнения, которые выбрал комитет, высказали все имамы и выбрали эти мнения.

Вторая: в названии этого проекта "мазхабом Корана и сунны" содержится указание на то, что все остальные мазхабы не таковы. И это - скрытое порочение мазхабов, за которыми принято следовать, которое к тому же не соответствует действительности, поскольку из основ всех мазхабов опора на доводы Корана и сунны.

Третья: в проекте прописано, что в вопросах, в которых сложно выбрать более весомое мнение, и доводы в которых в силе равны, допускается выбор любого из этих мнений, и лучше всего если предпочтение будет отдано тому, которое более весомо с точки зрения оценки пользы для мусульман.
Может ли называться это мнение "мазхабом Корана, сунны и всех имамов?"

Четвертая: ни один из имамов-муджтахидов не заявлял, что то, что он постановил и выбрал, является мазхабом Корана и сунны. Но своим поведением они говорили лишь то, что выбранные ими мнения ближе всего к указаниям Корана и сунны. Особенно в вопросах, доводы в которых расходятся в том, на что указывают.
И на то, что муджтахиду не разрешается заявлять, что его слова, его мнение это и есть постановление шариата или постановление Аллаха, указывает многое, из этого:
- когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, назначал амира для армии, то объяснял, как поступать в случае, если неверные решат сдаться при условии отношения к ним в соответствии с решением Аллаха: "Если ты осадишь крепость, и те кто в ней пожелают сдаться при условии отношения к ним в соответствии с решением Аллаха, то не принимай от них предложения сдаться под решение Аллаха. Принимай от них капитуляцию при условии распространения на них твоего решения, ведь ты не знаешь, совпадет оно с решением Аллаха или нет". См. Муслим 1731.
- Пришли от некоторых сподвижников сообщения, в которых они отказывались относить свои мнения к Аллаху. Из этого: когда писарь Умара ибн аль-Хаттаба написал: "Это то, что указал Аллах повелителю правоверных Умару", - окрикнул его Умар и сказал: "Нет. Напиши: это то, что считает Умар, и если это правильно, то от Аллаха, а если ошибочно, то от Умара". См. Аль-Байхакы "ас-Сунан аль-кубра" 10/116, сказал хафиз Ибн Хаджар в "ат-Тальхыс аль-хабир" (6/3202) об этом сообщении: "Его иснад достоверен".

В-ПЯТЫХ: проект не проясняет методологию, которой будут следовать (члены комитета) при анализе новых вопросов и происшествий, и как надлежит поступать, если ученые комитета рассмотрят новый вопрос и разойдутся во мнениях?

В-ШЕСТЫХ: устаз Мухаммад Аббаси отрицает, что он призывает основать пятый мазхаб[11], но в действительности предложенный им проект я вижу ничем иным кроме как призывом к пятому мазхабу. Потому что отменить четыре мазхаба - дело невозможное, а он призвал их объединить в новый мазхаб.

Это то, что видится мне актуальным в критической оценке предложенного проекта. И будет уместным заметить, что критика проекта ни в коем случае не означает критику того, кто призывает к возвеличиванию доводов и действиям в соответствии с ними. Это - одно, а критика предложенного проекта - совсем другое".

См. "Ат-Тамазхуб" 3/1481-1484.

______________________
[1] 1/4.
[2] Дополнение 1: https://vk.com/wall2680257_95132 , дополнение 2: https://vk.com/wall2680257_95144
[3] Cм. Мустафа аз-Зарка "аль-Фикх аль-ислями уа мадарисух" с. 84-85.
[4] Cм. "Джазиль аль-мауахиб фи ихтиляф аль-мазахиб" с. 25.
[5] См. Уахба аз-Зухейли "Никат аль-ильтика байна аль-мазахиб аль-ислямия" 4/171 в "Маусу'а аль-фикх аль-ислями аль-муасыр".
[6] См. "Никат аль-ильтика байна аль-мазахиб аль-ислямия" 4/171 в "Маусу'а аль-фикх аль-ислями аль-муасыр".
[7] См. "Аль-Фикх аль-ислями уа мадарисух" с. 84.
[8] См. "Аль-Фикх аль-ислями уа мадарисух" с. 85.
[9] См. "Аль-Фикх аль-ислями уа мадарисух" с. 86.
[10] См. "Никат аль-ильтика байна аль-мазахиб аль-ислямия" 4/170 в "Маусу'а аль-фикх аль-ислями аль-муасыр".
[11] "Бид'а ат-та'ассуб аль-мазхаби", с. 62.

Tags: ФИКЪХ
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author