Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

СТЕПЕНИ МУДЖТАХИДОВ


Сказал аль-Лякнави: «Тот, кто не знает степени факыхов, попадает только лишь в
догадки и выдвигает слова тех, кто не достоин этого и оставляет слова тех, кто достоин того,
чтобы его слова выдвигали вперед. И сколько таких ученых в наши времена и ранее, которые
не знают степени факыхов и отдают предпочтение словам тех, кто ниже степенью и
оставляют слова тех, кто выше!»
«Шарх аль-джами' ас-сагыр», 1/7.

Самая высшая из них — абсолютный самостоятельный муджтахид (мутляк
мустакылль). К ним относятся имамы мазхабов и другие подобные им ученые. Такой ученый
извлекает постановления, как в основах фикха, так и в самих законоположениях напрямую из
Корана и Сунны, без таклида кому-либо.
Степень ниже — муджтахид мазхаба (мунтасиб). Она, в свою очередь, делится на
несколько видов:
1) Абсолютный муджтахид мазхаба (мутляк мунтасиб). Это тот, кто достиг степени
абсолютного иджтихада, но его мнения в основах и правилах фикха сошлись с каким-либо
имамом путем иджтихада, не таклида. Примеры: Абу Юсуф, Мухаммад ибн аль-Хасан, аль-
Музани, аль-Бувейты. Сказал Ибн Хамдан: «Ханафиты и шафииты впали в разногласие в том
являются ли Абу Юсуф, Мухаммад Ибн аль-Хасан, аль-Музани и Ибн Сурайдж
самостоятельными муджтахидами или муджтахидами мазхаба» «Сыфа аль-фатва», 17.

2) Асхаб аль-вуджух. Это те, которые делают таклид своему имаму в правилах и
основах фикха, но делают иджтихад в ответвлениях. Такие могут привнести в мазхаб мнения,
которые не высказывал имам, основываясь на доводах, на которые не основывался имам.
Примеры: ат-Тахави, ас-Сарахси, аль-Каффаль, Абу Я'ля, Абу аль-Хаттаб.

3) Асхаб ат-тарджих. Это те, которые отдают предпочтение передачам от имама. Они не
привносят новых мнений в мазхаб, но выбирают между передачами имама. Сказал аль-
Лякнави: «Их дело — отдавать предпочтение некоторым передачам от имама над другими
передачами словами: «Это более предпочтительно, а это более достоверно, эти слова более
ясные, а эти согласуются с аналогией, а это мнение менее затруднительно для людей» «Шарх аль-джами' ас-сагыр», 1/7.
Примеры: аль-Кудури, ан-Навави, ар-Рафи'и, Ибн 'Акыль, Ибн аль-Джаузи.

4) Асхаб ат-тахридж. Это те, кто не может привнести нового мнения в мазхаб и выбрать
одно из мнений имама, и такие следуют своему имаму в основах и ответвлениях. Однако,
когда появится какой-то новый вопрос, о котором нет высказывания имама, они способны
вывести законоположение, основываясь на правила имама. У таких должна быть способность
проводить аналогию.

5) Асхаб аль-хифз. Это те, которые выучили высказывания имама и его последователей,
понимают, что имеется в виду под этими высказываниями и понимают вопросы фикха.
Сказал Ибн ас-Салях: «И не разрешено давать фетву никому, кроме этих пяти категорий, то
есть: абсолютного муджтахида и четырех категорий после него!» «Аль-мадхаль», 377.

Сказал Ибн Камаль Баша ар-Руми: «Мукаллиды, которые не способны ни на что из
перечисленного выше, которые не различают худого от толстого, правое от левого, но
собирают все, что находят, подобно ночному дровосеку. И горе тому, кто будет делать таклид
за такими людьми!»
«Шарх аль-джами' ас-сагыр», 1/7.

«Шарх кава'ид аль-усуль» аш-Шасри, 453-454.

источник

Tags: ФИКЪХ
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author