Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:
ОТЛИЧИЕ ТАРДЖИХА МУДЖТАХИДА ОТ ТАРДЖИХА МУКАЛЛИДА, Т.Е. ТОГО, КТО НЕ ДОСТИГ СТЕПЕНИ МУДЖТАХИДА, НО ПОСЛЕДОВАЛ ЗА ГРУППОЙ УЧЕНЫХ, ПОБУЖДАЮЩИХ СЛЕДОВАТЬ ЗА БОЛЕЕ УБЕДИТЕЛЬНЫМ МНЕНИЕМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.

Какого уровня должен быть талибуль-ильм для того, чтобы выносить постановление о том, какое мнение является более сильным?

Мы много слышим о том, что требующий знание, который способен сравнивать мнения ученых, должен выбирать более сильное из них. И вопрос в том, какого уровня должен быть требующий знаний, чтобы самостоятельно выносить постановление о том, какое мнение "более сильное"? Достаточно ли для этого прослушать "Три основы" и шарх на "40 хадисов ан-Навави"? Или имеется ввиду талиб уровня ибн Усаймина в его 35-40 лет, прошедший с сильным шейхом несколько книг по фикху, по усулю, по каваид, по акыде, по хадисам, грамматике и морфологии арабского языка, заучивший матн по фикху, по хадисам и другим наукам, закончивший Исламский институт со всеми его предметами и преподавателями и ставший настоящим знатоком-правоведом?"

Спросили шейха Мухаммада ибн Абдульуахида аль-Ханбали: "Кто имеет право выносить решение о более сильном из мнений ученых?"
Ответ: "Правовед-муджтахид".
http://ask.fm/Mohamadabdelwahed/answers/133003837923

А что касается мукаллида, то вся суть замешательства вокруг него сводится к одному вопросу в "усуль аль-фикхе", а именно: "чему должен следовать мукаллид, если он получает противоречивые ответы от разных муджтахидов?"
И ответов здесь несколько, как перечислил Ибн аль-Кайим в своей книге "И'лям аль-муваккыин" и другие ученые в книгах по усуль аль-фикху.
1. Большинство ученых считает, что он имеет право выбирать за которым из ученых следовать.
2. Многие сказали, что ему следует постараться определить более знающего из них и следовать его мнению.
3. Некоторые сказали, что ему следует постараться определить более богобоязненного и осторожного из них, и следовать его мнению.
4. Некоторые сказали, что ему следует отдать предпочтение более безопасному или тяжелому мнению.
5. Некоторые сказали, что ему следует отдать предпочтение более легкому мнению.
6. Некоторые сказали, что ему следует спросить третьего муджтахида, и последовать тому ответу, с которым совпадет ответ третьего.
Во всех предыдущих мнениях не учитывается, привел кто-то из муфтиев доводы или нет, привел больше, чем другой, или меньше.
7. Мнение Ибн Таймии и последовавшего за ним Ибн аль-Кайима, широко распространившееся в наше время по причине того, что многие из известных современных ученых в спорных вопросах склонны выбирать и передавать мнение Ибн Таймии. Это мнение заключается в том, что мукаллиду следует посмотреть на предоставленные доказательства и последовать за тем мнением, доказательства которого более убедительны для него. И это, если и будет "тарджих" в языковом смысле, то не будет истинным "тарджихом" в терминологии. Так как это в действительности не определение более сильного мнения на основе обширного знания, а таклид при недостаточном знании за тем мнением, при котором сердце более спокойно. Это не вынесение решения на основе знания, а выход из сложного положения, используя приемлемые оправдания.


Говорит шейх уль-ислам Ибн Таймия, который придерживался седьмого мнения из упомянутых выше: "Кто склонился к одному мнению в качестве мукаллида того, кто его высказал, тому не разрешено порицать того, кто склонился к другому мнению в качестве мукаллида того, кто его высказал. Однако, если у кого-то из двух, высказавших разные мнения, есть (оглашено) шариатское доказательство, то обязательно подчиняться шариатским доказательствам, если они будут очевидны.
И не разрешено никому без довода выносить решение о том, что одно мнение сильнее другого, и так же не разрешено проявлять фанатизм к одному мнению против другого, или к одному из высказавшихся против другого без доказательства. И тот, кто является мукаллидом, обязан придерживаться положений таклида, и не выносить решения о том, какое мнение сильнее, не выносить решения какое мнение подложное, не выносить решение какое мнение правильное, и не выносить решение какое мнение ошибочное".

См. "Маджму' аль-фатауа" 35/233.

Это очень важное замечание: тарджих простых мусульман и требующих знание, исходя из оценки доводов, будь они молодыми в годах или взрослыми, получили
дипломы или нет, заняли пост или не заняли, не выводит их из положения таклида. Они при этом не перестали быть мукаллидами, даже если подумали о себе, что они - муджтахиды. Это не избавляет их от положения таклида, кроме как если они будут настоящими правоведами, у которых есть врожденные и приобретенные условия иджтихада.

И истина заключается в том, что этот вид мукаллидов - это самые твердолобые мукаллиды в фанатичной приверженности своему мнению и сопротивлении принятию истины от других. Потому что они думают о себе, что они познали истину с доводов на нее, но на самом деле они всего лишь сделали таклид за одним из муджтахидов, отдав предпочтение ему перед таклидом за другим муджтахидом, возвратившись к его доводу, без истинного понимания (доводов), без истинного иджтихада, по причине отсутствия у них инструментария для понимания (фикха) и иджтихада.

Сколько таких ты можешь увидеть, как они обрубают разногласие в вопросе, в котором есть разногласие со времен сподвижников или имамов (мазхабов), за которыми принято следовать. Можешь видеть, как такой говорит, "отменяя" разногласие и культуру отношения к разногласиям: "Поистине, более сильное мнение в этом вопросе вот такое". И если ты скажешь ему: "Однако, здесь есть разногласие, и другой имеет право посчитать более весомым не то, что высказал ты". - Он повторит тебе ту же фразу, удивляясь тому, что ты оживляешь разногласие, которое он считал умершим, или желал, чтобы оно умерло посредством его определения, что другое мнение более сильное. И он говорит тебе снова: "Но раджих (более сильное мнение) - вот это!" И тарджих этого
мукаллида, или того, за кем он делает таклид, начинает для него означать проявившуюся истину, не противоречит в проявлении которой никто, кроме следующего за ложью. Это для него прямой путь, после которого только заблуждение! Таково его понимание смысла "более весомое мнение" (раджих). "Более сильное мнение" (раджих) в его понимании - это и есть истинное "более сильное мнение". Его "раджих" непременно должен быть таким и для Всевышнего Аллаха. Он словно говорит своим поведением: "Как может быть - побойтесь Аллаха - чтобы после этой истины истина могла быть в другом мнении?!"

А что касается разумных мукаллидов имамов мазхабов, за которыми принято следовать, то они не спорят и не препятствуют другим в их таклиде. Потому что они знают, что у них нет на это права".

"Ихтиляф аль-муфтин"


по материалам страницы vk.com/salafi
Tags: НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, ФИКЪХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author