Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Неизвестное многим мнение шафиитов и ханбалитов о том, что в основе лучше : одна жена или несколько



Неизвестное многим мнение шафиитов и ханбалитов и подробное разъяснение шейха Ибн Усаймина по вопросу о том, что в основе лучше для мужчины: одна жена или несколько.

Источник статьи

Сказал имам Абу аль-Хусейн аль-Имрани аш-Шафии: "Сказал аш-Шафии: "Лучше для него ограничиться одной, даже если разрешено ему больше, в соответствии со словами Всевышнего: "Если же вы опасаетесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости".
Ибн Дауд возразил аш-Шафии и сказал: "Почему он сказал, что ограничиться одной лучше? У пророка, мир ему и благословение Аллаха, было одновременно много жен, а он делает только то, что лучше. Так же он сказал: "Женитесь и приумножайте".
Ответ: не пророку, мир ему и благословение Аллаха, лучше обходиться одной из опасения для него, что он не сможет быть справедливым. А что касается пророка, мир ему и благословение Аллаха, то он был надежен. И что касается его, мир ему и благословение Аллаха, слов: "Женитесь и приумножайте", - то это побуждение к женитьбе, не к многоженству". См. "Аль-Баян фи мазхаб аль-имам аш-Шафии" 11/189.

Сказал имам Али ибн Сулейман аль-Мардауи аль-Ханбали: "Желательно так же, чтобы он не брал больше одной, если при этом достигнуто целомудрие, согласно правильному мнению в мазхабе... Сказал Ибн Хатыб ас-Салямия: "Большинство наших товарищей сочли желательным, чтобы он не брал больше одной". См. "Аль-Инсаф" 12/204.

Сказал шейх Абу ан-Наджа аль-Хаджауи аль-Ханбали: "Желательно не брать больше одной, если посредством нее достигнуто целомудрие, по причине подвержения себя запретному. Всевышний сказал: "Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании". И сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: "У кого было две жены, и он склонился к одной из них, тот придет в Судный день кривобоким". Хадис передали пятеро (имамов-мухаддисов)". См. "Кашшаф аль-кына" 11/148.

Сказал кады Джамалюддин ар-Райми аш-Шафии: "У аш-Шафии и большинства ученых разрешено свободному иметь одновременно четыре свободные жены, не разрешено иметь одновременно больше четырех и желательно не брать больше одной, особенно в это наше время (он умер в 792 г.х.)". См. "Аль-Ма'ани аль-бадиа фи ма'рифа ихтиляф ахль аш-шариа" 2/195.

Поясняя слова из ханбалитского матна: "Сунной является жениться на одной", - говорит шейх Ибн Усаймин:
"То есть: не больше. Это вопрос, в котором разошлись обладатели знания. Некоторые из ученых сказали, что следует жениться более чем на одной...
И склонились некоторые ученые к тому, что сунной будет ограничиться одной. В качестве причины этого они указали, что это безопаснее для его ответственности от попадания в несправедливость. Потому что если он женится на двух и более, то может быть не сможет быть справедливым между ними, и так же потому, что это более способствует удержанию семьи от разрозненности, так что будут дети этой жены, дети той, и между ними может сложиться взаимная неприязнь, основанная на взаимной неприязни между их матерями, как это иногда и наблюдается. Так же потому что это более способствует соблюдению обязанностей перед женой, из расходования на ее содержание и другое. Так же это легче для мужчины в плане соблюдения справедливости, ведь соблюдение справедливости - дело великое, и нуждается в приложении стараний. И это мнение - широко известное в мазхабе.
А если кто-нибудь скажет: "Разве слова Всевышнего: "...То женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы", - не делают более весомым мнение того, кто говорит, что многоженство лучше? Ведь Аллах сказал: "Если же вы опасаетесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной", - и сделал ограничение одной тогда, когда человек опасается несоблюдения справедливости. И из этого следует, что если он способен быть справедливым, то лучше для него жениться на четырех".
Мы скажем: да, этот аят привел в довод тот, кто считает предпочтительным многоженство. Суть его указания на этот вывод в том, что Аллах сказал: "Если же вы опасаетесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной", - и сделал ограничение одной тогда, когда человек опасается несоблюдения справедливости.
Однако, поразмыслив, мы не находим в нем указания на это. Потому что Аллах говорит: "Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех". Он словно бы говорит: если вы боитесь, что не сможете быть справедливыми к сиротам, которые у вас, то ведь двери для вас открыты вплоть до четырех. Было такое, что у мужчины есть сирота - дочь дяди по отцу и тому подобное. И он проявляет к ней несправедливость, оставляя ее себе, люди сватаются к ней, но он не выдает ее замуж*. И сказал Всевышний Аллах: "Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех". - То есть имеется ввиду: оставьте их, ведь двери для вас открыты, но не женитесь более чем на одной в положении, когда есть опасение несоблюдения справедливости. Таким образом смысл этого аята будет заключаться в разъяснении разрешенности, а не в побуждении к многоженству.
И на основе этого мы говорим: ограничение одной безопаснее. Но в то же время, если человек видит в себе, что одной ему недостаточно и посредством нее не достигается целомудрие, то мы ему велим жениться на второй, на третьей, на четвертой, пока он не достигнет спокойствия, опускания взора и отдохновения". См. "Шарх аль-мумти' аля зад аль-мустакни" 12/10-13.

___________
* Говорит имам Ибн Касир в толковании этого аята: "То есть, если под властью кого-либо из вас есть сирота, и он опасается, что не даст ей положенного подобной ей махра, то пусть отступит от нее в пользу других женщин, ведь их много, и Аллах не сделал его положение безвыходным". См. "Тафсир аль-Кур-ан аль-Азым" 2/208.



Tags: БРАК, ФИКЪХ
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author