Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Можно ли за счет знания хадисов обойтись без изучения фикха?



Мы сказали ранее, что знание хадисов - это условие иджтихада, но это не единственное условие и даже не самое важное. Поэтому некоторые из самых больших мухаддисов во время четырех имамов были мукаллидами четырех имамов. Так, Ибн Маин и Ибн аль-Мубарак были ханафитами, мукаллидами Абу Ханифы. И это при том, какая взаимная неприязнь была в то время между "асхаб аль-хадис" и "асхаб ар-ра'й". А Али ибн аль-Мадини - шейх аль-Бухари, тот самый, кроме как перед которым аль-Бухари не считал себя ниже ни перед кем иным из шейхов, был ханбалитом при полноценном знании о хадисах и их скрытых проблемах. Он говорил: "Я беру Ахмада в качестве своего довода перед Аллахом"*1*. Так же говорил: "Если Ахмад даст мне фатву по какому-нибудь вопросу, то я даже не раздумываю о том, что будет, когда я встречу своего Господа"*1*. - И это - предел таклида, который был во время четырех имамов, и в этом опровержение тем, кто заявляет, что это было только среди поздних после четвертого века по хиджре.

Затем, простаковатое представление, будто довод это только Коран и сунна - это нововведенческое несостоятельное представление, противоречащее единогласному мнению ученых. А если добавится к этому невежество в арабском языке, усуль аль-фикхе и других инструментах иджтихада, вместе с требованием от обычных мусульман не делать таклид - а это уже мнение хариджитов, противоречащих единогласному мнению, как передал Ибн Кудама*2* и другие - то станет полным преступление речей об Аллахе без знания. И ты видишь, что они не различают между "нассом"*3*, "захиром"*4* и "муджмалем"*5*, не знают кыяса и других доводов, а выносят постановления по простолюдному пониманию хадисов, в то время как правоведы может быть используют их в довод в двух противоположных смыслах.

Поэтому важно знать, что у обладателей знания роль играет не только достоверность хадиса, но и его понимание согласно пути и обычаям правоведов, и что речь о слабости и достоверности - это одно, а о содержащихся указаниях и приложении в качестве доказательства - совсем другое, как это говорил Ибн Таймия. Поэтому имам Ахмад о хадисе Анаса, который передали аль-Бухари и Муслим: "Мы остановились в Мекке на десять дней, сокращая молитвы", - сказал: "Эти слова правильно сможет понять не каждый".*6* И, кстати, он не объяснил спрашивающему, как нужно его понять.



Так что нечего тебе приводить в довод на свое отклонение и понимание, противоречащее пониманию имамов, фразу из достоверного хадиса, а тем более недостоверного, или что-то выдуманное твоим разумом.
И не обольщайся тем, кто скажет тебе: "Это - насс сарих", так как может быть это только муджмаль или захир. И может быть он сарих, но предпочтение в вопросе отдается другому (доводу), который более уместен, как я уже подробно цитировал от аль-Карафи.*7*

И поэтому сказал Ибн Уейна: "Хадис - причина заблуждения, кроме как для факыхов".*8*
И сказал Ибн Уахб: "Каждый приверженец хадисов, у которого нет имама в фикхе - заблудший. И если бы Аллах не спас нас посредством Малика и Лейса, мы бы заблудились".*9*
Сказал имам Ахмад: "Мне нравится, если человек является обладателем понимания в фикхе".*10*
И сказал: "Я слышал как Абдуррахман ибн Махди сказал: "Тебе нужно заботиться о понимании в фикхе", - два раза".*10*
Еще более сильными словами чем то, что уже приведено, будет сказанное Ахмадом, самым знающим в этой общине в хадисах: "Как же мало понимания (фикха) у приверженцев хадиса".*10* - Это слова имама в сунне и фикхе, и я удивляюсь тому, кто отрицает это, полагая что правильно будет ограничиться хадисами и простолюдным пониманием их.
И сказал Салих ибн имам Ахмад: "Я спросил отца о человеке, который проживает в поселке, передает хадисы и пришел к нему вопрос, относительно которого есть противоречивые хадисы. Что ему делать? Он ответил: "Пусть ничего не говорит по этому вопросу".*10*
Вся хвала Аллаху, Господу Миров.

Мухаммад ибн Абдульуахид аль-Ханбали


______________________
*1* Ибн Касир "аль-Бидая уа ан-нихая" 14/408.
*2* См. https://vk.com/wall2680257_88348
*3* Однозначный текст, с ясным (сарих) смыслом, при котором нет вероятности указания на иной смысл. Насс сарих не может быть истолкован, может быть только отменен.
*4* Текст, который указывает на два или более смысла, и один из них более очевиден, чем остальные. Более очевидный смысл может быть истолкован в пользу какого-либо из менее очевидных при наличии условий для этого.
*5* Текст, который указывает на два или более смысла, и ни у одного из них нет преимущества перед другим. Нужно иметь убеждение, что сказанное в нем (если это достоверный шариатский текст) - истина, а в решениях по нему следует воздерживаться, пока не будет найдено разъяснение того, что имеется ввиду.
*6* Ибн Кудама "аль-Мугни" 2/66.
*7* Аль-Карафи "Шарх такных аль-фусуль", с. 354., https://vk.com/wall2680257_96451
*8* Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани "аль-Джами фи ас-сунан уа аль-адаб уа аль-хикам уа аль-магази уа ат-тарих уа гэйр залик", с. 150. Сказал после этого Ибн Аби Зейд: "Он имеет ввиду, что другие (не факыхи) могут использовать это в явном смысле, в то время как его следует истолковать, будь это хадис или что-то другое. Или есть еще какой-то довод, который скрылся от него. Или это оставленный хадис, который обязательно оставить. И еще многое, чем должны заниматься только те, кто получил обширные знания и усвоил фикх".
*9* Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани "аль-Джами" с. 151.
*10* Ибн Муфлих "аль-Адаб аш-шар'ия" 2/67.

источник статьи

Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author