Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

"Можно ли заменить книги фикха книгами хадисов?

Книги, в которых собраны хадисы с правовыми положениями, важны для факыха. И не станет факых муджтахидом, если не заучит хадисы с правовыми положениями, которые являются частью инструментария иджтихада; остальное из инструментария иджтихада расписано в книгах "усуль аль-фикха", и воплощено вне их в четырех имамах и подобных им.

Проблема того, кто изучает фикх по книгам хадисов, и отдает предпочтение этому пути перед изучением книг факыхов:
1. Этот путь не обслужен (трудами ученых) и по нему не шли на протяжении веков. Эти книги написаны столетия назад, а некоторые примерно тысячу лет назад, и при этом люди не начинали с них изучение фикха, не делали их заменой изучению фикха мазхабов, обходясь ими.
Но они эти книги (хадисов с правовыми положениями) заучивали, чтобы закрепить у себя доказательную сторону в знании фикха, внедряли их в этапы развития (в фикхе) и тому подобное.

2. Они беспечны к другой важной стороне в этом, она заключается в том, что ты в итоге будешь использовать эти хадисы в качестве довода на правовые положения, а при приложении доводов ты непременно будешь нуждаться и в других доводах (не только в хадисах), так как сунна - не единственный довод в правовых положениях, и кто ограничится ей, тот упустит много доводов, много правовых положений и много подробностей.

3. Эти самые книги составлены согласно мазхабу автора, поддерживают те мнения, которые он поддерживал, будь это личными мнениями или мнениями мазхаба. Обладатели знания знают это. И так же учащийся окажется под влиянием выборов "более сильных мнений" того, кто будет их объяснять, под влиянием его постановлений, его приемов работы с указаниями текстов, его предпочтений одних текстов над другими, будь это все по мазхабу, или по личным предпочтениям того, кто объясняет. Таким образом он непременно будет следующим мазхабу своего современного шейха, или мазхабу составителя книги с хадисами, или мазхабу автора комментария к ней.

4. Поэтому, оставили они следование (таклид) за четырьмя имамами и последовали (таклид) за зейдитами, вроде аш-Шаукани и ас-Санаани*. И упираются некоторые из них, когда попросят их предоставить того, кто опередил в отклоненном мнении некоторых современников, и совершают преступление против своего разума, говоря: "Его опередили ас-Санаани и аш-Шаукани". (Жили прим. 250-300 лет назад).

5. В правовых положениях есть много подробностей, для познания которых хадисов недостаточно. В то время как ты при изучении по пути фикха изучаешь правовые положения, которые являются результатом анализа муджтахида всех доводов шариата, собранных воедино.

6. Затем возникает вопрос: почему ты не изучаешь фикх по книгам, в которых собраны аяты с правовыми положениями?
И что ты можешь сказать в свое оправдание насчет изучения по книгам хадисов, то так же будет ответом, если будешь изучать фикх по книгам аятов с правовыми положениями. Будь это слова о том, что ты не ограничиваешься только тем хадисом, что рассматриваешь, или что ты не ограничиваешься только хадисами. Или словами про учитывание ограничения, конкретизации, отмены. (При том как много сложных вопросов и разногласий в "усуле" в том, что касается связей сунны с Кораном в этих главах, и др.) И нет сомнений, что есть большое упущение в том, что касается связи пробуждения и требующих знание в наше время с Кораном, специализации в изучении его, извлечения фикха из него и приведения его в доказательство даже там, где его указание по вопросу более ясное и сильное, чем в некоторых хадисах.

7. Затем, если ты посмотришь на составителей этих книг (хадисов с правовыми положениями), то увидишь, что это имамы-последователи мазхабов. Как, например, Мадждуддин (Ибн Таймия дед, ханбалит), Ибн аль-Джаузи (ханбалит), Ибн Хаджар (шафиит), Ибн Абдульхади (ханбалит), аль-Иракы (шафиит), и так же многие, кто написал объяснение к ним".

Мухаммад ибн Абдульуахид аль-Ханбали**.

ссылка


* Известно, что имамы аш-Шаукани и ас-Санаани не оставались полноценными зейдитами, и на продолжении жизни оставляли из зейдизма то, что видели несостоятельным, будь это в фикхе или акыде. Что касается аш-Шаукани, то подтверждений того, что у него в акыде осталось многое из зейдизма, множество. Что касается ас-Санаани, то мнения о нем разделились, ввиду наличия в его трудах текстов, указывающих на зейдитские убеждения, но которые некоторым исследователям представляется возможным истолковать. https://vk.com/wall2680257_95178 То, что уже переведено, можно дополнить словами шейха Абдуллаха аль-Бассама из его книги "Уляма ан-Неджд" (6/418):
"Я удостоверился у некоторых достойных доверия, из них шейх Мухаммад ибн Ибрахим али аш-Шейх, главный судья, о том, что отказ ас-Санаани (от поддержки Мухаммада ибн Абдульуаххаба) - настоящий. И что поэма об этом принадлежит на самом деле ему, а не его сыну. Я прочитал в этот 1399 год некоторые книги ас-Санаани, из которых "Хашия аля шарх Ибн Дакык аль-Ид", и перевесило в моих глазах мнение о том, что он отказался от убеждений (о правильности призыва) про шейха Мухаммада, да помилует его Аллах. И так же стало более явным для меня то, что от него (ас-Санаани) исходила иная акыда, и что он - зейдит. У него есть поэма, посвященная порочению Муавии, да будет доволен им Аллах. И он с напряженностью упоминает мнения Ибн Таймии и Ибн аль-Кайима, в то время как расхваливает других. И у него иной подход в отношении сущности Аллаха, противоречащий саляфам. И у него отвратительные слова о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, настолько старался угождать Аише, что это создает впечатление, будто это распространялось даже на введение положений в шариат. Это очень опасные слова. Так же он порочит нашего господина Умара аль-Фарука, да будет доволен им Аллах, скрытым образом. Так в "Субуль ас-салям" при объяснении хадиса о выстаивании ночи в рамадан и слов Умара: "Прекрасное нововведение", - сказал ас-Санаани: "А что касается его слов "Прекрасное нововведение", - то нет из нововведения того, что заслуживает похвалы, наоборот, всякое нововведение - заблуждение. Да проявит к нему Аллах снисходительность".
Когда самого шейха Мухаммада Абдульуахида спросили, как можно относить их к зейдитам, если они в своих книгах во многих решениях противоречат зейдитскому мазхабу в фикхе, он ответил: "То, что они выросли на зейдитском мазхабе, оказали поддержку его мнениям, и передавали мнения его имамов - этого достаточно для удостоверения их отнесения к нему, даже если они противоречили ему после, тем более их противоречие не содержит ни отречения от мазхаба зейдитов ни порочения в его адрес".

** Поскольку некоторые братья из горячего желания опровергнуть шейха Мухаммада Абдульуахида по вопросу "является шейх аль-Альбани специалистом в фикхе или нет", пустились в очернение шейха, прибегли к попыткам унизить его и исказили информацию о его биографии, будет уместным упомянуть основные сведения из нее. Шейх Мухаммад ибн Абдульуахид аль-Азхари аль-Ханбали проучился в аль-Азхаре около 20 лет, начиная с первого класса начальной школы при университете. Там же закончил несколько лет назад магистратуру по специализации "усуль аль-фикх", удивив своей диссертацией старших докторов университета и комиссию, которая должна критиковать работы, а о его исследовании высказалась как о подобном по качеству докторским диссертациям. И это было 1500 страниц, написанных меньше чем за год, в то время как у обычных студентов на объем в два раза меньше уходит несколько лет.
Изучал в университете ашаритскую акыду от ашаритских шейхов по ашаритским книгам, и никогда не был ашаритом, открыто выражая это в обществе ашаритов и держась разъяснений ученых ахлю сунна и более всего Ибн Таймии.
С 14 лет вплотную занялся изучением фикха, отдавая предпочтение в первую очередь ханбалитскому. Изучал так же ханафитский фикх, читал книги шафиитского фикха, вырос в семье отца-маликита, знающего фикх своей школы.
Учился в настоящем смысле этого слова более чем у 60 шейхов. Из них
- шейх Ибн Усаймин - посещал некоторые его общие уроки, и прослушал большую часть его записей, специализированных в разных науках, переписывая их содержание, прочитал почти все его изданные книги.
- Ахмад Таха Раян,
- Ахмад Ибрахим Хафнауи - был научным руководителем в магистратуре,
- Баракат Абдульфаттах, изучал с ним у него дома книги по логике и "усуль аль-фикху";
- Рамадан Абдульуадуд - один из больших шейхов в аль-Азхаре, выделил Мухаммада Абдульуахида и давал ему частные уроки по различным книгам;
- Мухаммад Хусни Абдульхаким - шейх ханбалитов в аль-Азхаре. Изучал с ним у него дома книги по "усуль аль-фикху" и фикху;
- Мухаммад Абдульму'ты - проходил с ним грамматику и морфологию арабского языка;
- Мухаммад Юсри Ибрахим - прочитал с ним несколько книг на закрытых собраниях с частными уроками;
- Абдуллах ибн Акыль - посещал его уроки с краткими объяснениями некоторых ханбалитских книг, получил от него письменную иджазу на их передачу;
- Мустафа Имран - посещал его уроки по логике;
- Тарик Иуадуллах - посещал длительное время его уроки по хадисоведению;
- Абдульгани Абдульджалиль - проходил с ним грамматику, морфологию, красноречие и часть тафсира аз-Замахшари.
Перечитал так же книги Ибн Таймии посвященные вопросам фикха, делая к ним конспекты. Перечитал книги аль-Альбани по вопросам фикха, Ибн аль-Каийма, многотомник "Нейль аль-аутар" аш-Шаукани, "Субуль ас-салям" ас-Санаани и прочее.
Выучил основополагающие матны по наукам, которые изучал. В фикхе это "Зад аль-мустакни".
В Египте известен с давних пор среди требующих знание. Владельцы спутниковых каналов наряду с другими шейхами приглашали его на телевидение объяснять фикх и отвечать в прямом эфире на вопросы, приглашали его так же в некий "Шариатский комитет" из более чем ста шейхов разных направлений, в качестве члена комиссии по фатвам. Известные призывающие звали его в свои мечети проводить уроки. - Хотя именно эти сведения не являются гарантом знаний человека, но являются свидетельством его известности как знающего среди тех, кто этим интересуется.
Его ученики еще шесть лет назад писали, что за время проведения уроков он полностью объяснил или прокомментировал книги: "Китаб ат-таухид", "Тайсир аль-Азиз аль-Хамид", "аль-Акыда аль-уаситыя", "аль-Акыда ас-сафариния", "Саляса аль-усуль", "Кауаид аль-арба'а", "Фатва аль-хамавия", "Рисаля ат-тадмурия", "Нуния" Ибн аль-Кайима, "аль-Уабиль ас-сайиб", "Хидая ар-рагиб", "Рауд аль-мурби", "Манзума ас-Са'ди фи аль-каваид", "Манзума Ибн Усаймин фи аль-каваид уаль-усуль", "Тальхыс рауда ан-назыр", "Хилия талиб аль-ильм", "аль-Джами лиадаб ар-рауи уа адаб ас-сами".
Кое-что из его уроков можно найти в интернете.
Сейчас занят тахкыком книги "Рауд аль-мурби".
Его рекомендуют и поддерживают шейхи, занятые преподаванием ханбалитского фикха: Мутляк аль-Джасир из Кувейта, Ахмад аль-Каыми и Амир Бахджат из Саудии. Шейх Уалид аль-Муниси, ректор Исламского института в Миннесоте http://almeneesey.com/?page_id=2 будучи старше его почти в полтора раза, постоянно хвалит и поддерживает его и обращается как к равному или большему в знаниях.

источник статьи

Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author