Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Пояснение к труду "Ключ в фикхе" ч.4

Глава.
Знай, что обязательное дело (уаджиб) в малом омовении одно: слова о
совершении его во имя Аллаха, при памяти о них.
Упомянул автор, да поможет ему Аллах в следовании истине, «что обязательное дело (уаджиб) в
малом омовении одно».
Обязательное дело в малом омовении - это в терминологии: то, что входит в саму сущность
малого омовения и при наличии оправдания может спадать или возмещаться чем-то иным.
«Слова о совершении его во имя Аллаха, при памяти о них». – Т.е. произнести слова «бисми
Ллях», если помнит о необходимости их произнесения в малом омовении. Если помнил о
необходимости произнесения этих слов и намеренно оставил их, то его малое омовение будет
недействительным, а если забыл о них или не знал, то обязанность спадает, и его малое омовение
остается действительным.
А обязательных дел (уаджиб) в молитве восемь:
1. Такбир перехода.
2. Слова «сами’а Ллаху лиман хамидах» для имама и молящегося
самостоятельно.
3. Слова «Раббана уа лякаль-хамд» для имама, молящегося за имамом и
молящегося самостоятельно.
4. Слова «субхана Раббияль-Азым» в поясном поклоне.
5. Слова «субхана Раббияль-А’ля» в земном поклоне.
6. Слова «Рабби гфир ли» между двумя земными поклонами.
7. Первый ташаххуд.
8. Сидение для него.

Автор, да поможет ему Аллах в следовании истине, сказал, что «обязательных дел в молитве
восемь».
Обязательные дела в молитве согласно терминологии: то, что входит в саму сущность молитвы и
при наличии оправдания может спадать или возмещаться чем-то иным.
Первое из них: «такбир перехода», т.е. перехода от столпа к столпу. И это все такбиры, кроме
такбира ихрама.
Второе: «слова сами’а Ллаху лиман хамидах для имама и молящегося самостоятельно» - для
всех, кроме молящегося за имамом.
Третье: «слова Раббана уа лякаль-хамд для имама, молящегося за имамом и молящегося
самостоятельно».
Четвертое: «слова субхана Раббияль-Азым в поясном поклоне».
Пятое: «слова субхана Раббияль-А’ля в земном поклоне».
Шестое: «слова Рабби гфир ли между двумя земными поклонами».
Седьмое: «первый ташаххуд», который заканчивается двумя свидетельствами. Уже говорилось,
что допустимый минимум из него: «Ат-Тахийяту лиЛляхи, салямун ‘алейка айюхан-набийю уа
рахмату Ллах, салямун ‘алейна уа ‘аля ‘ибади Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля Ллах, уа
анна Мухаммада ррасулю Ллах».
Восьмое: «сидение для него», т.е. для первого ташаххуда.

Глава.
Знай, что того, что нарушает (накыд) малое омовение, восемь видов:
1. Вышедшее через проход (или канал).
2. Выход мочи или кала из остальных мест тела, независимо от того, много
вышло или мало; или другой скверны, если ее вышло много – объем каждого
вида из нее оценивается по отдельности.
3. Утрата разума или сознания.
4. Прикосновение к человеческому срамному органу, соединенному, напрямую
рукой без препятствия.
5. Прикосновение мужчины или женщины к противоположному полу со
страстью и без препятствия.
6. Омовение покойника.
7. Употребление в пищу мяса верблюда.
8. Отступничество от Ислама - да убережет нас Аллах от этого.

И все, что делает обязательным полное омовение, делает так же обязательным и
малое омовение, кроме смерти.
Автор, да поддержит его Аллах в следовании истине, упомянул, что «того, что нарушает (накыд)
малое омовение, восемь видов».
Фактор, нарушающий малое омовение, в терминологии: то, происхождение чего при наличии
малого омовения делает невозможным получение тех плодов, ради которых оно совершалось.
Автор указал, что в мазхабе их «восемь». Некоторые ханбалиты посчитали, что их семь, не
упомянув вероотступничество, так как оно делает обязательным то, что больше этого – полное
омовение (гусль). Таким образом, разногласие лишь в форме изложения, не в сути.
Первое из того, что нарушает омовение: «вышедшее через проход (канал)». У каждого человека
два таких прохода: передний и задний. И все, что вышло из переднего или заднего прохода, будь
его много или мало, будь оно чистым (тахир) или скверной (наджас), редким или регулярным,
нарушает малое омовение. Пример чистого (тахир) – ребенок, если он вышел без родового
кровотечения.
Второе: «выход мочи или кала из остальных мест тела, независимо от того, много вышло или
мало; или другой скверны, если ее вышло много – объем каждого вида из нее оценивается по
отдельности».
Правило заключается в том, что вышедшее из остальных мест тела может быть двух видов.
Первый: чистое (тахир) вещество, и оно никогда не нарушает омовение. Например: мокрота или
слизь – даже если чего-либо из этого выйдет большое количество, омовение не будет нарушено.
Второй: то, что не является чистым, и его два вида:
1. Моча или кал – они нарушают омовение независимо от того, сколько вышло. Так, если кому-то
провели операцию и сделали выход для мочи или кала в области живота, то, как выйдет через
него моча или кал, так и будет нарушено омовение, будь того, что вышло, много или мало.
2. То, что не является ни мочой, ни калом. Оно нарушает омовение только тогда, когда его выйдет
чрезмерно большое количество. Так дело обстоит с кровью, которая считается скверной у
ханбалитов. Если она выйдет не через какой-либо из двух проходов, то нарушит омовение тогда,
когда ее будет чрезмерно много.
Третье: «утрата разума или сознания». Потеря разума может быть действительной, с утратой его
основы – при сумасшествии, и условной – во время младенчества и раннего детства, так как разум
у человека на данном этапе не присутствует в полноценном виде. Потеря сознания бывает в
глубоком сне и при обмороке.
Четвертое: «прикосновение к человеческому срамному органу», будь это передний или задний
орган, «соединенному» - т.е. не отделенному от тела, «напрямую рукой без препятствия» - т.е.
поверхностью к поверхности.
Пятое: «прикосновение мужчины или женщины к противоположному полу со страстью и без
препятствия». – Т.е. прикосновение к коже, наслаждаясь этим.
Шестое: «омовение покойника». Здесь имеется в виду тот, кто непосредственно прикасается,
моет, трет и переворачивает, а не тот, кто только льет воду.
Седьмое: «употребление в пищу мяса верблюда». Здесь имеется в виду мясо, которое нарастает
на костях. Сюда не относятся внутренние органы верблюда, вроде печени, не относится голова –
поедание их не нарушает малое омовение.
Восьмое: «отступничество от Ислама», впав в неверие после веры, «да убережет нас» и вас
«Аллах от этого».
Затем автор упомянул правило, относящееся к данной главе, сказав: «И все, что делает
обязательным полное омовение, делает так же обязательным и малое омовение, кроме
смерти». – Все, что нарушает полное омовение, нарушает и малое, и если в результате этого
нужно делать полное омовение, то обязательным будет так же сделать и малое. Исключением
будет лишь смерть, так как она не является осквернением, но после нее приказано делать полное
омовение.
А того, что нарушает (мубтыль) молитву, шесть видов:
1. То, что является нарушением ее условия (шарт).
2. То, что является нарушением ее столпа (рукн).
3. То, что является нарушением ее обязательного дела (уаджиб).
4. То, что является нарушением ее формы (хай-а).
5. То, что является нарушением чего-либо обязательного в ней.
6. То, что является нарушением чего-либо, что должно быть обязательно
соблюдено для нее.

Автор, да поможет ему Аллах в следовании истине, сказал, что «того, что нарушает (мубтыль)
молитву, шесть…».
Фактор, нарушающий молитву, в терминологии: то, происхождение чего при совершении
молитвы делает невозможным получение тех плодов, ради которых она совершалась.
Автор указал, что их «шесть видов», на основе анализа тех действий и ситуаций, которые
перечисляют ханбалиты. Поскольку правоведы мазхаба, да помилует их Аллах, приводят в своих
книгах конкретные действия, нарушающие молитву, не объединяя их в общие категории. Таких
действий, ситуаций упоминается около тридцати, а некоторые правоведы сказали, что их около
четырехста или более, и возвращать все к общим категориям предпочтительнее и полезнее для
учащегося, нежели приводить по отдельности каждую единицу общности. Следует отметить, что
следование мазхабу не означает ограничение фразами, упомянутыми в книгах, так как порой в
текст заложены смыслы, которым нужно следовать, но которые не выражены отдельными
фразами. Ученые могут не выражать некий смысл отдельной фразой по причине его широкой
известности среди них в прежние времена, но в наше время этот смысл уже может нуждаться в
разъяснении.
Первый из видов того, что нарушает молитву: «то, что является нарушением ее условия (шарт)».
Это может быть, как посредством оставления соблюдения условия, так и посредством
соблюдения его в противоречащей шариату форме.
Например, из условий молитвы состояние чистоты (тахара) от осквернения (хадас). Если не
позаботился об этом, то оставил соблюдение условия. Если совершая малое омовение, не протер
голову, то выполнил его в форме, противоречащей шариату. Обе ситуации являются
нарушающими молитву, так как нарушено ее условие.
Второй вид: «то, что является нарушением ее столпа (рукн)». - Как посредством оставления
соблюдения столпа, так и посредством соблюдения его в противоречащей шариату форме.
Например, из столпов молитвы чтение суры «аль-Фатиха» в каждом ракате (молитвенном цикле).
Если не стал ее читать, то оставил соблюдение столпа, а если при чтении расположил ее аяты в
обратном порядке, то выполнил столп в противоречащей шариату форме. В обоих случаях
молитва нарушена, так как нарушен ее столп.
Третий: «то, что является нарушением ее обязательного дела (уаджиб)». - Посредством
намеренного оставления соблюдения обязательного дела, так и посредством соблюдения его в
противоречащей шариату форме.
Пример этому – намеренное оставление первого ташаххуда. Молитва будет нарушена при
условии намеренного оставления обязательного дела.
В случае забывчивости оставление обязательного дела компенсируется совершением двух
земных поклонов невнимательности - «суджуд ас-сахв» - в конце.
Четвертый: «то, что является нарушением ее формы (хай-а)», т.е. ее вида и порядка,
соответствующего шариату. Примером такого нарушения будет ситуация, когда некто совершит
земной поклон перед поясным и продолжит молитву, пока не закончит ее в таком виде. Его
молитва будет недействительна, так как он нарушил ее форму.
Пятый: «то, что является нарушением чего-либо обязательного в ней». Здесь под «обязательным
в ней» подразумевается оставление того, что несовместимо с ее образом. Пример этому:
разговор. В молитве есть разговор, соответствующий шариату – чтение суры «аль-Фатиха» и др. И
если некто прибегнет к нешариатскому разговору в молитве, то нарушит то, чего обязательно
придерживаться в ней.
Шестой: «то, что является нарушением чего-либо, что должно быть обязательно соблюдено для
нее». Здесь под «должно быть обязательно соблюдено для нее» подразумевается оставление
того, что несовместимо с ней, но не связано с ее образом. К этому виду относится поглощение
молящимся пищи, прохождение перед молящимся на расстоянии менее трех локтей собаки
полностью черного цвета.

На этом по милости Аллаха завершено пояснение того, в чем есть нужда, из смыслов послания
«Ключ в фикхе согласно мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля».
Послание по милости Аллаха было написано во время духа в субботу 16 зуль-хидджа 1432 г.х. в
индийском городе Акра, да дарует Аллах его жителям величие посредством Ислама.


Tags: ФИКЪХ
Subscribe

  • Правовое положение (хукм) сетевого маркетинга

    В кризисные времена с особой силой зарождаются и распространяются сомнительные виды денежных и торговых операций. Среди видов деятельности,…

  • Масх

    Спросили шейха Ибн Усаймина: "Если человек снял носки после малого омовения, а затем снова надел их, не испортив до этого омовение, можно ли…

  • Фатва о винирах/люминирах

    Вопрос: каково правовое положение установки зубных накладок "люминиры" для красоты. Они представляют собой фарфоровые пластинки, которые…

Comments for this post were disabled by the author