Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Пояснение к труду "Ключ в фикхе" ч.3

Глава.
Знай, что твердых обязанностей (фард) малого омовения шесть:
1. Омывание лица, к которому так же относится полоскание рта и носа.
2. Омывание двух рук, включая локти.
3. Протирание головы полностью, к которой так же относятся уши.
4. Омывание ног, включая щиколотки.
5. Соблюдение установленной последовательности между органами омовения.
6. Непрерывность.

Автор, да поддержит его Аллах в следовании истине, упомянул, «что твердых обязанностей
малого омовения шесть». Твердые обязанности омовения (мн.: фуруд) – это в терминологии: то,
из чего состоит сама сущность омовения, что не спадает при возможности совершить его и не
возмещается чем-то иным.
Можно заметить, что ханбалиты не стали использовать название «столпы малого омовения», а
сказали: «Твердые обязанности малого омовения», - в отличие от остальных видов поклонения.
Они говорят: «Столпы молитвы, столпы большого паломничества (хаджа)», - а здесь о
положениях, несущих такой же смысл, сказали: «Твердые обязанности». Почему? Потому что у
исламского права (фикха) благородный точный язык, если используется некое слово, то с
определенной целью, и если оставляется некое слово, то также с определенной целью. К
примеру, правоведы говорят: «Упущенные молитвы», - про те, которые человек не совершил в
положенное время. Почему не говорят «оставленные молитвы»? Не говорят так из наилучших
предположений о мусульманах. Предполагая, что они не оставили молитвы намеренно, а так
получилось, что они упустили их совершение. Видел? Одно слово, а в его использовании
правоведами уже особый смысл. Язык исламского права благороден, в нем важно каждое слово.
Теперь, возвращаясь к столпам и твердым обязанностям: что касается всех остальных видов
поклонения, то их столпы были упомянуты в разных формах и разных местах, а в малом омовении
эти положения пришли собранными в одном аяте в повелительной форме. Этот аят: «О те,
которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей,
оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток». А веление при его выходе от
повелевшего называется «твердой обязанностью», как указывают на это Коран и Сунна.
Первая из твердых обязанностей малого омовения: «омывание лица, к которому так же
относится полоскание рта и носа».
Второе: «омывание двух рук, включая локти». Когда говорится о руке, как об одном из органов
омовения, то подразумевается область, которая начинается с кончиков пальцев и завершается
локтевым суставом. На сам локтевой сустав так же в данном случае распространяется название
«рука».
Третье: «протирание головы полностью, к которой так же относятся уши». У ханбалитов уши
относятся к голове, не к лицу.
Четвертое: «омывание ног, включая щиколотки». Щиколотки следует включать в омовение
ступней. Щиколотка – кость, выступающая внизу голени в месте ее соединения со ступней. У
каждой голени две щиколотки - одна с внешней стороны, другая с внутренней - согласно мнению
большинства знатоков арабского языка. И это правильное мнение. Поэтому на обе щиколотки
каждой ноги распространяется приказ омовения ступней. Омывание ступней является твердой
обязанностью, если только ступни не скрыты тряпичными или кожаными носками. Если скрыты,
то твердой обязанностью будет протирание их, и для этого есть свои условия у правоведов.
Пятое: «соблюдение установленной последовательности между органами омовения».
Подразумеваются здесь четыре вида органов: лицо, две руки, голова, две ноги – при омовении
необходимо соблюдать установленную последовательность между этими видами, а не между
каждым из органов. Т.е. если помыть левую руку перед правой, то условие соблюдения
последовательности не будет нарушено, однако, соблюдать приоритет правого органа перед
левым, является желательным.
Шестое: «непрерывность». Ее определение у ханбалитов: не затягивать и не откладывать
омывание органа так, чтобы высох предыдущий, или не затягивать и не откладывать омывание
конца органа так, чтобы успевало высохнуть его начало, в умеренный период, или по его размеру
в другое время.
«В умеренный период» - умеренный в соотношении жары и холода. Сказал Маръы аль-Карми, да
помилует его Аллах: «Этому соответствует время, в которое продолжительность дня равна
продолжительности ночи». Когда продолжительность дня станет соответствовать
продолжительности ночи, будет установлено умеренное соотношение жары и холода.
«Или по его размеру в другое время», т.е. летом органы высыхают быстро, и по этому времени не
оценивается, нарушилось условие непрерывности или нет, а оценивается по размеру времени,
при котором высыхают органы в умеренный период.
А столпов (рукн) молитвы четырнадцать:
1. Совершение ее, при возможности, стоя, если она обязательная.
2. Такбир ихрама.
3. Чтение Аль-Фатихи.
4. Поясной поклон.
5. Поднимание из него.
6. Выпрямление после него.
7. Земной поклон.
8. Поднимание из него.
9. Сидение между двумя земными поклонами.
10. Соблюдение спокойствия (фиксации, замирания).
11. Последний ташаххуд.
12. Сидение для него и двух салямов.
13. Два саляма.
14. Соблюдение установленной последовательности между столпами молитвы.

Автор, да поможет ему Аллах в следовании истине, упомянул, что «столпов молитвы
четырнадцать».
Столпы молитвы в терминологии: то, из чего состоит сама сущность молитвы, что не спадает
при возможности совершить его и не возмещается чем-то иным.
Первый: «совершение ее, при возможности, стоя, если она обязательная». Таким образом
исключается добровольная молитва.
Второй: «такбир ихрама», это слова: «Аллаху акбар» в ее начале. Этот такбир назван «такбиром
ихрама» потому, что вместе с ним становится запретным (харам) то, что было до этого разрешено,
т.е. то, что разрешено вне молитвы.
Третий: «чтение Аль-Фатихи» в каждом ракате (молитвенном цикле), четвертый: «поясной
поклон», пятый: «поднимание из него», шестой: «выпрямление после него», седьмой: «земной
поклон», восьмой: «поднимание из него», девятый: «сидение между двумя земными
поклонами».
Десятый: «соблюдение спокойствия (фиксации, замирания)» (туманина) – спокойствие,
фиксация, замирание на время, достаточное для произнесения обязательного поминания Аллаха
(зикра).
Например, далее будет сказано, что в столпе (рукн) «поясной поклон» обязанностью (уаджиб)
является сказать: «Субхана Раббияль-Азым». Столп «туманина» будет выполнен, если молящийся
задержится, сохранит спокойствие в поясном поклоне на время, достаточное для произнесения
этих слов. И если он задержится в поясном поклоне на это время, но не произнесет эти слова, то
выполнит столп (рукн), но не выполнит обязанность (уаджиб). А если опустится в поясной поклон
и поднимется, не задержавшись на время произнесения этих слов, то тем самым упустит столп
молитвы.
Одиннадцатый: «последний ташаххуд». Столпом из него у ханбалитов являются слова:
«Аллахумма салли аля Мухаммад», - после того как будет произнесен допустимый минимум из
первого ташаххуда.
Допустимый минимум из первого ташаххуда: «Ат-Тахийяту лиЛляхи, салямун ‘алейка айюхан-
набийю уа рахмату Ллах, салямун ‘алейна уа ‘аля ‘ибади Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля
Ллах, уа анна Мухаммада ррасулю Ллах».
Таким образом, допустимый минимум из последнего ташаххуда будет: «Ат-Тахийяту лиЛляхи,
салямун ‘алейка айюхан-набийю уа рахмату Ллах, салямун ‘алейна уа ‘аля ‘ибади Лляхи-с-салихин.
Ашхаду алля иляха илля Ллах, уа анна Мухаммада ррасулю Ллах. Аллахумма салли аля
Мухаммад».
А слова «Аллахумма барик ‘аля Мухаммад» не являются частью этого столпа.
Двенадцатый: «сидение для него и двух салямов».
Тринадцатый: «два саляма». Это слова «Ассаляму ‘алейкум, ассаляму ‘алейкум» в конце молитвы.
Если добавит: «… уа рахмату Ллах», то это будет полноценнее, но столпом являются только слова
«ассаляму ‘алейкум, ассаляму ‘алейкум».
Четырнадцатый: «соблюдение установленной последовательности между столпами молитвы».
– совершение столпов в последовательности, соответствующей шариатскому виду молитвы. И
если некто совершит земной поклон перед поясным, то тем самым он не выполнит столп
соблюдения последовательности. К этому не относится земной поклон по причине чтения
соответствующих аятов (суджуд тиляуа), и он не оговаривается в описании данного столпа,
потому что это редкое явление, а правоведы обращают особое внимание на общие положения.

Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author