Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Пояснение к труду "Ключ в фикхе" ч.2

А условий молитвы (саля) два вида: условия обязательности (шурут аль-вуджуб)
и условия действительности (шурут ас-сыхха).
Условий обязательности молитвы четыре:
1. Ислам.
2. Разум (акль).
3. Достижение половой зрелости (булюг).
4. Чистота от месячных (хейд) и послеродовых кровотечений (нифас).
Условий действительности молитвы девять:
1. Ислам.
2. Разум.
3. Различение.
4. Чистота от осквернения.
5. Наступление времени.
6. Укрытие соответствующих областей тела (аураат).
7. Отстранение от непростительной скверны на теле, одежде и месте.
8. Направление в сторону кыбли.
9. Намерение.

Условия молитвы – это определенные свойства, находящиеся вне сущности молитвы, от наличия
которых зависит получение ее плодов.
Первый вид: «условия обязательности молитвы», их «четыре» по единогласному мнению. И от
раба Аллаха не требуется регулярное совершение молитвы кроме как при наличии всех этих
условий.
Первое из них: «Ислам», то есть религия, с которой был послан пророк Мухаммад, мир ему и
благословение Аллаха.
Его суть это: покорение раба Аллаху внешнее и внутреннее, поклоняясь Ему посредством шариата,
ниспосланного Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, будто бы он при этом видит Аллаха,
или, как минимум, знает, что Аллах видит его.
Второе: «разум». Его определение: способность человека к познанию.
Третье: «достижение половой зрелости», т.е. достижение возраста, при котором в шариате
начинается спрос за поступки.
Почему мы не сказали «начинается вознаграждение за поступки»? Потому что за праведные дела
человек награждается еще до достижения зрелости, а за дурные поступки отвечает перед
Аллахом только после достижения зрелости. Это из милости Аллаха к нам.
Некоторые правоведы обозначают эти два условия, т.е. «разум» и «достижение половой
зрелости» словами «ответственность за перенесение тягот служения» (таклиф), потому что
разумный и половозрелый называется «трудообязанным» (мукалляф). Уместно будет напомнить,
что термин «ответственность за перенесение тягот служения» (таклиф) чужд указаниям Корана и
Сунны и соответствует школе (мазхабу) тех, кто отрицает мудрость и причинность в действиях
Великого и Величественного Аллаха. Этот термин противоречит убеждениям приверженцев
Сунны и единой общины и порицаем, как указали на это Абу аль-Аббас Ибн Таймия и его ученик
Абу Абдуллах Ибн аль-Кайим, да помилует их Аллах.
Три вышеуказанных условия относятся как к мужчинам, так и к женщинам, а четвертое - «чистота
от месячных и послеродовых кровотечений» - касается только женщин.
Это определяемое по характерным, известным женщинам, признакам «состояние чистоты»
(тухр) от этих двух видов кровотечений. И признаки здесь учитывать важнее, чем остановку
кровотечения.
Пример этому: если у женщины было месячное кровотечение и прервалось при том, что она не
видела признаков наступления чистоты. Затем кровотечение снова возобновилось. – Такое
кровотечение все еще считается месячным. У другой женщины было месячное кровотечение,
затем она увидела признаки наступления чистоты во время предвечерней молитвы. Затем, после
ночной молитвы снова пошла кровь. – Это уже считается хроническим кровотечением, а не
месячным, так как она увидела признаки наступления чистоты, и наступило состояние чистоты от
месячных.
Таким образом, молитва не является обязательной ни для неверного (кафир), ни для
сумасшедшего (маджнун), ни для ребенка, ни для женщины во время месячных или
послеродовых кровотечений.
«Условий действительности молитвы девять».
Первое: «Ислам».
Второе: «разум».
Третье: «различение». - Это качество, обладая которым, человек способен распознавать, что для
него полезно, и в чем для него вред.
Четвертое: «чистота от осквернения». Осквернение – это наступающее от случая к случаю
состояние тела, препятствующее тому, для чего обязательно состояние чистоты.
Пятое: «наступление времени». Т.е. времени одной из пяти обязательных молитв. Это условие не
касается обыкновенных дополнительных молитв, поскольку правоведы обращают особое
внимание на положения, общие для всех, и выполнение обязательных молитв требуется от
каждого мусульманина, а обыкновенные дополнительные не требуются от каждого. Кто-то может
делать, а кто-то может не делать.
Шестое: «укрытие соответствующих областей тела». Т.е. аураата. Аураат – срамные места
человека и то, обнажения чего надлежит стесняться. Здесь подразумевается аураат для молитвы,
не аураат для взгляда. Что касается аураата для взгляда, то его положения рассматриваются в
разделе бракосочетания (никах), а аураат молитвы подробнее будет рассмотрен в объяснении
«Малого предисловия в фикхе».
Седьмое: «отстранение от непростительной скверны на теле, одежде и месте». Здесь имеется в
виду «скверна по правовому положению» (наджаса хукмия), условная – т.е. вещество, нечистое
согласно шариату, попавшее на чистое место.
Есть еще «скверна по сущности» (наджаса ‘айния)- само вещество, являющееся нечистым,
согласно шариату. Как, например, человеческие моча и кал. Его очистить невозможно: моча
останется мочой. А от «наджаса хукмия» можно очиститься.
Наши слова «нечистое согласно шариату» исключают то, что считается нечистым в обиходе, как,
например, плевок или мокрота, которые считаются грязью согласно обычаю и естеству людей, но
не считаются нечистым веществом в шариате и не называются скверной (наджасой).
Скверну обязательно удалять с трех областей:
- тела,
- одежды, в которой совершается молитва,
- места, на котором совершается молитва.
Восьмое условие: «направление в сторону кыбли», т.е. Каабы. У ханбалитов исключение в этом
условии есть для двух категорий:
Первая: неспособный, или немощный. Например, больной, который лежит в постели и не может
повернуться в сторону кыбли.
Вторая: совершающий дополнительную добровольную молитву. Условием для исключения такого
является то, чтобы его путешествие было дозволенным, даже если оно осуществляется на
небольшую дистанцию. Т.е. это не касается того, чье путешествие запретно, кто путешествует для
совершения или, совершая ослушание – такому у ханбалитов не разрешено оставлять
направление на кыблю в добровольных молитвах, потому что согласно их мнению облегчения не
становятся разрешенными посредством ослушания. А если это путешествие в повиновение
Аллаху, то путнику тем более и в первую очередь разрешено оставлять кыблю в добровольных
молитвах.
Девятое: «намерение». В молитве оно состоит из трех видов.
Первый: намерение совершения молитвы, приближаясь этим к Аллаху.
Второй: намерение на определенную из обязательных молитв. Если ты вошел в мечеть после
азана полуденной молитвы (зухр), то обязан вознамериться совершить именно молитву зухр. И
если кто-то вошел в мечеть, не вознамерился совершить зухр, и сделал молитву, то, согласно
мазхабу, его молитва недействительна, так как необходимо иметь намерение на конкретную из
обязательных молитв.
Третий: намерение на имамство или следование за имамом. Имам должен вознамериться быть
имамом, за которым следуют люди, а следующий за имамом вознамериться следовать за этим
имамом.
Таким образом, намерение в молитве у ханбалитов содержит в себе эти три смысла.


Tags: ФИКЪХ
Subscribe

  • (no subject)

    Просмотрела один научный ролик о деятельности мозга. Выкладывать не стану, поскольку в нем содержатся некоторые идеи, идущие вразрез с…

  • (no subject)

    Шейх Ибн Къасим говорил: “В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы…

  • ВЫ ДОЛЖНЫ ЛЕЧИТЬ ГРЕШНИКА, СЛОВНО ВЕЛИКОДУШНЫЕ ЛЕКАРИ

    Шейх ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Когда некоторые братья видят человека, совершающего грех, они ненавидят сам грех, и это…

Comments for this post were disabled by the author