Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Пояснение к труду "Ключ в фикхе" ч.1

Сказал автор, да хранит его Всевышний Аллах:
«С именем Аллаха Милостивого, Милосердного».
Смысл «С» в басмале – обращение за помощью, и цель произнесшего или написавшего басмалю –
обращение за помощью к Аллаху в завершении книги и в составлении ее наилучшим образом.
Таким образом, под словами «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного» подразумевается:
«прибегая за помощью к Аллаху Милостивому, Милосердному, я пишу эту работу».
Прекраснейшее имя «Аллах» является личным именем нашего Господа. Оно содержит в себе
качество божественности, в котором собраны все виды совершенства, так же в нем содержится
отрицание недостатков и пороков от Великого и Величественного Аллаха.
«Милостивого, Милосердного (ар-Рахман, ар-Рахим)» - два имени Аллаха, которые указывают на
качество «милость/милосердие (рахма)», они использованы вместе по причине разницы того, с
чем они связаны.
Что касается «Милостивого (ар-Рахман)», то это имя Аллаха указывает на связь Его качества
«милость» с Его сущностью.
А что касается «Милосердного (ар-Рахим)», то это имя Аллаха указывает на связь Его качества
«милость» с Его творениями.
Поэтому не приходит в шариатских текстах, что Аллах - «Милостивый (Рахман) к ним», однако
пришло «Милосердный», в словах Всевышнего (смысл): «Воистину, Аллах сострадателен и
милосерден (рахим) к людям». Сура «аль-Бакара», аят 143.
Вся хвала Аллаху, и достаточность в Нем, восхваляемом. Благословение Аллаха и
мир Его избранному посланнику, его семье, сподвижникам и последовавшим их
примеру, воплотив его должным образом.
А затем.
«Хвала» - это сообщение с любовью и возвеличиванием о положительных и прекрасных качествах
восхваляемого.
«… и достаточность в Нем». – Если будет раб Аллаха искать достаточности в Аллахе, Аллах дарует
ему достаточность.
«Благословение Аллаха». Благословение (ас-саля) в языке – это смысл, объединяющий в себе
жалость, сострадание и симпатию, склонность. А что касается других смыслов, таких как
«взывание с просьбой» (дуа), «милосердие», «испрашивание прощения», то все они
возвращаются к этому общему смыслу и являются относящимися к нему единицами. И что
касается слов Абу Аль-Алия, которые после него широко распространили последние поколения
ученых, что это значит: «Похвала Аллаха на Его раба в высшем сонме», - то это так же один из
видов, относящихся к этому общему значению.
«Мир» - в арабском языке в основном относится к здравию и благополучию, как сказал Ибн
Фарис. Таким образом, это слово используется для указания на непричастность, сохранность и
чистоту от недостатков и пороков.
И поскольку не установлено определенного ограниченного шариатского значения для
«благословения» и «мира», то следует в их понимании возвращаться ко всей широте их значений
в арабском языке.
Когда объединяют между благословением и миром, испрашивая их, то просьба о благословении
будет просьбой о совершенствах, а просьба о мире - просьбой избавления от бедствий.
«Избранному» - Мустафа – то есть выбранному из чего-либо наилучшего. И передал имам Ахмад
с достоверным иснадом от Ауфа ибн Малика, что пророк, мир ему и благословение Аллаха,
сказал: «И я – избранный (Мустафа) пророк». Таким образом, Избранный (Мустафа) – это одно
из шариатских имен пророка, мир ему и благословение Аллаха. А его имена, являются как его
личными именами, так и его действительными качествами.
«Его семье (аль)». - «Аль» такого-то – это «свои» для него и его семья. «Аль» пророка, мир ему и
благословение Аллаха – это те, кому запрещена садака (пожертвование, милостыня, закят), и это:
потомки Хашима (ибн Абдуманаф) и жены пророка, мир ему и благословение Аллаха, согласно
более сильному из двух мнений ученых. А мазхаб ханбалитов заключается в том, что «аль»
пророка, мир ему и благословение Аллаха – это последовавшие за ним в его религии.
«Сподвижникам». Сподвижник в шариате - тот, кто встретил пророка, мир ему и благословение
Аллаха, будучи верующим в него (в пророка) и умер на этом.
«… и последовавшим их примеру, воплотив его должным образом» - это те из приверженцев
Ислама, которые пришли после них и придерживались той религии, которую исповедовали они
(сподвижники), и воплотили ее должным образом. Они упомянуты в словах Всевышнего: «Рабы
Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями. Они исполняют обет».
Сура «аль-Инсан», аяты 6-7. «Обет» здесь значит «религия».
Что касается испрашивания благословения и мира для пророка, мир ему и благословение Аллаха,
и его семьи (аль), то об этом пришли хадисы. А в отношении сподвижников хадисов не пришло, и
они упоминаются здесь для того, чтобы отличаться от приверженцев нововведений, которые
выражают непричастность к сподвижникам или к некоторым из них. И поскольку контекст здесь –
дуа, то сюда же отнесены «последовавшие их примеру, воплотив его должным образом».
«А затем». – Смысл этих слов: «что бы ни было дальше после этих слов». Выражение
используется при переходе от одного стиля изложения к другому.

Знай, что условий (шарт) малого омовения (вуду) восемь:
1. Прекращение того, что обязует его совершением.
2. Намерение.
3. Ислам.
4. Разум.
5. Различение.
6. Очищающая дозволенная вода.
7. Устранение того, что препятствует ее попаданию на кожу.
8. Очищение (истинджа) или подтирание (истиджмар) перед ним.

Так же для того, чье осквернение постоянно, условием является наступление
времени соответствующей обязательной молитвы.
Сказал автор, да поддержит его Аллах, «что условий (шарт) малого омовения (вуду) восемь».
Согласно терминологии условия малого омовения – это определенные свойства, находящиеся вне
сущности самого малого омовения, от наличия которых зависит получение его плодов.
Смысл наших слов: «от наличия которых зависит получение его плодов» - то есть: плодов,
получение которых является целью совершения данного дела. Так, из плодов, получаемых от
малого омовения, дозволенность совершения молитвы.
Автор отметил, что в соответствии с ханбалитским мазхабом условий «восемь», и не посчитал
девятым условием «для того, чье осквернение постоянно, условием является наступление
времени соответствующей обязательной молитвы», однако, упомянув, что это так же условие:
«…условием является», - поскольку это условие касается конкретной ситуации, которая
встречается лишь у некоторых людей.
В книгах ханбалитов можно встретить и иное число условий, но их содержание одинаково, а
разница в числе образуется по причине того, что одни ученые могли разделить одного условие на
два, а другие их же объединяли в одно.
Первое условие: «прекращение того, что обязует его совершением». Что обязует его
совершением – это то, что его нарушает.
И если представить, что человек справляет малую нужду и в то же время начал совершать малое
омовение, то его малое омовение не будет действительным, так как он не прекратил то, что
обязует его совершением.
Так же если некто совершает малое омовение, и перед тем как он помыл ноги, подошел его друг
и скормил ему кусочек мяса верблюда – а у ханбалитов поедание мяса верблюда нарушает малое
омовение – то его малое омовение не будет действительным, так как он не прекратил то, что
обязует его совершением.
Второе: «намерение». В шариате это – желание сердца совершить некое дело, приближаясь
посредством него к Аллаху.
Мы сказали «приближаясь посредством него к Аллаху», чтобы исключить то, что не является
поклонением. Например, когда я беру воду и пью, то мое желание взять воду называется
намерением, однако оно не является шариатским.
А намерение малого омовения – это желание раба Аллаха омыть органы малого омовения,
приближаясь этим к Аллаху, для совершения того, для чего оно обязательно или желательно. Если
есть это в сердце, значит, есть намерение на малое омовение, а если нет этого в сердце, то малое
омовение не будет считаться совершенным, даже если все его действия будут выполнены. Как
если некто омоет органы малого омовения для того, чтобы охладиться.
Условие «намерение» засчитается только тогда, когда на всем протяжении дела оно будет
считаться условно присутствующим. Если же он откажется от него, то условие будет не выполнено.
«Условное продолжение намерения» некоторые ученые выделили отдельным условием
(шартом), но само по себе намерение включает в себя этот смысл, так что нет нужды выделять его
отдельным пунктом.
Третье: «Ислам», то есть религия, с которой был послан пророк Мухаммад, мир ему и
благословение Аллаха.
Согласно шариату Ислам это: покорение раба Аллаху внешнее и внутреннее, поклоняясь Ему
посредством шариата, ниспосланного Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, будто бы он
при этом видит Аллаха, или, как минимум, знает, что Аллах видит его.
Мы это повторяли много раз, потому что это и есть знание. Имам Малик сказал: «То, что
является знанием, широко известно». Не будет человек ученым, собирая неизвестное.
Настоящий ученый тот, кто знает широко известное в религии. Потому что Ислам – откровенная
религия, в которой нет тайн. И знание характеризуется известностью. Великие вопросы в религии
те, которые постоянно повторяются, и на них должен сконцентрироваться учащийся. Лучшим
подтверждением этому будет то, что мы многократно читаем суру аль-Фатиха в каждой молитве.
А в последнее время людей постигла небрежность к известному знанию и увлечение
неизвестным. Такая расстановка приоритетов была внедрена в Ислам из вне и испортила религию
людей, так что распространилось невежество в том, что знать необходимо. И это очевидно!
Важнейшие вопросы в религии не известны людям, о них часто спрашивают, изучив при этом в
мельчайших подробностях какие-то специфические мелкие темы и тонкие вопросы.
Четвертое: «разум». - Т.е. способность человека к познанию.
Пятое: «различение», что в терминологии фикха – качество, обладая которым, человек способен
распознавать, что для него полезно, и в чем для него вред.
Если человек различает между полезным и вредным для него, то это подвигает его к совершению
того, что для него полезно, и отстранению от того, в чем для него вред.
Шестое: «очищающая (тахур) дозволенная вода».
«Очищающая вода» у ханбалитов – та, которая осталась в своем естественном состоянии, в
котором сотворил ее Аллах.
«Дозволенная» - разрешенная (халяль).
Первое ограничение исключает все виды воды, кроме очищающей (тахур), а это: чистая от
скверны (тахир) и оскверненная (наджис).
Второе исключает виды воды, не являющиеся дозволенными, а это: насильно захваченная,
украденная и пожертвованная не для омовения. Таким образом, водой, пожертвованной для
питья, не разрешается делать малое омовение, потому что тот, кто жертвовал ее, определил
способ ее использования и предоставил ее для питья, а не для чего-либо иного. И в соответствии с
ханбалитским мазхабом малое омовение такой водой будет недействительным, так как она не
является дозволенной.
Это условие – дозволенность – у ханбалитов связано со знанием и памятью, так что если некто
не знал или забыл и совершил омовение недозволенной водой, то его омовение действительно.
Однако, если вода была не очищающей, и он совершил ею омовение, не зная, или забыв, то его
омовение недействительно.
Седьмое условие: «устранение того, что препятствует ее попаданию на кожу». –
Подразумевается кожа, которую положено омывать при совершении малого омовения, то есть
четыре части тела: лицо, руки, голова, ноги. Так, если некто совершит малое омовение, в то время
как на его бедре находится нечто, препятствующее проникновению воды, то его омовение
действительно, так как это не тот участок кожи, устранение препятствия с которого является
условием омовения.
Что изменяет цвет кожи, но не препятствует попаданию воды на нее, как дело обстоит с хной, то
не вредит омовению.
Следует быть внимательными к жирам и кремам, распространенным в наше время. Они образуют
не проводящий воду слой, и на его наличие указывает то, что по этому месту вода скатывается
каплями. Из этих кремов есть нестойкие, которые смываются при омовении и не препятствуют
попаданию воды на кожу, как, например, «Нивея», а есть стойкие, например, вазелин, и их нужно
удалять с кожи перед омовением.
Восьмое условие: «очищение (истинджа) или подтирание (истиджмар) перед ним». – То есть
если нечто выйдет из двух каналов, то будет необходимым очищение или подтирание перед
совершением малого омовения.
Очищение – устранение вышедшей из основного канала загрязняющей скверны с помощью воды,
или условное устранение ее (устранение ее правового положения) с помощью камня или чего-то
подобного.
Подтирание – условное устранение вышедшей из основного канала загрязняющей скверны с
помощью камня или чего-то подобного.
Таким образом подтирание (истиджмар) – это вид очищения (истинджа).
«Условное устранение» - указывает на то, что скверна не устраняется полностью, от нее остаются
некий след, но устраняется положение (хукм) ее присутствия, и это делает дозволенным
совершение малого омовения.
Ханбалиты относят это положение к тому, что выходит из двух каналов и имеет свойство
загрязнения. А что выходит, но не загрязняет, к тому данное положение не относится. Как,
например, воздух. Ханбалиты говорят: «Обязательно очищаться (истинджа) от всего, что
вышло, кроме чистого вещества и воздуха». Здесь имеется в виду сухой воздух, и это - основа. А
что касается влажного, который бывает при определенных заболеваниях, и с которым выходят
иные субстанции, то после такого обязательно подмывание.
Перечислив общие условия, автор упомянул особое, сказав: «Для того, чье осквернение
постоянно, условием является наступление времени соответствующей обязательной молитвы».
Это условие касается только того, чье осквернение постоянно, т.е. прерывается, но не
прекращается, как в случае с недержанием мочи, недержанием газов или женского хронического
кровотечения. Таким образом, для того, кто страдает от недержания мочи, условием в малом
омовении является совершать его к молитве ‘иша (ночной) только после наступления времени
молитвы ‘иша. Так ему следует поступать с каждой обязательной молитвой. И если он совершил
малое омовение после времени наступления обязательной молитвы, но не успел дойти до
мечети, как почувствовал выход капель мочи, то это не навредит его молитве.



Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author