Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

«Что предпочтительнее: изучать мазхаб или более сильные мнения?».

Прекрасным дополнением к предисловию, опубликованному ниже, будут слова шейха Аль Усайми
из его ответа на вопрос: «Что предпочтительнее: изучать мазхаб или более сильные
мнения?».

Отвечая на него, шейх сказал: «Что такое «более сильное мнение»? Что такое «более сильное
мнение»? Это, братья, ошибка в приобретении знаний. «Более сильное мнение» - это выбор, к
которому в результате анализа приходит муджтахид, ограниченный или абсолютный. Это –
«более сильное мнение». Это иджтихад, к которому в результате анализа приходит муджтахид,
будь это ограниченный муджтахид или абсолютный. Это мнение муджтахида, который способен
на иджтихад в определенном вопросе или способен на полный иджтихад. Это «более сильное
мнение» - оно такое для него.
И ты сейчас, когда желаешь изучать фикх, какое «более сильное
мнение» ты подразумеваешь? То, которое является «более сильным» для шейха Абдульазиза ибн
База? Или то, которое является «более сильным» для шейха Мухаммада ибн Усаймина? Или
«более сильное» для шейха Салиха аль-Фаузана? Или подразумеваешь кого-то другого из тех, кто
преподавал фикх в последние годы, и у него есть свой набор «более сильных мнений»? Таким
образом «более сильное мнение» - понятие относительное, и оно связано с конкретным
муджтахидом.
Невозможно изучать фикх таким способом. Потому что иджтихады отличаются.
Иджтихад такого-то отличается от иджтихада того и отличается от иджтихада этого. - Это первое.
А второе: кто является способным делать иджтихад в фикхе? Иджтихад в фикхе не заключается в
том, чтобы ты поискал, что есть по вопросу, а затем сказал: «Более сильное мнение вот такое,
это мнение Абу аль-Аббаса Ибн Таймии». «Более сильное мнение» для большинства из
последних поколений – это мнение Абу аль-Аббаса Ибн Таймии. Так оно стало восприниматься
людьми как «более сильное». Но на самом деле оно «более сильное» для Абу аль-Аббаса Ибн
Таймии, а что касается тебя, о передавший выбор Абу аль-Аббаса Ибн Таймии, то ты – мукаллид
(слепо следующий), а не муджтахид. А доводом на это является то, что если обратиться к такому
человеку с возражениями, известными в науке разногласий, в которых содержится обоснование
несостоятельности его доводов на это мнение, или несостоятельности применения им этих
доводов к данному мнению, то увидишь, что у него не найдется способности научно ответить на
эти возражения. Таким образом, он является мукаллидом в иджтихадах Абу аль-Аббаса Ибн
Таймии. И такое явление преобладает среди иджтихадов представителей последних поколений. И
тогда «более сильное мнение», которое ты изучаешь на факультете Шариата – там все говорят:
«более сильное мнение» вот это, «более сильное мнение» вот это, «более сильное мнение» вот
это – в действительности это возвращается к тому, что выбрал Абу аль-Аббас Ибн Таймия-внук, да
помилует его Всевышний Аллах, а он является одним из муджтахидов последних поколений
ханбалитов. И тогда, где этот фикх?! Значит такому пониманию (об изучении фикха по «более
сильным» мнениям) соответствует только изучение мнений Абу аль-Аббаса Ибн Таймии-внука, да
помилует его Всевышний Аллах. А мнения Абу аль-Аббаса Ибн Таймии-внука не охватывают весь
фикх, они не сохранились до нашего времени. И в тех его книгах, которые есть у нас на руках, у
него по вопросу здесь одно мнение, а там другое. Поскольку, какие-то из них он написал в ранний
период, как, например, «Шарх аль-умда», а какие-то написал позже. Поэтому возвращаются к его
ученикам, и особенно Ибн Муфлиху, в определении его последнего мнения…
И раз так, то мнимого абсолютного «более сильного мнения» не существует. А мазхабы, которые
приняты к следованию мусульманами, существуют и утвердились сотни лет назад. И если кто-то
хочет изучать фикх, то ему необходимо изучать его в каком-либо из мазхабов, принятых к
следованию мусульманами. Под его изучением фикха в одном из мазхабов, принятых к
следованию мусульманами, подразумевается использование мазхаба для формирования
представления о вопросах фикха…
Ты развиваешься в знаниях постепенно и формируешь представление о вопросах фикха шаг за
шагом. Затем поднимаешься выше и охватываешь больше вопросов с более широкой структурой.
Затем охватываешь весь фикх. Затем изучаешь доводы мазхаба. Затем узнаешь мнения четырех
мазхабов. Затем, если у шейха, который обучает тебя фикху, есть свое мнение, то тогда ты
проходишь с ним фикх, узнавая мнения, которые он посчитал «более сильными». ..
Если желаешь получить пользу от изучения фикха, то придерживайся последовательности в его
изучении согласно одному из основных мазхабов. Я не говорю тебе: держись мнений мазхаба, -
но говорю тебе: держись изучения их. И если будет у тебя свой выбор (более сильного мнения),
или у твоего шейха будет свой выбор, или увидишь, что твое сердце склоняется к тому, что
высказал Абу аль-Аббас Ибн Таймия-внук, и ты сделаешь таклид за ним в этом – то это твое дело.
Однако твое формирование представления о вопросах фикха невозможно кроме как этим путем.
А что касается изучения фикха беспорядочным образом, то это не принесет пользы, и даст нам
людей, которые не будут иметь надлежащего представления о фикхе…
Через эти двери проникла к мусульманам беда, и стали слабые мнения в мазхабах религией. А
правоведы единогласны о запретности выдачи фатвы со слабым мнением. Что не разрешено
давать фатву, высказывая слабое мнение. Упомянули лишь фатву с менее сильным мнением (в
мазхабе), ведь у менее сильного есть некоторая сила, но оно (в мазхабе) признано менее
сильным. А что касается слабого, которое является лишь догадкой, под которой нет ничего
существенного, то такое мнение нельзя высказывать в фатве. А сегодня появляются те, кто не
понимают искусства фикха, берут эти слабые мнения и делают их религией, которую затем
исповедуют люди. И то, что вчера было запрещенным, сегодня стало разрешенным, потому что в
фикхе высказался тот, кто не годится для этого. Когда о религии высказываются те, кто не годится
для этого, появляются подобные бедствия, которые уже охватили всю исламскую общину. А
произошло это оттого, что уменьшилась ревность за религию Великого и Величественного Аллаха
как у учащихся, так и у учителей. Так же по причине оставления пути предшественников в
получении знания.
И пусть не обольщают вас громкие вопросы и известность. Дни проходят и остаются позади, а
Ислам не изменяется по дням. Сколько было таких времен, в которые люди впадали в волнения и
предавались шуму из-за какого-то дела, относительно которого устраивали суету, но проходили
годы, и все это становилось пеной, которая исчезала, а оставалось то, что приносит пользу людям.
Возьми урок из того, что было недавно. Сколько бедствий и смут нахлынули с болью на
мусульман?! Затем снесло группу из тех, кто относил себя к религии и шариату. С их мнением
считались, у них было главенство. Но прошло лишь несколько лет, и их будто не бывало!..
Нет опасения за религию. Однако есть опасение за тебя, именно тебя. Что ты будешь повержен в
понимании религии Всевышнего Аллаха. И из того, что убережет тебя с дозволения Великого и
Величественного Аллаха – знание пути приобретения знаний о твоей религии, крепкая хватка за
путь тех, кто опередил тебя, следование их завещанию: «Держитесь за древнее и следуйте.
Остерегайтесь мнений людей, даже если они приукрасят их для вас своими словами. Украшения
пропадут, а истина останется»…
Были в прошлом люди, гнушались книги «Зад аль-мустакни’», потешались над ней, обсмеивали
тех, кто заучивал ее, читал ее и кому ее читали. Но прошло несколько лет, и часть тех людей
одумалась и поняла, что нет пути для познания фикха кроме как посредством таких книг, которые
они обзывали таклидскими и отсталыми. И эти книги останутся, останутся. Потому что религия
Всевышнего Аллаха останется…

Безопасность в том, чтобы ты был на пути тех, кто опередил тебя. Это безопаснее для тебя в твоей
религии перед Всевышним Аллахом. Если ты встретишь Аллаха, и твоим доводом в религии будут
великие имамы из сподвижников, табиинов, имамов прямого пути, таких как Ахмад, аш-Шафии,
Малик, аль-Бухари, ад-Дарими и тех, кто был после них, как Абу аль-Аббас Ибн Таймия, его ученик
Ибн аль-Кайим, Ибн Муфлих, Ибн Раджаб – это лучше для тебя, чем если ты встретишь Аллаха и
твоим доводом будет такой-то и такой-то из современников».


Сл. «Айюхума афдаль: дираса аль-мазхаб ам аль-кауль ар-раджих?»


Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author