Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

О фотографиях

О доказательствах мнения ученых, разрешивших фотографии.

Вопрос: Ассаляму алейкум, шейх Ахмад, да хранит вас Аллах. Какое мнение о фотографировании является более сильным?

Ответ: Уа алейкуму ссалям уа рахматуЛлах.
Фотографирование - это новый вопрос, и получаемые при этом изображения - нового вида. Чтобы познать его правовое положение, нужно сначала получить правильное представление об этом процессе от специалистов. Специалисты говорят о фотосъемке, что это направление света на объект съемки, в результате чего лучи образа объекта, отражаются и фиксируются объективом. Так же это называют световым созданием изображения.
Таким образом, фотография - это отражение света, зафиксированное объективом.

Если такова суть фотографии и фотосъемки, то в отношении нее есть положения, в которых единогласны ученые, и положения, в которых они разногласят.

Что касается вопросов, в которых они единогласны, то это:


  • 1. Разрешенность фотографии при необходимости и нужде, как с фотографией в паспорте и тому подобное.

  • 2. Фотосъемка запретного запрещена, ведь средство, ведущее к запретному, запрещено. Как с фотосъемкой для возвеличивания, или фотографированием посторонней женщины и тому подобное.

  • 3. Разрешенность съемки того, в чем нет души. Например, дерева. Хоть и есть в этом вопросе небольшое разногласие.


А разногласие у ученых в том, что находится за пределами упомянутого выше. Другими словами, предмет разногласия: фотографирование само по себе, не взирая на то, что с ним связано. Современные ученых разошлись в отношении него на два мнения.

Первое мнение: запретность.

Сторонники этого мнения привели в доказательство хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором он сказал: "Я слышал, как Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорит: "Кто создаст изображением в этом мире, на того возложат обязанность в Судный день вдохнуть в нее душу, но он не сможет".
Они сказали: фотография входит в общее значение слова "изображение", и фотограф так же входит в общее значение слов "кто создаст изображение".
А то, что за изображение положено наказание, указывает на то, что оно запрещено, и что это относится к великим грехам.
Так же привели хадис, который передан от Аиши, да будет доволен ею Аллах: "Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прибыл из путешествия, а я повесила на свою кладовку тонкую занавеску, на которой были изображены живые существа. Когда увидел ее посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сорвал ее и сказал: "В день Воскресенья наиболее суровому наказанию пред Аллахом подвергнутся те, кто пытается уподобиться Аллаху в творении". Она продолжила: "Мы сделали из нее подушку, или две подушки". Хадис передал Аль-Бухари.
Они сказали: причина, из-за которой было запрещено создание изображений - уподобление - оно присутствует и в фотосъемке.
Так же привели другие доводы, указывающие на запретность создания изображений.

Второе мнение: разрешенность.

Сторонники этого мнения привели в довод
- то, что запретное создание образа, это то, результат (т.е. полученный образ) которого создан человеком, а образ, получаемый фотографическим путем, не является созданием человека, это лишь фиксация отражения.
- Аналогия с зеркалом, исходя из того, что в обоих случаях полученный образ - это отражение.
- В фотосъемке отсутствует такая причина запрета, как уподобление Аллаху в творении.

Более сильным является мнение, которое заключается в том, что фотографирование разрешено, поскольку оно не подпадает под запрещающие хадисы с двух сторон.

Первая: со стороны сущности.
Ведь изображение, о котором пришли шариатские тексты - это создание (образа) подобного тому (образу), что сотворил Аллах, и это отличается от фотоснимков, которые являются передачей того (образа), что сотворил Аллах.

Так же "фотоизображение" - это термин из быта, а не из шариата, и не разрешено относить значение шариатского термина к бытовому.
Шариатские тексты пришли со словами: "создающие изображения (образы)", "кто создал изображение (образ)", у Аль-Бухари: "...Они создают эти изображения (образы)". - Эти слова указывают на дело человека, его творчество в сотворении образа, который подобен творению Аллаха. А этого нет в фотографии, поскольку самое большое, что делает фотограф - это проявление того, что он передал из творения Аллаха. И нет в этом уподобления творению Аллаха.
Таким образом, то, что называется "фотоизображением" в действительности является передачей творения Аллаха, и сотворение (образа) при этом относится к Аллаху (а не к фотографу). Подобный смысл выразил шейх Ибн Усаймин, сказав: "Доводом в пользу этого является то, что если человек написал книгу своей рукой, затем (другой человек) поместил ее в копировальный аппарат, и вышел из него еще один экземпляр, то люди не относят то, что было отксерокопировано, к тому, кто это сделал ("создал это изображение"), а относят к тому первому, который написал".
Еще более это проясняется со второй стороны.

Вторая: со стороны причины.
Причина (запрета) создания изображений, которая пришла в шариатских текстах - уподобление (в сотворении). Эта причина ясно указана шариатским текстом. И этой причины нет в фотосъемке, потому что это (на фотографии) и есть само творение Пречистого Аллаха. Это не созданный (человеком образ), чтобы то, что создал человек, могло быть подобным тому, что создал Аллах.

Аль-Бухари так же передал слова: "Кто же более несправедлив, чем тот, кто занялся тем, что творит подобное тому, что я сотворил". - В фотосъемке этой причины нет.

А что касается тех, кто в качестве причины (запрета) указал, что изображение является средством, ведущим к многобожию, то ответом им будут слова: не само по себе изображение как вид является средством ведущим к многобожию, а только некоторые его виды (являются таким средством).
На то, что само по себе изображение как вид не является средством, ведущим к многобожию, указывает сообщение, согласно которому пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил изображение, которое было на подушке, и сказал: "Кроме изображения на одежде (лоскуте)".
Это является доказательством того, что изображением, являющимся средством, ведущим к многобожию, будет то, в котором есть возвеличивание. А такое запрещено по единогласному мнению.


  • И если фотографирование не подпадает под запрет, ни со стороны сущности, ни со стороны причины, то оно будет разрешенным, и будет относиться к правилу: "Основа в (бытовых) вещах/делах - разрешенность". И нет довода, который вывел бы его из этой основы.


Примечание: этот вопрос из тех, которые основаны на иджтихаде, и не из тех, в которых недопустимо разногласие. Это следует иметь ввиду.

Написал это: Ахмад Мухаммад Ас-Садик Ан-Наджар.

См.: https://www.facebook.com/anaseeh/posts/421083138039570


Относится ли фотографирование к созданию запретных изображений? Шейх Мухаммад Базмуль

Вопрос: Фотографирование по вашему халяль или харам? И что вы сказали бы тому, кто говорит, что это халяль?

Ответ: Фотография не относится к запретным изображениям, как мне видится, а Аллах лучше знает. И это потому, что изображения являются запретными по двум причинам:
Во-первых, потому что это попытка передать подобие творению Аллаха.
Во-вторых, потому что оно возвеличивается настолько, что это приводит к многобожию.
А что касается фотографии, то это не попытка передать подобие сотворенному, а фиксация отражения того образа, который сотворил Аллах. И если она не возвеличивается, то тем самым исчезает то, что приводит к многобожию. И Аллах лучше знает.

См. https://www.facebook.com/mohammadbazmool/posts/799181..
https://muntaqa.info/foto-bazmul/

источник muntaqa.info

О положении фотографии согласно ханбалитскому мазхабу


قال الشيخ عبد القادر بن بدران الحنبلي : (وإنما غايتها أنها كالشبح اللذي تمثله المرآة ولم يكن هذا النوع مذكورا في الأزمنة المتقدمة وقياسه على المصور باليد قياس مع الفارق فلا يصار إليه)

Сказал шейх Абдулькадир ибн Бадран аль-Ханбали:

«Максимум, что можно сказать о фотографии, это то, что она подобна отражению в зеркале. В прежние века такой вид изображений не рассматривался, а аналогия с рисунком от руки не может быть применена из-за несовместимых различий. Поэтому в данном случае обращение к ней неуместно».


Шейх Ибн Усаймин сказал:

Что касается производства картинок в современном виде, они попадают под 2 категории:

Первая категория это те, которые не имеют реальной материи (и могут только быть увидены через прибор) и как я сказал, это случай с картинками на видеокассетах. Нет никакого управления вообще относительно этого, и они не попадают под запрет вообще. Отсюда ученые, которые запрещают делать изображения фотоаппаратами и на бумагах (фотографии) разрешают это (видео изображения), и говорят что нет ничего неправильного в этом.
Далее было спрошено, разрешены ли лекции на пленках, которые показывают в мечетях? Мнения ученых было то, что лучше не делать этого, потому что это может мешать тем, кто занят делами поклонения и потому что это могут быть пленки которые не подходящие и т.п.
Вторая категория - это фиксированные или недвижимые изображения на бумаге (фотографии)……….
Вопрос требует дальнейшего обсуждения, если кто-то хочет сделать этот вид допустимых изображений. Они подчиняются 5 правилам, которые зависят от намерения.
- Если намерение запрещенное, то это харам.
- Если содержит ваджиб – то это ваджиб.
- Иногда изображения могут быть необходимыми и важными, особенно двигающиеся изображения (например если мы видим как кто то совершил противоправное действие, нарушил права человека, например попытка убийства и т.п. и мы не можем доказать это никак, кроме как фотографированием, тогда фотографирование становится ваджиб, особенно в случаях когда изображение может разрешить дело). Цели подчиняются их конечному результату.
-Если мы делаем это изображение, чтоб доказать личность человека, опасаясь что кто-нибудь другой может быть обвинен в преступлении, это тоже допустимо, и даже необходимо.
-Но если мы делаем фотографии чтоб просто наслаждаться, глядя на них, это без сомнения харам. И Аллах знает лучше.


(См. Аль-Шарх аль-Мумти’, 2/197-199)

Tags: ФАТВЫ, ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author