Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Хукм изучения мирских наук

Оригинал взят у ia_salafi в Хукм изучения мирских наук
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хукм изучения мирских наук

Ввиду распространившейся на мусульманских землях сильной неграмотности, как в плане вероубеждения (‘акъида), так и в мирских науках, посчитал необходимым собрать эту краткую статью, сотоящую из слов некоторых ученых, ранних и поздних, разъясняющую отношение Ислама к изучению мирских наук.

Имам Муваффакъу-дин аль-Багъдади передал, что Имам аш-Шафи’и сказал: «Я не знаю какой-либо науки, после науки о халале и хараме, более возвышенной, чем медицина». (См. «ат-Тыбб мин аль-Китаб уа Сунна», стр. 187)

Также Имам аш-Шафи’и сказал: «Люди пренебрегают двумя вещами: арабским языком и медициной». (См. «Адаб аш-Шар’ия», 2/484)

Имам Ибн Къудама аль-Ханбали сказал: «Что касается коллективной обязанности, то это относится ко всем наукам, без которых не обойтись в жизни. Как, например, медицина. Эта наука необходима для того, что бы люди прибывали в здравии. Если в какой-то местности нет того, кто занимался бы этой областью, то всё население этой местности понесет грех. А если кто-то возьмётся за них, то обязанность спадёт с других. И пусть не вызовут удивления наши слова: “Медицина и арифметика относятся к коллективной обязанности”. Основа таких отраслей, как сельское хозяйство, ткачество и даже хиджама относится к коллективной обязанности. Если в какой-то местности не будет того, кто делает хиджаму, то смертность повысится среди них. Воистину, Тот, кто ниспослал болезнь, Он же и ниспослал лечение и указал пути его использования». (См. «Мухтасар минхадж аль-Къасыдин», стр. 17)

Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) говорит: «Что касается мирских наук, то это дозволенные науки. В основе эти науки дозволены, однако они могут стать и обязательными, если община нуждается в них. Но это не то знание, о котором говорится в Коране и Сунне. Это не то знание, обладателей которого Аллах Всевышний похвалил в Коране. Это не о них сказано: “Ученые являются наследниками пророков”. В этом хадисе речь идет о шариатском знании. Если человек не знает мирских наук, то на нем нет никакого греха. Если же кто-то изучает мирские науки, то это дозволено. Если посредством мирских наук человек приносит пользу исламской общине, то будет вознагражден за это…». (См. «Шарх усуль ас-Саляса», стр. 10)

Фетва шейха Ибн База

Вопрос: «Каково шариатское постановление об изучении мирских наук и знаний в сфере военной промышленности? Является ли это обязательным (фард) для мусульман? Будет ли вознагражден мусульманин, изучающий эти науки?

Шейх Ибн Баз: «Хвала Аллаху. Изучение наук (кроме шариатских наук), таких как разработка минералов, сельское хозяйство, земледелие и любые полезные науки, может быть обязательным (“уаджиб”) для мусульман, в зависимости от необходимости в них, и это может быть “фард кифая” (коллективная обязанность). Правитель должен предписать то, в чем нуждаются мусульмане, и содействовать им в достижении этой цели, т.е. помочь им делать то, что приносит пользу мусульманам, и в подготовке против врагов. Дела человека оцениваются по его намерениям: это будет актом поклонения, если намерение (изучающего) будет правильным и искренним. Если совершать это без какого-либо намерения, то это будет относиться к [просто] разрешенным делам (“мубах”): имеются в виду разрешенные виды производства, добывание полезных ископаемых, сельское хозяйство, земледелие и прочее.

Во всем этом есть необходимость, и, вместе с правильным намерением, это становится поклонением. При отсутствии намерения, это будет разрешенным делом. В некоторых случаях, это становится “фардом кифая” (коллективной обязанностью), когда появляется необходимость в этом. В этом случае, правитель обязан возложить это на того, кто способен на это. Это важные дела, и бывают случаи, когда возникает необходимость в них. Они различаются, в зависимости от намерения и потребности».
(См. «Китаб аль-‘Ильм уа ахлякъ ахли-хи», стр. 15, Ибн Баз)

Фетва шейха ‘Али Фаркуса

Вопрос: «Говорит Шейхуль-Ислам Ибн Теймия: “Упомянула группа наших ученых и другие, что занятие сельским хозяйством, строительством и ткачеством является коллективной обязанностью (“фард кифая”). Но правильное решение в том, что это обязательно при наличия необходимости. При отсутствии необходимости это не обязательно”. Входит ли медицина в данный перечень, зная, что в любом месте и в любое время есть необходимость, побуждающая изучать ее?».

Шейх ‘Али Фаркуса: «Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение тому, кого Он послал милостью для всех миров, также его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня. А затем: Знай, что под словами Шейхуль-Ислама Ибн Теймии (да помилует его Аллах) “группа наших ученых и другие”, подразумеваются: Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи, Ибн Къудама, аль-Гъазали и др. Ибн Къудама аль-Ханбали сократил книгу “Минхадж аль-Къасидин”, которая принадлежит Ибнуль-Джаузи аль-Ханбали. А ибн аль-Джаузи сократил её из книги “Ихья”, которая принадлежит Абу Хамиду аль-Гъазали. Пришло в книге “Мухтасар минхадж аль-Къасыдин” Ибн Къудамы: “Что касается коллективной обязанности, то это относится ко всем наукам, без которых не обойтись в жизни. Как, например, медицина. Эта наука необходима для того, что бы люди прибывали в здравии. Если в какой-то местности нет того, кто занимался бы этой областью, то всё население этой местности понесет грех. А если кто-то возьмётся за них, то обязанность спадёт с других. И пусть не вызовут удивления наши слова: “Медицина и арифметика относятся к коллективной обязанности”. Основа таких отраслей, как сельское хозяйство, ткачество и даже хиджама относится к коллективной обязанности. Если в какой-то местности не будет того, кто делает хиджаму, то смертность повысится среди них. Воистину, Тот, кто ниспослал болезнь, Он же и ниспослал лечение и указал пути его использования”

Медицина – с помощью которой познается состояние тела человека, и что происходит с ним в здоровом состоянии или при болезни наука теоретическая и практическая, и входит в естественные науки, как арифметика. Если занятость в таких отраслях как сельское хозяйское и т.п., является необходимым для людей, и является коллективной обязанностью, тогда медицина и арифметика тем более, как об этом сказал Абу Хамид аль-Гъазали. Но обязанность изучения медицины становится коллективной при наличии потребности. Степень потребности различается в зависимости от времени, ситуации и обстоятельств.

Если какая-либо местность имеет достаточное количество врачей, которые могут покрыть потребности людей в лечении и устранении болезней, тогда коллективная обязанность может ограничиться дальнейшим усовершенствованием медицинских знаний, что приведет к усилению мусульман и к самостоятельному обхождению, не прибегая к помощи неверующих врачей. Во всех других случаях, побуждение к изучению медицины остается настоятельным – чтобы люди обучались медицине, обучали других и практиковали, чтобы принести пользу рабам Аллаха. По этой причине ученые Ислама проявляли настойчивость в изучении медицины и в обучении, а также в написании книг, о чем известно из их книг. А полное знание у Аллаха и последний наш зов – хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку, его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня».


(См. «Ответы на медицинские вопросы», вопрос №7)

Хвала Аллаху, Господу миров!
Tags: ФАТВЫ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author