Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Хукм изучения мирских наук

Оригинал взят у ia_salafi в Хукм изучения мирских наук
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хукм изучения мирских наук

Ввиду распространившейся на мусульманских землях сильной неграмотности, как в плане вероубеждения (‘акъида), так и в мирских науках, посчитал необходимым собрать эту краткую статью, сотоящую из слов некоторых ученых, ранних и поздних, разъясняющую отношение Ислама к изучению мирских наук.

Имам Муваффакъу-дин аль-Багъдади передал, что Имам аш-Шафи’и сказал: «Я не знаю какой-либо науки, после науки о халале и хараме, более возвышенной, чем медицина». (См. «ат-Тыбб мин аль-Китаб уа Сунна», стр. 187)

Также Имам аш-Шафи’и сказал: «Люди пренебрегают двумя вещами: арабским языком и медициной». (См. «Адаб аш-Шар’ия», 2/484)

Имам Ибн Къудама аль-Ханбали сказал: «Что касается коллективной обязанности, то это относится ко всем наукам, без которых не обойтись в жизни. Как, например, медицина. Эта наука необходима для того, что бы люди прибывали в здравии. Если в какой-то местности нет того, кто занимался бы этой областью, то всё население этой местности понесет грех. А если кто-то возьмётся за них, то обязанность спадёт с других. И пусть не вызовут удивления наши слова: “Медицина и арифметика относятся к коллективной обязанности”. Основа таких отраслей, как сельское хозяйство, ткачество и даже хиджама относится к коллективной обязанности. Если в какой-то местности не будет того, кто делает хиджаму, то смертность повысится среди них. Воистину, Тот, кто ниспослал болезнь, Он же и ниспослал лечение и указал пути его использования». (См. «Мухтасар минхадж аль-Къасыдин», стр. 17)

Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) говорит: «Что касается мирских наук, то это дозволенные науки. В основе эти науки дозволены, однако они могут стать и обязательными, если община нуждается в них. Но это не то знание, о котором говорится в Коране и Сунне. Это не то знание, обладателей которого Аллах Всевышний похвалил в Коране. Это не о них сказано: “Ученые являются наследниками пророков”. В этом хадисе речь идет о шариатском знании. Если человек не знает мирских наук, то на нем нет никакого греха. Если же кто-то изучает мирские науки, то это дозволено. Если посредством мирских наук человек приносит пользу исламской общине, то будет вознагражден за это…». (См. «Шарх усуль ас-Саляса», стр. 10)

Фетва шейха Ибн База

Вопрос: «Каково шариатское постановление об изучении мирских наук и знаний в сфере военной промышленности? Является ли это обязательным (фард) для мусульман? Будет ли вознагражден мусульманин, изучающий эти науки?

Шейх Ибн Баз: «Хвала Аллаху. Изучение наук (кроме шариатских наук), таких как разработка минералов, сельское хозяйство, земледелие и любые полезные науки, может быть обязательным (“уаджиб”) для мусульман, в зависимости от необходимости в них, и это может быть “фард кифая” (коллективная обязанность). Правитель должен предписать то, в чем нуждаются мусульмане, и содействовать им в достижении этой цели, т.е. помочь им делать то, что приносит пользу мусульманам, и в подготовке против врагов. Дела человека оцениваются по его намерениям: это будет актом поклонения, если намерение (изучающего) будет правильным и искренним. Если совершать это без какого-либо намерения, то это будет относиться к [просто] разрешенным делам (“мубах”): имеются в виду разрешенные виды производства, добывание полезных ископаемых, сельское хозяйство, земледелие и прочее.

Во всем этом есть необходимость, и, вместе с правильным намерением, это становится поклонением. При отсутствии намерения, это будет разрешенным делом. В некоторых случаях, это становится “фардом кифая” (коллективной обязанностью), когда появляется необходимость в этом. В этом случае, правитель обязан возложить это на того, кто способен на это. Это важные дела, и бывают случаи, когда возникает необходимость в них. Они различаются, в зависимости от намерения и потребности».
(См. «Китаб аль-‘Ильм уа ахлякъ ахли-хи», стр. 15, Ибн Баз)

Фетва шейха ‘Али Фаркуса

Вопрос: «Говорит Шейхуль-Ислам Ибн Теймия: “Упомянула группа наших ученых и другие, что занятие сельским хозяйством, строительством и ткачеством является коллективной обязанностью (“фард кифая”). Но правильное решение в том, что это обязательно при наличия необходимости. При отсутствии необходимости это не обязательно”. Входит ли медицина в данный перечень, зная, что в любом месте и в любое время есть необходимость, побуждающая изучать ее?».

Шейх ‘Али Фаркуса: «Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение тому, кого Он послал милостью для всех миров, также его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня. А затем: Знай, что под словами Шейхуль-Ислама Ибн Теймии (да помилует его Аллах) “группа наших ученых и другие”, подразумеваются: Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи, Ибн Къудама, аль-Гъазали и др. Ибн Къудама аль-Ханбали сократил книгу “Минхадж аль-Къасидин”, которая принадлежит Ибнуль-Джаузи аль-Ханбали. А ибн аль-Джаузи сократил её из книги “Ихья”, которая принадлежит Абу Хамиду аль-Гъазали. Пришло в книге “Мухтасар минхадж аль-Къасыдин” Ибн Къудамы: “Что касается коллективной обязанности, то это относится ко всем наукам, без которых не обойтись в жизни. Как, например, медицина. Эта наука необходима для того, что бы люди прибывали в здравии. Если в какой-то местности нет того, кто занимался бы этой областью, то всё население этой местности понесет грех. А если кто-то возьмётся за них, то обязанность спадёт с других. И пусть не вызовут удивления наши слова: “Медицина и арифметика относятся к коллективной обязанности”. Основа таких отраслей, как сельское хозяйство, ткачество и даже хиджама относится к коллективной обязанности. Если в какой-то местности не будет того, кто делает хиджаму, то смертность повысится среди них. Воистину, Тот, кто ниспослал болезнь, Он же и ниспослал лечение и указал пути его использования”

Медицина – с помощью которой познается состояние тела человека, и что происходит с ним в здоровом состоянии или при болезни наука теоретическая и практическая, и входит в естественные науки, как арифметика. Если занятость в таких отраслях как сельское хозяйское и т.п., является необходимым для людей, и является коллективной обязанностью, тогда медицина и арифметика тем более, как об этом сказал Абу Хамид аль-Гъазали. Но обязанность изучения медицины становится коллективной при наличии потребности. Степень потребности различается в зависимости от времени, ситуации и обстоятельств.

Если какая-либо местность имеет достаточное количество врачей, которые могут покрыть потребности людей в лечении и устранении болезней, тогда коллективная обязанность может ограничиться дальнейшим усовершенствованием медицинских знаний, что приведет к усилению мусульман и к самостоятельному обхождению, не прибегая к помощи неверующих врачей. Во всех других случаях, побуждение к изучению медицины остается настоятельным – чтобы люди обучались медицине, обучали других и практиковали, чтобы принести пользу рабам Аллаха. По этой причине ученые Ислама проявляли настойчивость в изучении медицины и в обучении, а также в написании книг, о чем известно из их книг. А полное знание у Аллаха и последний наш зов – хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку, его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня».


(См. «Ответы на медицинские вопросы», вопрос №7)

Хвала Аллаху, Господу миров!
Tags: ФАТВЫ
Subscribe

  • Кратчайший Путь

    Общеизвестно, что религия – это кратчайший Путь, из всех возможных путей, ведущий к наивысшему благу. Но чтобы понять это со всей…

  • (no subject)

    Умер сирийский мухаддис шейх Нуруддин Итр. Видел его книги (или книгу) в магазинах Саудии. Никогда не приходилось к ним обращаться, поэтому в плане…

  • О прерывании отношений

    قال الحافظ ابن حجر: وقد أجمعوا على جواز الهجر فوق ثلاث لمن خاف من مكالمته ضرراً في دينه أو دنياه، ورب هجر جميل خير من مخالطة مؤذية Ибн Хаджар…

Comments for this post were disabled by the author