Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Ответ на вопрос о смене мазхаба

Выдающийся ученый Ибн Кайим аль-Джаузия, да помилует его Аллах, сказал:

يقول العلامة ابن قيم الجوزية رحمه الله:
" سمعت شيخنا ـ يعني : شيخ الإسلام ابن تيمية ـ رحمه الله يقول : جاءني بعض الفقهاء من الحنفية فقال : أستشيرك في أمر ! قلت : ما هو ؟ قال : أريد أن أنتقل عن مذهبي . قلت له : ولم ؟ قال : لأني أرى الأحاديث الصحيحة كثيرا تخالفه ، واستشرت في هذا بعض أئمة أصحاب الشافعي فقال لي : لو رجعت عن مذهبك لم يرتفع ذلك من المذهب ، وقد تقررت المذاهب ، ورجوعك غير مفيد ، وأشار عليَّ بعض مشايخ التصوف بالافتقار إلى الله والتضرع إليه ، وسؤال الهداية لما يحبه ويرضاه . فماذا تشير به أنت عليَّ ؟
قال : فقلت له : اجعل المذهب ثلاثة أقسام :
قسم الحق فيه ظاهر بَيِّن ، موافق للكتاب والسنة ؛ فاقض به وأنت به طيب النفس ، منشرح الصدر .
وقسم مرجوح ، ومخالفه معه الدليل ؛ فلا تفت به ولا تحكم به ، وادفعه عنك .
وقسم من مسائل الاجتهاد ، التي الأدلة فيها متجاذبة ؛ فإن شئت أن تفتي به وإن شئت أن تدفعه عنك ، فقال : جزاك الله خيرا . أو كما قال " انتهى من " إعلام الموقعين " (4/ 236 - 237) .

«Я слышал, как наш шейх (то есть ш. Ибн Теймия), да помилует его Аллах, говорил: „(Однажды) ко мне пришел один из ученых-ханафитов и сказал: „Я хочу посоветоваться с тобой по одному вопросу!“, я спросил его: „Что это за вопрос?“ Он ответил: „Я хочу перейти из своего мазхаба“, я просил его: „Почему?“ Он ответил: „Потому что я вижу, что много достоверных хадисов противоречат ему. Я посоветовался по этому поводу с одним из шафиитов и он сказал мне, что если я оставлю свой мазхаб, то это не удалит эти мнения(,противоречащие хадисам,) из мазхаба. Ведь мазхабы уже были установлены, а посему мое оставление мазхаба будет бесполезным. А некоторые шейхи-суфии посоветовали мне осознать свою нужду в Аллахе и преклониться пред Ним, а также просить Аллаха о ведении меня к тому, что Ему любо, и тому, чем Он доволен. На что же укажешь мне ты?“ Тогда (Ибн Теймия) сказал: „Я сказал ему следующее: „Раздели свой мазхаб на три части. Часть истины, которая ясна и очевидна, и которая соответствует Корану и Сунне. Действуй в соответствии с ней, и твоя душа останется чистой, а в груди (будет) легкость. Часть мнений, не являющихся более верными (предпочитаемыми), так как они противоречат доказательствам. Не оборачивайся к этому и не суди в соответствии с ними, отдались от этого. И часть решении в соответствии с иджтихадом, доказательства которого спорны. Если ты желаешь, то можешь судить в соответствии с этим, а если желаешь – отдалить это от себя“. Он сказал: „Да воздаст тебе Аллах благом“, или подобные слова““».

Ибн Кайим. И‘ляму-ль-муваккы‘ин. 4/ 236-237.

ابن تيمية رحمه الله : " ليعلم أنه ليس أحد من الأئمة المقبولين عند الأمة قبولا عاما ، يتعمد مخالفة رسول الله صلى الله عليه وسلم في شيء من سنته ، دقيق ولا جليل ؛ فإنهم متفقون اتفاقا يقينيا على وجوب اتباع الرسول صلى الله عليه وسلم ، وعلى أن كل أحد من الناس يؤخذ من قوله ويترك إلا رسول الله صلى الله عليه وسلم .
ولكن إذا وجد لواحد منهم قول قد جاء حديث صحيح بخلافه , فلا بد له من عذر في تركه . وجميع الأعذار ثلاثة أصناف : أحدها : عدم اعتقاده أن النبي صلى الله عليه وسلم قاله . والثاني : عدم اعتقاده إرادة تلك المسألة بذلك القول . والثالث : اعتقاده أن ذلك الحكم منسوخ . وهذه الأصناف الثلاثة تتفرع إلى أسباب متعددة " .
انتهى من " رفع الملام عن الأئمة الأعلام " (ص/8 - 9) .

Сказал шейх Ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Пусть (каждый человек) знает, что никто из имамов, которых мусульманская община в целом принимает, не имел желания намеренно противоречить Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в какой-либо части его Сунны, как в тонких, так и в общих вопросах. Воистину, все они единодушны и твердо убеждены в обязательности следовать Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Слова любого могут принимать и могут оставлять, кроме слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Их не отвергают и не оставляют).
Но если один из них сказал что-то, что противоречит достоверному хадису, то обязательно есть причина того, что он оставил этот хадис. Все причины (можно) разделить на три группы: первая заключается в том, что (ученый) не был уверен, что это слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует; вторая – отсутствие уверенности в том, что именно об этом вопросе те слова (Пророка); третья – вера в то, что это положение уже было отменено. Эти три группы разделяются на различные причины».

Ибн Теймия. "Раф‘у-ль-малям ‘ан аиммати-ль-а‘лям." cтр. 8-9.
Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author