Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

СТРАСТЬ



Аль-Фирузабади сказал: «Питать страсть к  чему-то  — значит любить это и испытывать тягу к нему.

[Лисан аль-‘араб].

Слово «страсть» (шахва — شهوة) имеет несколько значений. Ниже перечислены основные из них.
Это врождённое, инстинктивное чувство, которое Аллах заложил в человека для достижения возвышенных и благородных целей. И  это взаимное притяжение (половое влечение), которое ощущают мужчина и женщина. Страстью также называют сильное влечение к чему-либо.
Ибн аль-Каййим сказал: «Взор  — основа всего, что происходит с человеком, потому что взгляд порождает случайную мысль, а  случайная мысль порождает утвердившуюся мысль. А  утвердившаяся мысль порождает страсть, а  страсть порождает желание претворить её в жизнь. Это желание усиливается до тех пор, пока не переходит в стадию решимости, и действие непременно совершается, если только не возникнет никаких препятствий. Поэтому и  говорят, что терпеть, потупляя взор, легче, чем терпеть боль из-за последствий [отказа от потупления взора]».

И поэтому поэт сказал:

Все события начинаются с взгляда, и чаще всего
От маленькой искры разгорается пламя.
И сколько взглядов встало в сердце его обладателя,
Как стрела, поставленная между луком и тетивой.
Пока человек не утратит зрение, будет он
Смотреть на красавиц, себя подвергая опасности…
Радует глаз его то, что вредит душе его!
Отринь же веселье, которое вред причиняет…


К бедам, которые приносит взор, относятся и печаль и тяжкие вздохи, которые он приносит, так что раб Аллаха чувствует себя не в силах обрести [то, на что смотрит], и не в силах вытерпеть его отсутствие. Это одна из величайших форм страдания: видеть то, от чего ты не в силах отказаться и отсутствия даже части чего ты не в силах вытерпеть, и при этом не иметь возможности обрести это.
Поэт сказал:

Когда посланцем взор ты сделал свой,
Тебя увиденное быстро утомило…
Ты понял: всё не сможешь взять с собой,
Но и от части отказаться ты не в силах…


Человек смотрит и смотрит, пока не сваливается в предсмертных муках:

О смотрящий, ты взор свой не мог удержать,
Пока не упал, из-за взглядов сражённый…


Остаётся только удивляться. Эти взгляды ранят сердце раз за разом, но боль, причиняемая этими ранами, не способна удержать человека от того, чтобы обращать свой взор на предмет искушения снова и снова…

Ты смотрел, и смотрел, и смотрел без конца,
Вслед красавице, вслед прекрасному…
Думал ты: вот лекарство для ран моих —
Нет, не лекарство, а раны — всё больше и больше!
Глаза свои ты измучил слезами и взглядами,

И сердце твоё — словно агнец,
многократно зарезанный…

Недаром говорят, что удержать взор легче, чем потом постоянно сожалеть и печалиться»
[Джаваб аль-Кафи].

Ибн аль-Джаузи сказал: «Остерегайся, брат мой, да поможет тебе Аллах, зла, который способен причинить взор. Скольких усердно поклоняющихся погубил он! И  решительность скольких равнодушных к мирским благам он поколебал! Остерегайся взгляда на запретное, ибо он — причина многих бед. В  самом начале излечиться нетрудно, однако, если человек смотрит снова и снова, зло укрепляется и утверждается и потом вылечить его очень трудно»
[Замм аль-хава].
Tags: Духовное воспитание, ПОРИЦАЕМЫЕ ПОСТУПКИ
Subscribe

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

  • Не отвергайте Истину

    لا ترُدّوا الحق لقد أرسل الله الرسل للناس ، و أمرهم بالدعوة إلى عبادة الله و توحيده و لكن أكثر الأمم كذبوا الرسل ، و ردوا الحق الذي دُعوا إليه و…

Comments for this post were disabled by the author