Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Аввамы против Имамов

Некоторые люди, в силу отсутствия знаний в фикхе, а следовательно, и понимания, путают понятие "разрешение" и "рекомендацию" с "обязанностью" , пытаясь выдать отсутствие мазхаба за основу. Следуя "хадису" они посчитали себя из числа ахлюль хадис, в то время, как само определение этого понятия, данное учеными не имеет ничего общего с тем, как понимают его простолюдины.

Далее, не следуя мазхабу, есть опасность попадания в тальфикъ, противоречащий иджме, в то время как даже в непротиворечащем иджме тальфике у ученых есть сильные разногласия.

Как же сможет простолюдин, не знающий основ фикха, отличить одно от другого - пусть каждый сам себе ответит на этот вопрос.

О правильном понимании слов Имамов: "Если хадис является достоверным достоверным - то это мой мазхаб

Эти слова относятся к муджтахиду, тому кто способен отличить достоверное от недостоверного, общее от частного, отмененное от действующего и т.д.! Так понимали это ханафитские, шафиитские, маликитские и ханбалитские ученые.

Ибн Абидин сказал: "Ни для кого не секрет, что это относится к тому, кто является компетентным для исследований шариатских текстов, различает действующие тексты от отмененных" (См.: Хашия ибн Абидин, 1/68)

Абдуль-Гаффар аль-Хумси аль-Ханафи сказал в комментариях к этим словам Ибн Абидина:
"Это хорошее ограничение. Потому как мы видим сегодня много тех, кто причисляет себя к знанию, обольстившихся собой и считающих, что они выше звезд, хотя на самом деле они на нижайших доньях. Бывает, что такой человек прочитает книгу, одну из шести сборников хадисов например, и видит хадис, который противоречит мазхабу Абу Ханифы, и говорит: "Отбросьте мазхаб Абу Ханифы и берите хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)". В то время как этот хадис может быть отмененным, или противоречащим тому, что сильнее цепочкой передатчиков и тому подобные причины оставления применения хадиса, а он не знает ничего об этом. Если разрешить таким людям свободно применять хадисы, то они заблудятся во многих вопросах и введут в заблуждение тех, кто их спросит". (См. Даф'уль аухам, 53)

Говорит хафиз Ан-Науауи:
"То, что сказал Аш-Шафии не значит, что любой обнаруживший достоверный хадис может сказать "Это мазхаб Шафии" и действовать согласно прямому смыслу хадиса! Это относится только к тем, кто достиг степени иджтихада в мазхабе. Условием является, чтобы он понял, что имам Аш-Шафии не знал этого хадиса или его достоверности, а такое возможно только после прочтения всех книг имама, а также его учеников, от которых перенимается и т.п. И это очень сложное условие, мало тех, кто под него подходит. Это условие было установлено потому, что Аш-Шафии (да помилует его Аллах) часто оставлял применение хадиса согласно внешнему смыслу, он передавал эти хадисы и знал их, однако у него был довод на слабость в них, или их отмену, или конкретизацию, или трактование и тому подобное". (См. Шарх мукъаддима аль-мазхаб, 1/63)

Сказал Имам Ибн Силях: "Не следует легко применять эти слова имама Аш-Шафии согласно прямому смыслу. Не каждый факых может самостоятельно применить то, что считает доводом из хадисов" (См. Шарх мукъаддима аль-мазхаб, 1/64)

Не может простой человек увидев хадис и поняв его только на основании знания арабского языка, делать выводы о верности или ошибочности слов того или иного имама! Потому что сам текст хадиса - это всего лишь малая часть из того, с чем работают ученые. Следует определить достоверность хадиса, действительный ли он или отмененный, какие еще есть хадисы по этой теме и т.д. и только тогда делать выводы на основании научных правил!

Именно поэтому Суфьян ас-Саури говорил: "Трактование хадиса лучше, чем его слышание" (См.: Джамиу баяниль-ильм)

Так же имам Аз-Захаби передал слова Имама Нейсабури, который сказал: "Мы считаем, что понимание важнее запоминания".

Сказал Имам аль-Багъдади в книге "Факъих уа мутафаккъих":
"Одному из мудрых людей сказали: "Такой-то человек собрал много книг". На что он сказал: "Соответствует ли его понимание количеству книг?" Они ответили: "Нет". Он сказал: "В таком случае он не сделал ничего. Что может сделать животное со знанием?".

взято из

Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author