Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Можно являться последователем любого мазхаба в фикхе, будучи саляфитом

Среди аввамов1 русскоязычного сегмента принятно считать, что саляфитом по умолчанию является каждый, кто отказался от следования определенному мазхабу, погрузившись безмазхабность, которую они называют следованием Сунне. Странное определение с учетом того, что саляфия - это термин определяющий вероубеждение и к фикху традиционных правовых школ прямого отношения не имеет. (Можно являться последователем любого мазхаба в фикхе и при этом быть саляфитом.) Все это еще более удивительно в сочетании с тем, что большинство причисляющих себя к саляфии мусульман, сами того не подозревая, плотно сидят на ашаритской акыде.
Остается загадкой что стало причиной такой непоследовательности и отсутствия понимания, когда даже величайшие ранние и поздние ученые придерживались традиционных правовых школ фикха (мазхабов). А что касается слов ученых о запрете делать таклид - то оно касается ученых, способных на иджтихад, а не простолюдинов. Теперь слова ученых:

Сказал Имам Ахмад:
"Если перед человеком будут книги со словами Пророка сахабов и табиинов, то ему нельзя следовать тому, что он пожелает, и тому, что он сам выберет. Он обязательно должен спросить про этот хадис у людей знания – о том, можно этому хадису следовать или нет, и лишь после этого его следование будет правильным."
"Илям уль Мувакиин" 1/44

Сказал Ибн Кудама аль-Макдиси :
«Что касается таклида в вопросах фикха, то это является дозволенным по единогласному мнению ученых. Доводом этому является иджма, поскольку муджтахид в фикхе, прав или ошибся получает вознаграждение и не ему записывается грех (за ошибку) в отличие от того, что было упомянуто. И поэтому дозволено делать таклид (в фикхе), более того, это является обязательным для простолюдина. Некоторые кадариты утверждали, что на простолюдине также лежит обязанность искать довод в фикхе, однако это является ложным по единогласному мнению сподвижников».
«Равзат ан-назир ва джаннат аль-Муназир», 2/451

Хафиз ибн Раджаб в одной из своих статей под названием "ар-Радд  ‘аля ман иттаба’a гайра аль-Мазахиб аль-Арба’a" (2/624) , которая была опубликована в сборнике его статей, говорит :
Мудрость Аллаха состоит в том, что религия и ее положения должны быть защищены путем назначения имамов среди людей, в отношении знания и понимания которых умма имеет единогласие, а также в том, что они достигли самого высокого уровня из Ахлю ар-рай и аль-хадис в знании шариатских постановлений и издании фатв. Таким образом, люди стали обращаться к этим имамам за фатвами и ссылаться на них в понимании постановлений. Так, Аллах направил имамов, чтобы они установили основы вероучения для мазхабов, разъяснив эти основы и принципы, поскольку мазхаб каждого имама имеет свои определенные правила, которыми они руководствуются и в свете которых определяются и разъясняются вопросы дозволенного и запретного.
Это Милость Аллаха по отношению к Своим рабам и один из путей, посредством которого защищена религия.
И не будь так, то люди наблюдали бы множество странных вещей, в результате которых каждый, обольстившийся собою глупец, вводил бы людей в заблуждение. Эти глупцы утверждали бы, что являются большими имамами и единственными руководителями этой общины, за которыми нужно следовать и на которых нужно опираться, исключая всех остальных.
Но, хвала Аллаху дверь, ведущая к гибели и величайшему бедствию закрыта и опасность этого зла отступила. И это признак великой Милости и благосклонности Аллаха к Своим рабам.
Тем не менее, есть те, кто утверждают, что достигли степени иджтихада и рассуждают о науке, вступая в противоречия с традицией четырех имамов. Утверждения некоторых из них могут быть приняты, поскольку они подкреплены доказательствами, а часть их может быть отвергнута. Что касается тех, кто не достиг степени иджтихада, то у них нет иного выбора, кроме как следовать четырем имамам и присоединиться к тому, на чем объединилась община."
Конец цитаты.


Сказал хафиз Аз-Захаби:
«Кто будет следовать за облегчениями мазхабов и ошибками муджтахидов, то истончится его религия!»
«Ас-Сияр», 8-90


Большой Имам ахли-Сунна, Кади Исмаил ибн Исхак (ум. 282 г.х.) сказал: «Я зашел к халифу Мутадиду, а он протянул мне книгу, и я посмотрел в нее, и в ней были собраны разные послабляющие мнения из числа ошибок ученых, и я сказал: «Автор этой книги - зиндык». Халиф спросил меня: «Разве эти хадисы (приводившиеся в книге как аргументы) не достоверны?» Я сказал: «Да, но кто дозволил опьяняющее, не дозволил временный брак, а кто дозволил временный брак, не дозволил музыку, и нет ученого, кроме как у него есть ошибка. И кто соберет все ошибки ученых - пропадет его религия! И повелел Мутадид сжечь эту книгу».
«Ас-Сияр», 13-465

Сказал Шейхуль Ислам Ибн Таймийя:
"...Также и в вопросах ответвлений (положения фикха), из строгих мутакаллимов и факихов – те, кто обязывает размышленим и иджтихадом  каждого, даже массу людей, однако это слабое мнение; так как если бы знание этих вопросов было бы обязательно для единиц, оно было бы обязательно по возможности, а возможность знать эти вопросы с подробными далилями невозможно или затруднительно для большинства масс.
Противоположно этим – последователи мазхабов, те, кто обязывает такълид в них (разветвлениях) всех, кто после имамов: учёных и массы.
Из этих - кто обязывает таклид после эпохи Абу Ханифы и Малика вообще.
Обязан ли каждый следовать за конкретным имамом в наставлениях и облегчениях? Есть два пути. Эти пути упомянули последователи Ахмада и Шафиъий.
Однако обязательно ли это для масс? Большинство уммы на том, что иджтихад разрешён в общем; и таклид разрешен в общем. Не обязуют ижтихадом никого и не запрещают таклид. И не обязуют таклидом каждого и запрещают иджтихад.
И что иджтихад разрешён тому, кто в состоянии делать иджтихад, а таклид разрешён тому, кто не в состоянии делать иджтихад.
А тот, кто в состоянии делать иджтихад, может ли делать таклид? В этом есть разногласие. А правильным является то, что разрешается таклид там, где не может делать иджтихад: либо при равенстве доказательств либо из-за нехватки времени для иджтихада, либо при непроявлении довода ему; ибо там, где он не может – спадает с него обязанность в том, что не может и переходит к замене и это – таклид, как, например, если бы не мог найти воду для омовения.
Также простой человек может делать иджтихад в некоторых вопросах где ему доступно, ибо иджтихад понятие делимое, и главную роль здесь играет возможность и невозможность: ибо человек в чем-то может, а в чём-то не может, но умение делать иджтихад не бывает без приобретения наук, которые дают знать искомое. По одному же вопросу из какой-то науки навряд ли можно делать иджтихад.
А Аллах субхьанахъу ва таъала знает лучше ».
«Маджму фатава» 20/202- 204

С​казал шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб Ат Тамими о своем мазхабе:
"Мы, хвала Аллаху, последователи и ненововеденцы, на мазхабе Ахмада Ибн Ханбаля"Муаллифат 7/40



Сказал шейх Бин Бааз:
"Люди отличаются в понимании и в способности на истинбат (находить установление с доказательствами).Среди них есть такие, в отношении которых разрешается таклид (слепое следование), даже быть может, является обязательным (фардом), и есть среди них такие, которые могут брать только с доказательством."
"Фатва постоянного комитета" 5/28.


Сказал ‘Абдуль-Къадир Аль-Арнаут:
“Мазхабом простого неграмотного мусульманина является мазхаб его имама, и то, что он следует за этим имамом, является естественным, ибо ничего другого ему не остается делать. Что же касается того, кто находится в начале пути требования знания и не может отличать сильные мнения от слабых, то он поступает в соответствии с тем, что слышит от своего шейха. Если же это укрепившийся требующий знания, который изучил фикъх и узнал доказательства всех имамов, то в этом случае он может отличить сильное мнение от слабого. И мое мнение состоит в том, что такому человеку не дозволено слепо следовать мазхабу (такълид)”.

“аль-Му’джамуль-джами’ фи тараджимиль-‘уляма уа талябатиль-‘ильм аль-му’асырин”.

Однако необходимо, чтобы мусульманин, не обладающий знанием, спрашивал и следовал за тем ученым, кто является наиболее знающим и благочестивым. И не дозволено ему, оправдываясь своим незнанием, следовать за тем, чьи мнения соответствуют его страстям. Об этом говорили многие ученые, среди которых аль-Хатыб аль-Багъдади, имам аш-Шатыби и др.

“аль-И’тисам” 2/861.


Сказал Шейх Салих ибн Фаузан аль Фаузан:
Не дозволено ему слепое следование за тем, (чье слово не является доводом). Однако в наше время немного тех, (кто способен на «иджтихад»), если они вообще есть (в наше время)! Ведь чем больше проходит времени, тем больше исчезает знание!
И так же было передано, что в конце времен будет мало ученых-факихов понимающих религию, а чтецов Корана (или призывающих) будет множество! Множество чтецов, которым будет недоставать понимания религии! Неправильно игнорировать книги по «фикху», ведь «фикх» является богатством нашей общины! Это великое богатство! Однако это не значит, что мы берем всё, что есть в (этих книгах). Нет, мы отделяем правильное от неправильного!
Мы сказали, что есть четыре типа людей:
1) Абсолютный «муджтахид».
2) «Муджтахид» внутри «мазхаба», который устанавливает, какое из мнений (в мазхабе) верное. 3) «Мукаллид» (тот, кто следует за ученым)
4) Простолюдин.

И мусульманское право - «фикх», как было сказано, является великим благом в руках ученых!

Вся фатва по ссылке:
http://vk.com/vkdaawah?z=video-76043908_170582092%2Ffd912bee0bc83f9350

Он также говорил: “Невежда (джахиль) или же новичок в требовании знания, не могут проявлять иджтихад, и это не дозволено для них! И такой человек является грешным за свой иджтихад, не зависимо от того, ошибся он или же сказал истину, поскольку он влез в то, что не является его полномочием!”

“Инна хаза аль-‘ильм дин” 32.


______________________________________________

1 ’Авâм (простонародье, население):
Люди, не способные к иджтихâду, вынуждены поступать согласно мнению муджтахидов, поскольку имеющий обязанности человек (мукаллаф) должен изучать нормы шариата и соблюдать их. Однако, каждый имеющий обязанности человек не может изучать нормы шариата, извлекая их из доводов. С другой стороны, иджтихâд в вопросах фикха не схож сиджтихâдом в вопросах и’тикâда. Вопросы и’тикâда имеют огра­ничения, а доводы их рациональны и ограничены. Поэтому в вопросах и’тикâда каждый здравомыслящий человек с легкостью может осуществлять иджтихâд. Между тем, как в вопросах, связанных с фикхом, дело выглядит иначе. Их количество и доводы безграничны, поэтому иджтихâд в вопросах фикха не может быть доступен каждому. Здесь следует пояснить, что было бы неверным ожидать иджтихâд по вопросам фикха от всех мусульман. В таком случае, некому было бы заниматься необходимыми насущными делами, такими как сельское хозяйство, производство и т.д. Так, с учетом подобных нюансов, несмотря на неодобрение так­лида как такового в вопросах фикха, он был признан необходимым для людей, неспособных к иджтихâду. Собственно доводом в этом вопросе выступают аяты: “...и не возложил на вас никакой тягости в вере...” Аль-Хадж" 78.
и “...спросите у последователей Напоминания, если вы не знаете” "Ан-Нахль"43.

Tags: НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, ФИКЪХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author