Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Разрешено ли спрашивать фатву (по одному и тому же вопросу) более, чем у одного ученого?


جاء في "لقاءات الباب المفتوح" للشيخ ابن عثيمين (لقاء رقم/46، سؤال رقم/2) :
" السؤال : هل يجوز استفتاء أكثر من عالم ؟ وفي حالة اختلاف الفتيا ، هل يأخذ المستفتي بالأيسر أم بالأحوط ؟ وجزاكم الله خيراً .
الجواب :
لا يجوز للإنسان إذا استفتى عالماً واثقاً بقوله أن يستفتي غيره ؛ لأن هذا يؤدي إلى التلاعب بدين الله وتتبع الرخص ؛ بحيث يسأل فلاناً ، فإن لم يناسبه سأل الثاني ، وإن لم يناسبه سأل الثالث وهكذا . وقد قال العلماء في تتبع الرخص : فِسق .
لكن أحياناً يكون الإنسان ليس عنده من العلماء إلا فلان مثلاً ، فيسأله من باب الضرورة ، وفي نيته أنه إذا التقى بعالم أوثق منه في علمه ودينه سأله ، فهذا لا بأس به أن يسأل الأول للضرورة ، ثم إذا وجد من هو أفضل سأله .
وإذا اختلف العلماء عليه في الفتيا ، أو فيما يسمع من مواعظهم ونصائحهم – مثلاً - ، فإنه يتبع مَن يراه إلى الحق أقرب في علمه ودينه .
فإن تساوى عنده الرجلان في العلم والدين :
فقال بعض العلماء : يتبع الأحوط وهو الأشد .
وقيل : يتبع الأيسر .
وهذا هو الصحيح ؛ أنه إذا تعادلت الفتيا عندك فإنك تتبع الأيسر ؛ لأن دين الله عز وجل مبني على اليسر والسهولة ، لا على الشدة ، وقد قالت عائشة رضي الله عنها في وصف النبي صلى الله عليه وسلم : ( إنه ما خير بين أمرين إلا اختار أيسرهما ما لم يكن إثماً ) " انتهى .


Вопрос: Разрешено ли спрашивать фатву (по одному и тому же вопросу)  более чем у одного ученого? И если фатвы различаются, то следует ли выбрать ту, которая легче или ту, в которой более сильное предостережение ? Да воздаст Вам Аллах благом.

Ответ:

Недопустимо для человека, если он спросил ученого, чьему мнению для вынесения фатвы он доверяет, спрашивать об этом еще кого-то, потому что это приводит к игре с религией Аллаха и поиску послаблений. Поскольку человек может спросить одного ученого, затем, если ответ не устроит его, он спросит еще одного,  если и этот ответ не устроит его, он спросит третьего ученого, и так далее. Ученые сказали: поиск послаблений (рухас) - это нечестие (фиск).

Однако иногда человек может иметь доступ только к одному ученому, поэтому он спрашивает его по необходимости (безвыходности), при этом его намерение заключается в том, чтобы найти ученого, который является более надежным с точки зрения знаний и религиозной приверженности, чем первый и тогда он спрашивает у него. В этом случае нет ничего плохого в том, чтобы обратиться с вопросом к первому по необходимости, а затем, если он находит того, у кого больше знаний, то он может задать вопрос ему.

Если ученые дали ему различные фатвы, или, например, есть разница в их увещеваниях и советах, то он может искать того, кого считает ближе к истине с точки зрения знаний и религиозной приверженности.

Если по его мнению оба человека равны с позиции знаний и религиозной приверженности, то в этом случае некоторые из ученых сказали, что он должен следовать тому, что является более разумным - значит тому, что является более строгим.

Однако также было отмечено, что он должен следовать тому, что легче, и это правильное мнение, потому что, если фетвы равны с точки зрения доказательств, то вы должны следовать тому, легче, поскольку религия Аллаха Всемогущего и Великого основана на простоте и легкости, а не на трудности. ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Если посланнику Аллаха было необходимо выбрать одно из двух дел, он всегда выбирал наиболее легкое из них, если дело это не содержало в себе греха. Если же в этом деле присутствовал грех, то он держался от него дальше, чем другие люди» (приводится у аль-Бухари под № 6786 и Муслима под № 2327). Конец цитаты.

"Ликъаат аль Бабуль Мафтух" Шейх ибн Усаймин: встреча № 46, вопрос №2

Tags: ЗНАНИЕ, ПЕРЕВОДЫ, ФАТВЫ
Subscribe

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

  • Не отвергайте Истину

    لا ترُدّوا الحق لقد أرسل الله الرسل للناس ، و أمرهم بالدعوة إلى عبادة الله و توحيده و لكن أكثر الأمم كذبوا الرسل ، و ردوا الحق الذي دُعوا إليه و…

Comments for this post were disabled by the author