Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Две силы нафса и притча о горной реке


Человеку сложно изменить те врожденные качества, которые присущи его душе. В своей книге "Степени идущих" Ибн аль Кайим приводит притчу о горной реке, которая течет со склона в селение, где проживут  люди, которые понимают какие последствия их ждут, если не противостоять ей, и в этом они поделились на три группы:

Первая группа ставит дамбу однако вода скапливается, затем прорывает дамбу и обрушивается на селение.

Вторая группа говорит, что нужно заглушить источник, однако это тоже невозможно и река в любом случае пробивается из других мест.

Третья группа говорит, что потеряет много времени и сил, если будет заниматься такими вещами, поэтому они решают сменить ее русло так, чтобы она потекла в то место, где она будет нужна и принесет пользу.

Естество человека имеет две силы - это сила гнева и сила желания. Они несут в себе качества нафса и заложены в природе каждого человека. Сила желания приводит к привлечению того, что полезно. Сила гнева отражает от себя то, что для него вредно.

Если душа применит желание в поиске чего-либо то это приводит к стремлению, а если же применит гнев, то отсюда рождается такое качество как ревностность. Если же человек не может отразить от себя то, что приносит ему вред, то это порождает в нем ненависть. Если он не может достичь того, чего хочет и то, что имеется у других, из этого рождается зависть. Если получает то, что хочет, то сила желания (шахуа) рождает в нем качество жадности и скупости. Если не может получить желаемое, кроме как посредством гнева, то это рождает агрессию, беззаконие и несправедливость. Отсюда же выходят высокомерие, надменность, хвастовство.

Нафс устроен таким образом, что все перечисленное выходит из этих двух качеств - шахуа (страсть) и гаддаб (غضب) гнев. Река в притче - это и есть эти две силы. Эта река течет в руслах человеческой природы пока не достигает домов (то есть сердца). Сердце - это то поселение о котором сказано в притче - поселение, в котором сосредоточена вся основная инфраструктура и река приводит его в негодность. Невежественные души пускают эту реку в сердце и она разрушает здание имана. Из орошения этой рекой, в сердцах произрастает разная мерзость, которая будет пищей обитателей ада в судный день.

Что касается праведных душ, то они понимают к чему приведет нерадивое отношение. В этом они делятся на три группы:

Первая группа совершает практики по заглушению и подавлению этих родников своей природы.
Вторая группа совершает деяния, не обращая внимания на призывы этих качеств и тем самым ставит заслон на пути реки так, чтобы она не могла разрушить поселения и фундаменты. Ибн Теймия сказал в отношении этого: "Нафс, как колодец в котором есть грязь и чем больше будешь выкапывать, тем сильнее поднимешь муть, а дна не достигнешь - уберешь одно, а вместо него возникнет что-то иное."
Третья группа считает, что все эти качества не созданы Аллахом без какого либо замысла. Эти силы подобны воде, которая орошает как розы, так и сорняки, а качества нафса подобны раковинам в которых хранится жемчужина. И то, чего опасаешься, можно использовать таким образом, что оно превратится в преимущество. Например, гордость порождает высокомерие, кичливость и беззаконие, а при правильном использовании приведет к благому стремлению, поклонению и победе над шайтаном. Эта группа направляет качество так, чтобы оно было полезно для религии. Посланник Аллаха салаЛлаху алейхи уа саллям увидел Абу Дуджану, когда он шел надменно между рядами врагов и сказал, что Аллах ненавидит такую походку, кроме этой ситуации. В другом хадисе сказано, что Аллах ненавидит гордость, однако любит, когда она проявляется в отношении врага и при раздаче садакъи ( когда человеку кажется что он дал мало). Что касается зависти, то она благая при соревновании с верующими в благом. Что касается устремленности (хырс), то она может привести как алчности, так и к полезным вещам. То же самое относится и к страсти (шахуа), когда она направлена к женитьбе. Желание может быть направлено как на низкое и презренное, так и на возвышенное. Что касается скупости, то она является благой, когда направлена на трату времени (каждую секунду использовать для поклонений и благодеяния).

Посланники (да пребудет над ними мир и благословение Аллаха) пришли для того, чтобы направить эти качества из порицаемого в похвальное русло - из русла харам в русло халяль.

Материал составлен на основе лекции абу Яхъи Крымского по книге ибн Аль Кайима "Степени идущих"

подготовлено: alifammara.livejournal.com

Tags: Духовное воспитание
Subscribe

  • Правовое положение (хукм) сетевого маркетинга

    В кризисные времена с особой силой зарождаются и распространяются сомнительные виды денежных и торговых операций. Среди видов деятельности,…

  • Масх

    Спросили шейха Ибн Усаймина: "Если человек снял носки после малого омовения, а затем снова надел их, не испортив до этого омовение, можно ли…

  • Фатва о винирах/люминирах

    Вопрос: каково правовое положение установки зубных накладок "люминиры" для красоты. Они представляют собой фарфоровые пластинки, которые…

Comments for this post were disabled by the author