Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Шейху-ль-ислам о злословии

QePtFhWgaRk



"Среди людей есть те, кто злословит, соглашаясь с сидящими рядом друзьями и приятелями — зная о том, что обсуждаемый человек непричастен к тому, что они говорят, или лишь отчасти (виновен) в том, что они говорят. Однако он полагает, что если он не одобрит их, то собрание прервётся, ибо его участникам это будет неприятно и они оттолкнут его от себя; он же считает, что соглашаясь с ними, имеет благую компанию, и потому, когда они сердятся, он сердится тоже и погружается с ними (в злословие).

Среди них есть те, кто выражает сплетни в различных формах. Кто-то — в форме религиозности и набожности, говоря: «Я обычно не упоминаю никого иначе, как благими (словами)! Я не люблю ни злословие, ни ложь, и всего лишь сообщил вам о его делах!» И говорит: «Клянусь Аллахом, он — бедолага; или он — отличный человек, однако в нём есть такие-то и такие-то (недостатки)». А, возможно, говорит: «Мы молим Аллаха, чтобы Он простил нас и его». Таким образом, он преследует цель преуменьшить (свои грехи) и делать их приемлемыми (при взгляде) со стороны.

Те, которые разносят сплетни в форме набожности и религиозности, пытаются обмануть Аллаха — подобно тому, как они обманывают творения. Мы видим у них множество оттенков и подобий этого.

И среди них есть те, кто возвышает себя, говоря: «Я бы воззвал вчера в намазе с мольбой за такого-то, если бы до меня дошли такие-то и такие-то (скверные новости) о нём!» — чтобы возвысить себя и унизить другого перед теми, кто ему доверяет. Или же говорит: «Такой-то слабоумен и малопонятлив» — преследуя цель восхвалить себя, доказать свою просвещённость и то, что он лучше другого.

И среди них есть те, кто злословит, завидуя. Т.е. он объединяет два скверных дела: зависть и сплетни. Когда (при нём) хвалят некую персону, он отрицает это, как может, принижая её (заслуги) — в форме религиозности и набожности, или в форме зависти, гордыни и упрёков, дабы лишить человека уважения.

И среди них есть те, кто разносит сплетни в форме потехи и шуток — чтобы высмеять кого-то, пародируя его и издеваясь над ним.

И среди них есть те, кто разносит сплетни в форме удивления, говоря: «Я удивился, (узнав) как такой-то не делает того-то и того-то? И как с таким-то могло случиться то-то? И как такой-то мог совершить то-то?» И распространяет его имя, высказывая это удивление.

И среди них есть те, кто выражает огорчение, говоря: «Насколько несчастен такой-то, меня огорчает то, что произошло с ним!» Он думает, что тот, кто услышит это, будет скорбеть и жалеть (этого человека), однако сердце (услышавшего на самом деле) будет наполнено злорадством и, если может, то непременно добавит к этому что-нибудь. Возможно, он упомянет об этом перед врагами (того человека), чтобы они позлорадствовали. Всё это — из числа великих болезней сердец и попыток обмануть Аллаха и Его творения.

И среди них есть тот, кто распространяет хулу, выражая гнев и недовольство порицаемым; в этой же главе разъяснены примеры украшения речи, когда (говорящий) имеет не ту цель, которую выражает внешне. И лишь от Аллаха помощь"
(«Маджму'у-ль-фатава», 28/236-238).

Читайте также: О словоблудии

И хвала Аллаху, Господу миров.
Оригинал взят у russ_muslim в Шейху-ль-ислам о злословии
Tags: Духовное воспитание, ПОРИЦАЕМЫЕ ПОСТУПКИ
Subscribe

  • Кратчайший Путь

    Общеизвестно, что религия – это кратчайший Путь, из всех возможных путей, ведущий к наивысшему благу. Но чтобы понять это со всей…

  • (no subject)

    Умер сирийский мухаддис шейх Нуруддин Итр. Видел его книги (или книгу) в магазинах Саудии. Никогда не приходилось к ним обращаться, поэтому в плане…

  • О прерывании отношений

    قال الحافظ ابن حجر: وقد أجمعوا على جواز الهجر فوق ثلاث لمن خاف من مكالمته ضرراً في دينه أو دنياه، ورب هجر جميل خير من مخالطة مؤذية Ибн Хаджар…

Comments for this post were disabled by the author