Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Дискуссия без пререканий

1821fcbac451857b11ec4ee01caa79b5


Шейх Бакр Абу Зейд составил очерк на основании фатавы Шейх уль-Исляма ибн Теймийи (42\172-184) на тему:

المناظرة بلا مماراة- ДИСКУССИЯ БЕЗ ПРЕРЕКАНИЙ. Пояснения также привел к этому Шейх Ибн 'Усеймин.

المناظرة بلا مماراة: إياك والمماراة، فإنها نقمة، أما المناظرة في الحق، فإنها نعمة، إذ المناظرة الحقة فيها إظهار الحق على الباطل، والراجح على المرجوح، فهي مبنية على المناصحة والحلم، ونشر العلم، أما المماراة في المحاورات والمناظرات، فإنها تحجج ورياء، ولغط وكبرياء، ومغالبة ومراء، واختيال وشحناء، ومجاراة للسفهاء، فاحذرها واحذر فاعلها، تسلم من المآثم وهتك المحارم، وأعرض تسلم وتكبت المآثم والمغرم

Шейх Бакр Абу Зейд пишет: "Пререкание - не что иное, как месть. Тогда, как дебаты за истину - это благословение; так как искренние дебаты всегда очевидны, если они ведутся в выявлении истины от лжи. Потому что в этом случае дебаты будут перевешивать все то сомнительное, за что ведутся споры. В основе благого пререкания происходит обмен советами, ты чувствуешь терпение между сторонами, плюс ко всему участники этих споров распространяют знание Аллаха.

А в целом, само по себе пререкание в спорах и дебатах - не что иное, как довод на ханжество. Такое пререкание признак громкоголосого высокомерия. В этом смысле под пререканием подразумевается лицемерие, а под дебатами - борьба. Из этого видно, что пререкание - признак умственной недостаточности, подражание дурачеству. Поэтому необходимо остерегаться пререканий. Ровно также остерегайся приблизить ситуацию к пререканиям. В этом случае ты спасешься от позора и сумеешь подавить заранее тяжкие грехи.
____________________________________

См. "Хильяту Толиб уль-'Ильм" стр. 161

Далее приводится пояснение от Шейха Ибн 'Усеймина رحمه الله

لا شك أن المناظرة شخذ للأفهام، فالمناظرة والمناقشة تسعد الفهم، وتعطي الإنسان قدرة على المحاولة، والمجادلة بالحق مأمور بها، كما قال الله تعالى : أدعُ إلىَ سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحُسْنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِى هِىَ أَحْسَنُ - النحل\ 125

Нет сомнения, что дебаты заостряют наше вникание в тему обсуждений и помогают сконцентироваться. Посредством дебатов раскрывается такая человеческая способность, как спор. А всякий спор посредством истины обязывает нас к тому, о чем сказал Всевышний Аллах:

"Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом." [Сура ан-Нахль, 125]

فإذا تمرن الإنسان على المناظرة والمجادلة حصل على خير كثير، وكم من إنسان جادل بالباطل فغلب صاحب الحق لعدم قدرته على المجادلة.
لكن المجادلة نوعان: مجادلة المماراة، يماري بذلك السفهاء ويجادل الفقهاء ويريد أن ينتصر قوله، فهذه مذمومة. والثاني لإثبات الحق وإن كان عليه، فهذه محمودة مأمور بها

И тот, кто практикует это в своих дебатах и споре всяком, овладеет множеством преимуществ. А сколько таких людей, кто доказывает друг другу что-то посредством лжи! И можно наблюдать как сторонник лжи одерживает верх носителя истины, а лишь из-за того, что сторонник истины не обладает способностью правильно спорить. А тут зрители готовы уже сказать: "Он побеждён!"

И поистине, у дебатов два вида: первый вид - где сами прения глупы и вбирают в себя зачинщиков сего умами не столь далекими. Они готовы спорить со знатоками исламского права (фикх) или учеными. Эти глупцы преследуют лишь одну цель - выиграть спор любой ценой. И такой вид дебатов предосудителен.

Второй вид дебатов предполагает лишь подтвердить истину, даже если она против него самого. (Когда человек беспрестрастен) - такой вид спора похвален и лишь в этом случае он вменён в обязанность человеку.

وعلامة المجادلة الحقة أن الإنسان إذا بان له الحق افتتح وأعلن الرجوع، أمَّا المجادل الذي يريد الانتصار لنفسه، فتجده لو بان له الحق، وكان ظاهر الحق مع خصمه، يورد أيرادات...يقول: طيبب لو قال قائل....... ثم إذا أجيب قال: لو قال قائل، ثم إذا أجيب قال: ولو قال قائل، ثم تكن سلسلة لا منتهى لها، ومثل هذا عليه خطر، خطر ألاَّ يقبل قلبه الحق، لا بالنسبة لمجادلته مع الآخر، ولكن حتى في خلوته، ربما يورد الشيطان عليه هذه الإيرادات... قال الله تعالى : وَنُقَلِّبُ أَفْئِدَتَهُم وَأَبْصَارَهُم كَمَا لَم يُؤمِنُوا بِهِ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَنَذَرُهُم فِي طُغْيَانِهِم يَعْمَهُةنَ - سورة الأنعام/ 110

و قال تعالى: فَإِن تَوَلَّوْا فَأعلم أنها يُريدُ اللهُ أن يُصِيبَهُم بِبَعْضِ ذُنُوبِهِم وَإنَّ كَثِيرًا مِّنَ النَّاسِ لَفَاسِقُون - سورة المائدة / 49

А отличительным признаком благого спора является то, что человек после открытия для него истин, принимает убежденность и уже сам готов заявлять об этом. Но для простого спорщика, который лишь хочет поиграть и выиграть любой ценой, даже если это в угоду самому себе - отличительной чертой его бывают внезапные "лозунги", такие как: "...хорошо, а что если тот-то сказал еще то-то...?" И если ему дают ответ на это, то он вновь скажет тебе в ответ: "...а что если тот-то говорит еще то-то...?", далее если ему вновь ответят, то последует очередное: "...а что если тот, еще сказал такое-то...?" - то знай, что такое будет бесконечно. Этот вид людей в явной опасности, потому что его сердце не способно узреть или принять истину. Такие люди не принимают её не только в отношении с кем-то, но и с собой будучи наедине. Ему шайтан предложил такую "оборону".

Аллах Всевышний сказал: " Мы отворачиваем их сердца и умы, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии. " [Сура Скот, 110], а также:
"Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами." [сура Аль-Маида, 49]

فعليك يا أخي أن تقول الحق، سواء مع مجادلة غيرك، أو محاورة، متى تبين قل: سمعنا وأطعنا؛ لهذا تجد الصحابة يقبلون ما حكم به النبي صلى الله عليه وسلم وما أخبر به دون أن يوردوا عليه الاعتراضات أو قول: أرأيت... أرأيت...

ولهذا جادل رجل عبد الله بن عمر فقال له: أرأيت؟! قال له: «اجعل أرأيت في اليمن» لأنه من أهل اليمن.

عندما سأل أهل العراق عن دم البعوضة. وهل يجوز قتل البعوضة؟! قال: سبحان الله !! أهل العراق يقتلون ابن بنت رسول الله صلى الله عليه وسلم ويأتون يسألون عن دم البعوضة!! هذه مجادلة ولا شك

И на тебе, брат мой, обязанность провозглашать истину, не важно оспариваешь ты что-то с другими или с самим собой. А когда тебе станет известна истина, ты должен сказать себе "слушаем и повинуемся" (см. сура аль-Бакара, 286 аят).

Именно поэтому саляф (праведные предшественники) принимали решения в каждом случае, где им был приказ от Аллаха и Его посланника صلى الله عليه وسلم , не пререкаясь при этом с ним "...а что если тот сказал это и то...?"

Однажды один человек, прибывший из Йемена обратился к 'АбдуЛлаху ибн 'Умару, и стал вступать в пререкание, сказав: "А разве...", тогда 'АбдуЛлах сказал ему: "Вот и придерживайся своего "а разве\а что если" у себя в Йемене!"

А другой случай произошел с людьми, прибывшими из Ирака и встретились с 'АбдуЛлахом Ибн 'Умаром, чтобы спросить его о хукме (правовом положении) крови комара, могут ли они убивать москитов? - 'АбдуЛлах удивился, сказав: "Субхан Аллах! Эти люди Ирака убивают сына и дочь пророка صلى الله عليه وسلم (имея в виду Хусейна и Фатиму رضي الله عنهما ) и они же не прочь придти сюда чтобы узнать хукм о крови комара - в этом и есть уже тогда явный спор." И он отстранился.
______________________________________________

См. Хильяту толиб уль ильм, стр. 162

Перевод

Tags: Духовное воспитание
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author