Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Степенность, благоразумие и рассудительность

9e3bde45dd765203cd3306e965840b0a.jpg.png.png.png


Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Ашаджжу 'Абд-аль-Кайсу: "Поистине, присущи тебе два качества, которые любит Аллах и Его посланник: благоразумие и степенность".

Муслим, 18; См. «Сахих аль-Джами’», 7848.


Степенность  - это великое качество. Поэтому Всевышний Аллах сказал:

وَيَدْعُ الإِنسَــــــانُ بِالشَّرِّ دُعَـــــاءهُ بِالْخَـــــيْرِ وَكَانَ الإِنسَــــــانُ عَجُــــــولاً

«Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек тороплив».
(Сура аль-Исра, аят 11)
Это свидетельствует о невежестве человека, который всегда торопится. Стоит ему разгневаться, как он начинает проклинать себя или своих детей. Он поспешно обращается к Аллаху с этими проклятиями, подобно тому, как он спешит, когда молит Аллаха о добре. Однако Аллах снисходителен и милосерден к человеку. Он принимает его добрые молитвы и не внимает его проклятиям. ـ
Всевышний сказал:ـ

وَلَوْ يُعَــــجِّلُ اللّهُ لِلنَّــــــاسِ الشَّرَّ اسْتِــــــعْجَالَهُم بِالْخَيْرِ لَقُضِــــيَ إِلَيْــــهِمْ أَجَلُـــــهُمْ فَنَذَرُ الَّذِينَ لاَ يَرْجُونَ لِقَــــــاءنَا فِي طُـــــغْيَانِهِمْ يَعْــــمَــــهُونَ

«Если бы Аллах ускорил для людей наступление зла, которое они призывают в своих проклятиях, подобно тому, как Он ускорил для них наступление добра, о котором они просят в молитвах, то они непременно погибли бы» (10:11).


Рассудительность


Рассудительность во времена смут, когда всё переворачивается с ног на голову, великое качество. Рассудительность позволяет человеку оценивать вещи правильно.
Сообщается со слов Лейса ибн Са’да, от Мусы ибн Али, от его отца о том, что однажды у аль-Муставрида аль-Кураши сидел ’Амр ибн аль-’Ас (да будет доволен им Аллах). аль-Муставрид аль-Кураши сказал: «Я слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Когда наступит Час, большинство людей будут составлять христиане"». Тогда ’Амр ибн аль-’Ас сказал ему: «Посмотри, что ты говоришь!» аль-Муставрид ответил: «А как мне не говорить то, что сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха)?» И тогда ’Амр ибн аль-’Ас сказал: «Если это так, то только потому, что у них есть четыре качества: они самые рассудительные из людей во время смуты, они быстрее всех других оправляются после несчастий...» . Передал Муслим, 2898.


Обладатели знания говорят, что ’Амр ибн аль-’Ас сказал эти слова, не для того чтобы похвалить неверующих. Он хотел разъяснить мусульманам причину того, почему христиане останутся до Судного Дня самой многочисленной групой человечества. Они самые рассудительные из людей во время смуты, поэтому они смотрят на вещи спокойно и ищут способы решения проблемы. Они ищут спасение, для того чтобы не погибнуть самим и спасти своих единоверцев. Когда меняется ситуация и проявляется смута, они не спешат, проявляя рассудительность. Они знают, что смута может стать причиной их гибели.
Слыша это, мы удивляемся и думаем: «Почему же мы не берем это качество?» Если у неверующих есть это похвальное качество, разве мы не имеем больше прав на то, чтоб обладать им?
Сдержанность похвальна во всём. Она позволяет человеку спокойно оценить ситуацию, проявить мудрость и дальновидность.

Это первое правило, к соблюдению которого призывает ахлю-с-сунна уаль-джама’а при возникновении смут (фитн).

الضوابط الشرعية
لموقف المسلم في الفتن
تأليف معالي الشيخ / صالح بن عبدالعزيز آل الشيخ
Правила поведения при фитне
Шейх Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейх (да хранит его Аллах)

Tags: ЗНАНИЕ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author