Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

О поспешности в издании фатв

2b51c77d602873047136d0f60a4fce45.jpg


Ибн аль-Къайим сказал:
«Праведные предшественники из числа сподвижников и табиинов не любили спешить с фатвой. Никто из них не хотел брать на себя эту ответственность. Если же они видели, что у них нет выбора, кроме как ответить, они прилагали все усилия, чтобы найти правильный ответ из Корана, Сунны и слов праведных Халифов, и только потом выносили решение (фатву). Абду-Ллах б. аль-Мубарак сказал: Рассказал нам Суфьян со слов Атаа б. аль-Саиб, со слов Абд ар-Рахмана б. Аби Лайла, который сказал: «Я встречал сто двадцать сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не было среди них расказывающего, которому не хотелось бы, чтобы вместо него говорил его брат, и не было ни одного выносящего решение, которому не хотелось бы, чтобы вместо него это сделал его брат».

Имам Ахьмад сказал:

وقال الإمام أحمد : حدثنا جرير عن عطاء بن السائب عن عبد الرحمن بن أبي ليلى قال : أدركت عشرين ومائة من الأنصار من أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم ما منهم رجل يسأل عن شيء إلا ود أن أخاه كفاه ، ولا يحدث حديثا إلا ود أن أخاه كفاه .

Рассказал нам Джарир со слов Атаа б. ас-Саиб, со слов Абд ар-Рахмана б. Аби Лайла, который сказал: «Я встречал сто двадцать ансаров из числа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Не было среди них ни одного, которого бы спрашивали о чем-то, чтобы ему не хотелось, чтобы его брат ответил вместо него. И не было среди них ни одного, который рассказывал бы что-то, чтобы ему не хотелось, чтобы говорил его брат вместо него».


وقال مالك عن يحيى بن سعيد قال : قال ابن عباس : إن كل من أفتى الناس في كل ما يسألونه عنه لمجنون ، قال مالك : وبلغني عن ابن مسعود مثل ذلك ، رواه ابن وضاح عن يوسف بن عدي عن عبد بن حميد عن الأعمش عن شقيق عن عبد الله ، ورواه حبيب بن أبي ثابت عن أبي وائل عن عبد الله .

وقال سحنون بن سعيد : أجسر الناس على الفتيا أقلهم علما ، يكون عند الرجل الباب الواحد من العلم يظن أن الحق كله فيه .

Малик передал от Яхьи бин Саида, что Ибн Аббас сказал: «Любой, издающий фатву по каждому заданному вопросу, является сумасшедшим». Малик сказал: «Дошло до меня нечто подобное от Ибн Масуда».

Сахнун бин Са’ид сказал: «Самый смелый из людей, издающих фетвы – это тот, у кого меньше всех знаний. Человек, бывает, постигнет один род знаний, и думает, что вся истина заключается в этом».

Я говорю:
- Причиной смелости в вынесении фетв бывает или недостаток знаний, или их обилие. В случае недостатка знаний, человек отвечает на все вопросы подряд, не имея знаний. В случае обилия знаний, он в состоянии ответить на многие вопросы, и именно поэтому, Ибн Аббас был одним из тех сподвижников, который дал фатвы больше всех. Мы уже упоминали, что его фатвы были собраны в 11 томов. Саид б. аль-Мусайиб также издал много фетв, и его называли «аль-Джариъ» (смелый), как упомянул Ибн Вахб от Мухаммада б. Сулеймана аль-Муради, от Абу Исхака, который сказал: «В те времена я привык видеть, что когда человек спрашивал о чем-нибудь, люди перенаправляли его от одного маджлиса (собрания) к другому, пока его не приводили к маджлису Саида б. аль-Мусайиба, потому что другие не хотели давать ему фатву». Он сказал: «Они называли Саида б. аль-Мусайиба аль-Джариъ»».
Сахьнун сказал:
- Я запомнил некоторые вопросы, в которых есть восемь мнений восьми ведущих ученых. Как я могу поспешить дать ответ перед тем, как я узнаю, какое из этих мнений правильное? И почему кто-либо должен порицать меня в том, что я воздержался от ответа? Ибн Вахб сказал: «Рассказал нам Ашхаль б. Хьатим от Абд-Аллаха б. Авн, от Ибн Сирина: Хузайфа сказал: «Тот, кто дает фатву, принадлежит к одному из трех категорий: тот, кто знает, что было отменено из Корана, или амир, у которого нет выбора, кроме как дать фатву, или это дурак, который занимается тем, что его не касается». Он (вероятно речь об Ибн Сирине) сказал: «Я не являюсь одним из двух первых, и не хочу быть третьим из них».


" 1/28-2إعلام الموقعين " 9
«И’лям аль-Муваккъи’ин», 1/28-29.
Tags: ФАТВЫ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Причины лжи

    Первая причина Попытка извлечь пользу и предотвратить вред. Человек, поддавшись уловкам своего нафса, ошибочно полагает, что солгав он окажется в…

  • Нововведение тех, кто считает хиджаб необязательным и призывает к этому других

    ⠀ Пишет имам аш-Шафии: ⠀ «У знания о религии два вида. Первый — общее знание. Это то, что нельзя не знать половозрелому, который не лишился своего…

  • (без темы)

    Умер сирийский мухаддис шейх Нуруддин Итр. Видел его книги (или книгу) в магазинах Саудии. Никогда не приходилось к ним обращаться, поэтому в плане…

Comments for this post were disabled by the author