Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Еврейская община Исфахана

وعن أنس رضي الله عنه قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
يَـــخْـــرُجُ الدَّجَّـــــالُ مِنْ يَهُــــــودِيَّةِ أَصْبَهَانَ مَعَهُ سَبْــــعُونَ أَلْـــفًـــا مِنْ الْيَـــــهُودِ عَلَيْهِمْ التِّيجَـــــانُ " رواه أحمد برقم 12865 ''


Анас рассказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

‘Даджаль появится из числа евреев Исфахана, и с ним будут семьдесят тысяч евреев, носящие короны.’” Ахмад, №12865.


ИСФАХА́Н, город в центральной части Ирана. Еврейская община Исфахана является одной из старейших в Персии. По преданию город Исфахан основали евреи переселённые Навуходоносором из Иерусалима.

Первое упоминание о евреях в Исфахане относится к 472 г. н. э., когда сасанидский царь Пероз (Фируз) истребил половину евреев Исфахана по обвинению в убийстве двух жрецов местного культа огнепоклонников. В Исфахане под властью халифата (7–14 вв.) еврейское население достигло таких размеров, что арабские и персидские источники тех лет зачастую называют еврейский квартал города (махалле) ал-Яхудия (Еврейский город). Арабский географ 10 в. Истахри именует область Исфахана Яхудистаном. Исфахан был родиной мессианского движения Абу-Исы ал-Исфахани, жившего при халифе Абд ал-Малике (685–705).

В средние века город считался центром еврейских грамматиков и экзегетов. Биньямин из Туделы оценивал еврейское население Исфахана в 15 тысяч человек. Когда династия Сефевидов избрала Исфахан своей столицей (1598), наступил экономический расцвет города. Большая часть еврейского населения Исфахана занималась различными ремеслами и торговлей пряностями, ювелирными изделиями и текстильным товаром, главным образом шелком. Однако евреи Исфахана, как и всей Персии, сильно пострадали от жестоких гонений и насильственного обращения в ислам в 17 в. Жители некоторых деревень в окрестностях Исфахана до сих пор говорят на исфаханском диалекте еврейско-персидского языка и, по-видимому, соблюдают некоторые еврейские обряды.

Община Исфахана строго придерживалась ортодоксальных традиций. В городе было несколько синагог, школ и общественных учреждений. В Исфахане существовала также небольшая караимская община (см. Караимы). После перевода столицы в Тегеран в конце 18 в. община Исфахана утрачивает свое былое культурное и политическое значение. Посетившие в 19 в. Исфахан путешественники Биньямин II, Давид де-вет-Хиллел и Э. Ноймарк (1860–?) оценивали еврейское население города в 300–400 семей.

Накануне Второй мировой войны община Исфахана была одной из крупнейших в Иране и насчитывала около десяти тысяч человек. Хотя экономическое положение общины значительно улучшилось с приходом к власти Мохаммеда Резы Пехлеви (1941) и к 1948 г. она насчитывала двенадцать тысяч человек, подавляющее большинство евреев Исфахана (80%) проживало в условиях нищеты. В результате репатриации после 1948 г. малоимущего элемента еврейского населения Исфахана в Израиль, а также переселения в Тегеран к 1979 г. в городе оставалось лишь около трех тысяч евреев, из которых примерно 10% нуждалось в материальной поддержке. Около 32% занималось розничной торговлей, 40% — свободными профессиями, а 26% зарабатывало на жизнь ремесленным трудом.

Достоверных сведений о положении евреев Исфахана после провозглашения Ирана республикой и захвата власти Хомейни не имеется. См. также Иран.


Tags: РАЗНОЕ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author