Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

НИКЯХ ПО ТЕЛЕФОНУ



Нет единогласного мнения в этом вопросе.

Спросили шейха Абдуль-Азиза ар-Раджихи: «Дозволено ли заключать никах по телефону?» Он ответил: «Нет, не дозволено заключать никах по телефону! Поскольку при заключении никаха должны быть четверо: уали, муж и два свидетеля. И их собрать по телефону не возможно. И не достаточно узнать голос, поскольку по телефону может говорить тот, кто не является уалием, как и может принять никах тот, кто не является мужем, или же говорить те, кто не являются из числа достойных свидетелей. Можно изменить или подделать голос, словно он уали. Итог: никах по телефону не дозволен! И необходимы при никахе четверо: уали, муж и два праведных свидетеля!» См. «Фатауа ар-Раджихи» 1/53.


Например, Постоянная комиссия (аль-Ляджнату ад-Даима) во главе с шейхом ибн Базом склонилась к запрету заключения брачных договоров путем телефона, мотивировав это мнение с одной стороны тем, что в современном мире появилось много способов и форм обмана путем подделывания голосов, и тем, что Шариат проявил особую предосторожность в отношении брачного договора, с другой стороны - сохранению чести, предосторожность отсутствующая в других формах договоров(торговля и т.д.).

См. Фатава аль-Ладжнати ад-Даима. Фатва 1216.


Также Собрание по вопросам фикха в Джидде запретило заключение брачного договора с помощью телефона, мотивировав это необходимостью наличия свидетельства со стороны свидетелей этого договора.

См. Фикху ль-бай уа аль-истисак. Шейх Али Салюси 28\29

Некоторые из современных ученых , такие как шейх Мустафа аз-Зарка , Сулейман аль-Ашкар, разрешили заключение брачного договора через современные средства связи.

См. Мустаджадат фикхия фи кадаия аз-зауадж уа ат-талляк 109\112

И ответил шейх Сулейман на мотивировки ученых, запрещающих это, тем, что возможно убедиться в личности говорящего, а также свидетели могут слышать заключение брака, тем более если это будет происходить с помощью компьютерного экрана.И если это так , то нет основания для полного запрещения.

См. Мустаджадат фикхия фи кадаия аз-зауадж уа ат-талляк 109\112

Также шейх аль-Мунаджид упомянул мнение шейха ибн База в ответе на следующий вопрос:

“Я хочу заключить брак с девушкой и е отец в другой стране, и я не могу сейчас отправиться к нему для того чтобы мы встретились , по причине недостатка материальных средств. Можно ли мне позвонить ее отцу и он мне скажет: “Я выдаю замуж мою дочь такую то” , и я скажу что я принимаю брак , и там будут два свидетеля мусульманина, которые будут слышать наши слова через громкоговоритель, и будет ли это законный брак?”

Шейх Ибн Баз ответил на это:

“Если то, что упомянуто, является правдой (т.е. нет никакой подтасовки, игры и обмана), то этого будет достаточно для наличия условий шариатского брака, и он будет достоверным.”


В свою очередь, после ознакомления с доводами и мотивировками ученых в этом вопросе, редакции сайта видится более очевидным мнение о разрешении этого при наличие трех условий, которые можно извлечь из мнения разрешающих.

1. Наличие острой необходимости или нужды в заключении этого брака с одной стороны иневозможности или затруднительности заключения его обычным образом .

2. Применение всех возможных мер для знания о действительных личностях заключающих договор(жених и уалий) и свидетелей.

3. Наличие свидетелей при его заключении и обязательное слышание ими формы договора. Т.е. уалий (опекун – отец, или тот кто его заменяет) говорит с женихом, а свидетели слышат их речь , через громкоговоритель или подобное этому.

Если эти условия будут отсутствовать, то этот договор будет запрещен и недействителен.

Так как правило фикха звучит – Основа в половых органах (разрешении их) – запрет.

См. аль-Ашбах уа ан-Назаир 1\169

И если это так, то нельзя их разрешить при наличии сомнения.

Затем, в случае наличия возможности заключить брак обычным образом - это будет попадать под правило в котором есть разногласия относительно его употребления в том , что в основе разрешено, однако нет сомнения, что в нашем вопросе оно будет действовать.

А это – Имеющий возможность достичь уверенности – не разрешается ему иждтихад и следование за предположением (пусть даже сильным).

См. аль-Ашбах уа ан-Назаир 1\387
Tags: БРАК, ФАТВЫ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author