Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

ИДЖТИХАД И ТАХРИДЖ.



I. аль-Иджтихâд (الاجتهاد)

А. Определение:

аль-Иджтихâд в языке означает "усердствование", "большое старание". Терминологически законоведами фикха дано следующее определение:

1. Усердная деятельность факиха (муджтахида) по извлечению производно-предположительной нормы шариата из ее подробного довода.

Или:

2. Норма и взгляд, явившиеся результатом усердной деятельности муджтахида по применению основ фикха.

Тот, кто совершает иджтихâд, называется муджтахидом, норма, установленная путем иджтихâда и истинбата, называется муджтахадун фих.


Б. Условия правильности иджтихâда:

Иджтихâд, выполненный компетентным человеком по допустимым для иджтихâда вопросам, явля­ется правильным и действительным.

Иджтихâд, не отвечающий этим двум условиям, не может быть принят. Исходя из этого, можно ска­зать, что человек, допустивший ошибку при выполнении иджтихâда, не будучи муджтахидом, берет на себя грех, если же он судья, то его решение будет неверным. Между тем, как человек, будучи муджтахидом, и совершивший ошибку при выполнении иджтихâд, по допустимому для иджтихâда вопросу не будет счи­таться грешником, а если он судья, решение его будет верным.

В. Норма иджтихâда:

1. Ценность нормы, извлеченной посредством иджтихâда с учетом возможной ошибки, заключается в преобладающем мнении. Муджтахид не может категорически утверждать о правильности своего ид­жтихâда. Он может лишь удовлетвориться преобладающим мнением относительно его правильности. По­этому в категоричных нормах шариата и в вопросах и’тикâда иджтихâд не действует.

2. Иджтихâд нельзя опровергнуть иджтихâдом. Один муджтахид не может отменить иджтихâд дру­гого муджтахида. Так же, как и у судьи второй иджтихâд, не отменит результатов первого. Однако муджта­хид, в случае изменения иджтихâда обязан поступать согласно новому иджтихâду.

3. Иджтихâд в соответствии с местом может выступать как фард ’айн (индивидуальная обязанность), фард кифайа (коллективная обязанность), мандуб (рекомендуемый), или харам (запрет).[[203]]

Г. Пригодность иджтихâда:

Пригодность иджтихâда определяют два условия:

1. Наука,

2. Способность.

Первое условие приобретенное, оно приобретается трудом. Второе условие врожденное, трудом его не приобрести. Аллах дарует его человеку с рождения. Человек, отвечающий этим двум условиям, может стать муджтахидом. Поясним эти условия подробнее:

1. Наука:

Основной деятельностью муджтахида является извлечение норм из шариатских доводов, разъяснение текстов, показ путей применения норм к событиям. Учитывая это, потенциальные муджтахиды должны иметь глубокие познания в науке, высокий уровень общей культуры, позволяющий им понимать народные обычаи и традиции. Знания, необходимые муджтахиду можно расположить в следующем порядке:

Знание Священного Корана: Условием муджтахиду ставится знание всех аятов Корана в совокупности и до малейших подробностей каждого из определяющих аятов в отдельности, так как аяты являются основой для извлечения правовых норм. Ученые Газâли (ум.505 г.х.), Абу Бакр бин Аль-Араби (ум.543 г.х.), Карâфи (ум.664 г.х.) закрепили число определяющих аятов в количестве пятисот.

Знание Сунны: Муджтахиду следует знать достоверные и слабые стороны Сунны, состояние и пози­цию передатчиков хадисов, иснâд хадисов, то есть каким из путей (мутавâтир, машхур, âхâд) они дошли до нас, значения хадисов, повод их появления, правила предпочтения для хадисов, какие из хадисов являются отменяющими (нâсих) и отмененными (мансух). Муджтахиду достаточно знать только хадисы, касающиеся норм (ахкâм).

Знание арабского языка: Как известно, Священный Коран и Сунна представлены на арабском языке. Поэтому для извлечения норм из текстов муджтахиду требуется знать арабский язык, особенно грамматику (морфология, синтаксис), риторику, стилистику. Конечно, знать это все не обязательно на профессиональ­ном, филологическом уровне.

Знание вопросов, по которым достигнуто иджмâ’ (согласие): Необходимо для того, чтобы в процессе иджтихâда не войти в противоречие в отношении вопросов, по которым было достигнуто иджмâ’.

Знание аль-кыйâса: аль-Кыйâс - это душа иджтихâда. Поэтому знание до мельчайших подробностей опор (рукн), условий (шарт), норм (хукм) аль-кыйâса является обязательным для муджтахида. аль-Кыйâс является составной частью ‘ильм Усуль аль-Фикх.

Знание ‘ильм Усуль аль-Фикх: Шариатские доводы, пути извлечения из них норм, правила, относя­щиеся к выражениям, правила предпочтения доводов, цели и намерения Законодателя – эти и подобные темы могут быть почерпнуты муджтахидом из ‘ильм Усуль аль-Фикх. Поэтому он должен знать это учение в мельчайших подробностях. Будучи знатоком тафсира, хадисов, грамматики языка, но не зная ‘ильм Усуль аль-Фикх нельзя быть факихом и муджтахидом.

 Знание фуру’ аль-Фикх: Знание извлеченных норм (фуру’ аль-Фикх), относящихся к практике фикха, не является обязательным условием для муджтахида. Так как фикх – это продукт, результат иджтихâда. Вместе с тем, Газâли настаивал на необходимости знания фикха для муджтахида: "В наше время правильный иджтихâд возможен лишь при изучении книг по фикху". Действительно, книги по фикху помогают муджта­хиду достичь цели самым коротким путем. В этих книгах собраны воедино взгляды и результаты ид­жтихâда всех факихов и муджтахидов, изучив которые муджтахид в короткое время может выполнить ид­жтихâд. С этой точки зрения, для муджтахида необходимо пользоваться книгами по фикху.

2. Способность:

Человек, не обладающий врожденным умом и способностью проникновения в суть правовых норм, даже при освоении первого условия, не может стать муджтахидом. Действительно, прежде всего муджта­хиду необходимо вникнуть в причины (’иллет) и поводы (сабаб) текстов, хикмат ат-ташри’ (смысл законо­дательства), на который опираются ’иллет и сабаб, намерения Законодателя. Человек, не вникший в суть текстов и доводов, не сможет понять ни причин, ни целей законодательства, следовательно, в иджтихâде совершит много ошибок и впадет в сомнение, не зная какому из противоречивых доводов отдать предпочте­ние.

II. ат-Тахридж (التخريج)

А. Значение и сущность ат-Тахридж:

В терминологии Усуль-аль-Фикх наряду с аль-иджтихâд существует термин ат-тахридж. Эти два слова, имеющие разные значения, хотя и объединены терминологически в смысле извлечения нормы, но в смысле извлечения норм из шариатских текстов или мнений факихов они отличаются друг от друга[[204]]

Иджтихâд означает извлечение (истихрâдж) норм из шариатских текстов и других доводов.

Тахридж, имеющий в языке значение выведение, как термин, означает выведение норм шариата из вы­сказываний факихов, текстов имамов и правил мазхабов. Выводящего нормы называют мухарридж, ахл ат-тахридж, сâхиб ат-тахридж, асхâб аль-вуджуб.

Б. Метод (Усуль) ат-тахридж:

Методы и правила ат-тахриджа такие же, как и в аль-иджтихâде. То есть, каким образом муджтахид занимается извлечением (истинбâт) норм из шариатских текстов, так и мухарридж выводит нормы из правил и текстов мазхаба. В этом случае, мухарридж в отношении выведения нормы какого-либо вопроса в мазхабе, действуя так же как муджтахид, прежде всего ведет поиск ясного и достоверного высказывания (иджтихâда), принадлежащего имаму мазхаба. Таким образом, он выносит фетву. Если не найдет самих высказываний, то приложит усилия, чтобы вывести норму, руководствуясь признаками и указаниями на ясные и достоверные высказывания. Точно так же мухарридж проясняет имеющиеся в мазхабе высказывания со скрытым смыс­лом, ограничивает абсолютное, выделяет общее, осуществляет подобную научную деятельность.

В. Пригодность ат-тахридж:

Для того, чтобы осуществлять ат-тахридж, факих должен обладать следующими свойствами:

1. Знать иджтихâды имама и муджтахидов-последователей мазхаба, к которому он принадлежит, юридическо-богословские (фикхи) основы этого мазхаба вместе с доводами.

2. Быть в состоянии размышлять над доводами и анализировать их.

3. Знать обычаи и традиции общества и потребности времени, в котором живет.

Итак, человека, вобравшего в себя эти три свойства, можно назвать мухарриджем.

______________________________________________________________________

[[203]] "İlm-i Hilâf", s. 217-218.

[[204]] Seyyid Bey, I, 257

«FIKIH USÛLÜ» Doç. Dr. Fahrettin Atar, İstanbul 1988.


Tags: ФИКЪХ
Subscribe

  • (no subject)

    "Недостаток разума страшнее, чем недостаток знаний. Ведь имеющий недостаток в знаниях осознает свой недостаток и обучится, а имеющий…

  • МУДРОСТЬ И ТАЙНА ВЕЛИКОГО ЗЕМНОГО ПОКЛОНА

    Наставление во время урока по фикху от шейха Мухаммада ибн Салиха Аль-Усаймина. Мудрость земного поклона в том, что в нем поклонение Аллаху и…

  • Не отвергайте Истину

    لا ترُدّوا الحق لقد أرسل الله الرسل للناس ، و أمرهم بالدعوة إلى عبادة الله و توحيده و لكن أكثر الأمم كذبوا الرسل ، و ردوا الحق الذي دُعوا إليه و…

Comments for this post were disabled by the author