Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Дозволено сбрить или укоротить бороду, если это необходимо для лечения

89e9c86caf4eaccfab5e33927a62c7dd



Человек, который, как мы считаем, следует верным путем – но только Аллах знает истину – страдает депрессивным расстройством. Это сопровождается расстройством психологического поведения, которое называется трихотилломанией (навязчивое действие, выражающееся в выдергивании волос – прим. пер.). Иногда он проводит волосами между губами или накручивает их на пальцы, а иногда может дойти и до того, что он их съедает. Этот человек, следуя Сунне, всегда оставлял бороду длинной, однако после заболевания его борода особенно поредела. Из-за выдергивания волос стали видны пустые участки.
Могу ли я, как врач, попросить его временно сбрить бороду или укоротить её в целях лечения? Может ли он временно сбрить или укоротить её, пока, с дозволения Аллаха, не исцелится от этого расстройства?


Хвала Аллаху.

Если доктор уверен или почти уверен, что сбривание бороды поспособствует исцелению и излечению с помощью Всевышнего Аллаха, то нам не видится в сбривании или укорачивании бороды грех. На это указывают следующие доказательства.

Психические болезни, как в современной медицине, так и в древней считаются настоящими болезнями, которые постигают человека. Они выбивают его из состояния физической или психической уравновешенности и приводят к расстройствам. Не верно мнение людей, которые считают, что психические болезни не приравниваются по степени к болезням, дозволяющих больным использовать послабления.

Поэтому ученые по фикху во многих ситуациях заявляли о том, что человек, страдающий неврозом навязчивых состояний /мувасвис/, может использовать послабления. А этот состояние один из видов психических расстройств. Сказано в «Радду-ль-мухтар»: «…(Передается) от аль-Лейса: „Развод человека, страдающего неврозом навязчивых состояний /мувасвис/, не действителен“. Он сказал: „То есть того, кто лишен самостоятельности, чей разум подчинен“. От аль-Хакима: „Это человек, который страдает расстройством разума, и речь которого бессистемна, бессмысленна“».

Об этом мы уже говорили на нашем сайте в ответах на вопросы № 127870 и № 39684.

Ученые также говорили, что человек, страдающий неврозом навязчивых состояний, может практиковать послабления /рухса/, если это послабление способствует излечению и исцелению от этого состояния. Ад-Димйаты аш-Шафи‘и в «И‘анату-т-талибин» (Т. 4. С. 250) сказал: «Человеку, которому послано такое испытание, как наущения, навязчивые состояния предпочтительнее брать легкое и использовать послабления /рухса/, чтобы состояние не ухудшилось, и чтобы он не оставил каноны Шариата. Например, человек часто сомневается в намерении при совершении омовения для молитвы или в чтении суры „аль-Фатиха“ за имамом в молитве. Из-за этого он стал большую часть времени проводить, совершая омовение или молитву. Ему следует оставить намерение, следуя в этом имаму Абу Ханифе. У него это считается желательным действием /сунна/. Или пусть следует ему, оставляя чтение суры „аль-Фатиха“ за предводителем в молитве, пока не избавится от этих наущений и навязчивых состояний».

Великий и Всемогущий Аллах сказал, что нет греха на больном:

وَلَا عَلَى الْمَرِيضِ حَرَجٌ

«…и нет греха на больном» (сура «ан-Нур», аят 61).

Всевышний Аллах также указал, что лечение или необходимость исцеления является причиной удаления запрета. Об этом Он сказал:

وَقَدْ فَصَّلَ لَكُمْ مَا حَرَّمَ عَلَيْكُمْ إِلَّا مَا اضْطُرِرْتُمْ إِلَيْهِ

«Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому» (сура «аль-Ан‘ам», аят 119).

Поэтому становится ясно, что мы склоняемся к мнению, что на Вашем пациенте не будет греха, если он укоротит бороду настолько, сколько будет необходимо для исцеления. Если это укорачивание не поможет и это не удалит признаки болезни, то нам не видится грех в том, чтобы просить больного сбривать бороду до полного исцеления. А после, как только исцелится, пусть он вернется к практикованию Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует. При этом пусть он надеется на награду Всевышнего Аллаха, обращается к Нему с мольбами и просьбой о прощении, и Аллах даст ему исцеление от каждой болезни.

Всё это обусловлено, как уже говорилось в начале ответа, тем, что доктор уверен или почти уверен, что сбривание или укорачивание бороды будет способствовать излечению с помощью Аллаха. И что эта рекомендация не основана лишь на предположениях и идеях.

Дополнительно Вы можете ознакомиться с ответами на вопросы № 70319 и № 177699.

А Аллаху ведомо лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
Tags: МЕДИЦИНА, ФАТВЫ
Subscribe

  • Правовое положение (хукм) сетевого маркетинга

    В кризисные времена с особой силой зарождаются и распространяются сомнительные виды денежных и торговых операций. Среди видов деятельности,…

  • Масх

    Спросили шейха Ибн Усаймина: "Если человек снял носки после малого омовения, а затем снова надел их, не испортив до этого омовение, можно ли…

  • Фатва о винирах/люминирах

    Вопрос: каково правовое положение установки зубных накладок "люминиры" для красоты. Они представляют собой фарфоровые пластинки, которые…

Comments for this post were disabled by the author