Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

Предусмотрена ли дийя за причиненный моральный и материальный ущерб

20672692py1.jpg



Ученые разошлись во мнениях относительно решения в вопросах драки и какое должно быть применено наказание в этих случаях, кисас или тазир.

Сахабы и великие ученые считали, что необходимо применить къисас. Имам Бухари сказал в "Китаб ад-дийя" в главе: «Если группа людей убила или причинила вред одному человеку, то следует ли им выплатить дийа или необходимо применить кисас

Абу Бакр, ибн Зубайр, Али и Сувайд ибн Мугаррин считали, что необходимо применить къисас. Умар считал, что къисас необходим если человек был избит палкой. Али считал, что къисас необходим в случае если было три удара плетью. Шурай считал, что къисас необходим в случае (если человек был избит) плетью или же (при наличии) царапин т.е. ран». Это правильное мнение. Те, кто передает, что имеется консенсус в противоположном мнении ошибаются, среди сахабов не было единогласного мнения на этот счет.

Ибн Кайим сказал: «Люди разошлись во мнениях по этому вопросу – какой къисас следует применять в случае избиения. Следует ли наказать его также, как он совершил преступление или следует применить другой вид наказания, т.е. тазир.

Имеется два мнения:

Наиболее правильным является мнение, что къисас предписан в этих случаях. Это мнение праведных халифов, и это было передано от них имамом Ахмадом и Абу Исхаком аль Джаузи в Аль Мутарджим. Было сказано имамом Ахмадом и нашим шейхом (т.е. Ибн Теймийей): «Это мнение большинства саляфов».
Второе мнение заключается в том, что къисас не предписан в данном случае. Это мнение переданно Шафии, Маликом и Абу Ханифой и это мнение поздних последователей имама Ахмада. Некоторые из них сообщили, что по этому вопросу имеется консенсус. Но это не так, напротив, согласно сообщениям, сахабы считали, что предписан гисас и это более вероятно нежели сообщения в которых говорится о том, что они считали, что иджма нет. Это было доказано от праведных халифов и этому нет противоречий в этом.

Оба мнения основаны на том, что Аллах предписал справедливость, поэтому остается выяснить какое из этих мнений ближе к справедливости?»…

Далее ибн аль Кайим цитирует хадисы, в которых содержится довод на то, что къисас дозволен в данных случаях. Затем он сказал: «Если бы не было иных доказательств кроме действий праведных халифов, то этого было бы достаточно»
" حاشية ابن القيم على تهذيب سنن أبي داود " ( 7 / 336 ، 337 ) ، وانظر " الفتاوى الكبرى " ( 3 / 402 ) .
Хашия ибн аль Каййим аля Тахзиб Суннан абу Дауд (7/336, 337). Аль Фатава аль Кубра (3/402).

В-третьих: После того как доказано, что за избиение предписан къисас, то у вас есть выбор простить его и отпустить, если вы думаете, что он покаялся и помолился Аллаху о прощении и извинился и исправился. Или же вы можете потребовать къисас, сделав с ним тоже самое, что он сделал с вами, не переходя границ. Также вы можете отказаться от вашего права на къисас взамен на материальную компенсацию, установленную шариатским судьей.

Если вы выберите отмщение, то вы не можете взять деньги, потому что вы уже взяли свое право. Также, вы можете получить компенсацию только за материальный ущерб, но не за моральный, потому что моральный ущерб не осязаем и нельзя брать материальную компенсацию за подобный вид ущерба. Большинство ученых единогласны в этом.

В сообщении Исламского Совета по Фикху сказано (no. 109 (3/12):

وقد جاء في " الموسوعة الفقهية " ( 13 / 40 ) تحت عنوان " التعويض عن الأضرار المعنوية " :
"لم نجد أحداً من الفقهاء عبَّر بـهذا ، وإنما هو تعبير حادث ، ولم نجد في الكتب الفقهية أن أحداً من الفقهاء تكلم عن التعويض المالي في شيء من الأضرار المعنوية" انتهى .


«Компенсацию можно получать только за материальный ущерб… и в это не включается неосязаемый вред» В Кувейтской энциклопедии фикха (13/40), в главе «Компенсация за неосязаемый вред» сказано: Мы не нашли ни одного факиха, который обсуждал бы эту тему, это новая проблема. Мы не нашли ни в одной книге по фикху или факиха, который говорил бы о какой-либо компенсации за неосязаемый вред».

источник

примечание

Кисас (القصاص возмездие), воздаяние за убийство или членовредительство. Законодатель, Велик Он и Славен, предоставил здесь для пострадавшего или его валия право выбора между воздаянием равным, принятием выкупа и даже прощением преступника.

Всевышний Аллах сказал: «Вам предписано возмездие за убитых: свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину. Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом» (Корова, 178).

Иллюстрацией применения кисаса может служить хадис, рассказанный Анасом: «Один иудей раздавил голову рабыни (или девочки) между двумя камнями. Её спросили: кто сделал это с тобой? И перечисляли имена, пока не упомянули этого иудея, и она сделала знак головой. Когда привели иудея, он признался, и Пророк приказал раздавить его голову между двумя камнями» (Бухари, Муслим).

Tags: ШАРИАТСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author