Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Умение задавать вопросы.

Немецкий философ И. Кант писал:

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».
_________________________________



КАК СЛЕДУЕТ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ:


А) Необходимость задавать вопросы
Что не знаешь, спроси у людей,
Коль не ясно тебе,
Их ответ прояснит все вопросы.
Всевышний Аллах сказал:

…и спрашивайте обладающих знанием, если сами вы не знаете . («Пчелы», 43).
Пророк, , сказал: شِفَاءُ الْعِيِّ السُّؤَالَ
«Лекарство от незнания – вопрос».
‘Аиша сказала: «Да смилуется Аллах над женами ансаров, которым их стыдливость не помешала постичь знание религии».
Омар сказал: «Кто застенчив, тот мало знает». Говорят: «Кто стесняется задавать вопрос, тот обнаружит недостаток (своего знания), когда люди соберутся в собрании».
Аль-Халил сказал: «Невежество – это нечто среднее между застенчивостью и высокомерием».


Б) Вопрос – ключ к знанию
Лекарство от невежества слепого
Одно – вопросов задавай помногу,
Невежда полный тот, кто никогда не спросит,
Хоть и не знает, он не задаст вопроса.
Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, спросили: «Как ты достиг такого знания?». И он ответил: «Благодаря языку, что любит задавать вопросы, и проницательному уму».
Ибн Шихаб сказал: «Знание – это сокровищница, а ключ от нее – вопрос».
И тебе, искатель знания, настоятельно необходимо задавать вопросы заслуживающим доверия ученым, и, быть может, то, что ты искал часами, утруждая себя, узнаешь всего за несколько секунд.

В) Как задавать вопрос
Хороший вопрос – половина знания, поэтому искателю знания настоятельно необходимо знать и соблюдать правила, касающиеся этики задавания вопроса. Предлагаем вниманию наиболее важные из них:


1) Твой вопрос должен звучать вежливо, учтиво, любезно и пристойно. Один человек спросил Ибн Шубрума: «Можно ли тебе задать вопрос?». Он ответил: «Если твой вопрос не насмешит твоего собеседника и не опозорит спрашивающего, то задавай».
2) Твой вопрос должен звучать четко и ясно, чтобы слушающий не был вынужден переспрашивать.
3) Спрашивающему надлежит подождать, пока шейх закончит отвечать на вопрос другого, и не следует перебивать его, задавая свой вопрос.
4) Если же один из учеников задает вопрос шейху, то другие не должны отвечать на него раньше шейха, даже если он медлит с ответом, им следует предоставить право судить об этом только ему.
Г) Вопросы, которых следует избегать
Ийас ибн Му‘авийа сказал: «Есть такие вопросы, которые не следует задавать и на которые не следует отвечать». И ты, искатель знания, должен избегать следующих вопросов:
1) Странные вопросы
Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Один человек спросил меня о Йа’джудже и Ма’джудже: “Мусульмане ли они?”. И я ответил ему: “Ты уже все знаешь, чтобы спрашивать об этом?!”.
Один человек сказал Шу‘бе: “Расскажи мне хадис, переданный со слов Ибрахима: «Человек, овладевающий знанием, должен носить сандали с железным ремешком (между пальцами ног)…». Но Шу‘ба не стал ему его рассказывать. Тот человек сказал: “Абу Бистам! Я один из жителей Магриба, пришел к тебе за этим хадисом, пройдя расстояние равное шести месяцам пути”. Шу‘ба ответил: “Не удивляет ли вас это?! Человек пришел, пройдя расстояние, равное шести месяцам пути, чтобы спросить меня о хадисе, который не делает дозволенным запретное и не делает запретным дозволенное”.


2) Вопросы о том, чего не было
Всевышний Аллах сказал:

О вы, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если откроются вам. А если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран, они откроются вам. Аллах простил (вам) их, ведь Аллах Прощающий, Кроткий . («Трапеза», 101).
Имам аш-Шафи‘и приводил этот аят как довод, порицая вопросы, задаваемые о том, что еще не произошло».
В хадисе о ли‘ан , переданном со слов Сахла ибн Са‘да, говорится: “…посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не понравились (эти) вопросы, и он порицал за них…”.
Ибн Омар сказал: “Люди, не спрашивайте о том, чего не было, ведь Омар проклинал тех, кто спрашивал о том, чего не было’.
Поэтому многие из предшественников, когда им задавали вопрос, спрашивали: “А такое случалось?”. И если им отвечали «нет», то говорили: “Оставь этот вопрос до тех пор, пока это не случится”, или что-то подобное.
3) Каверзные вопросы (углутат)
Каверзные вопросы (углутат) – это редкие и очень сложные вопросы, которые задаются с той целью, чтобы спрашиваемый дал заведомо ошибочный ответ. «Углута» (мн.ч. «агалит») также называют слова, которыми вводят человека в заблуждение. Так, например, Хузайфа сказал об Омаре: «Я рассказал ему хадис, а не вводил его в заблуждение (агалит)».
Аль-Ауза‘и сказал: «Если Великий и Могущий Аллах пожелает лишить своего раба благодати знания, то научит его каверзным вопросам».
Аль-Хасан сказал: «Наихудшие из рабов Аллаха те, кто задает самые худшие вопросы, ставя рабов Аллаха в затруднительное положение». Один человек сказал аш-Ша‘би: «Я припас для тебя несколько вопросов». На что он ответил: «Припаси их для иблиса, чтобы спросить его при встрече».


Искатель знания, пусть твой вопрос будет для того, чтобы (чему-то) научиться, понять и получить руководство, а не для того, чтобы выставить себя знающим, придраться (к чему-либо) или поспорить. «Вопрос учащегося должен быть таким: ты должен спрашивать о том, чего не знаешь, а не о том, что тебе уже известно. Ведь вопрос о том, что ты уже знаешь, говорит о твоем слабоумии и глупости, это пустая трата слов и времени, в нем нет пользы ни для тебя, ни для других. Подобные вопросы могут привести даже к вражде, и они считаются самым настоящим пустословием, которого тебе следует избегать, поскольку это плохая черта характера.
Если тот, кого ты спрашиваешь, даст тебе исчерпывающий ответ, то удовлетворись им. Если же он ответит недостаточно полно или не совсем понятно, то скажи: «Я не понял», – и попроси объяснить более подробно. Если же он не будет больше ничего объяснять и замолчит или повторит лишь сказанное ранее и ничего нового не скажешь, то воздержись от дальнейших вопросов, иначе наживешь неприязнь и нерасположение (к себе) и не получишь более подробного объяснения, как хотел».

_________________________

Из книги "Уникальное пособие для ищущих знание" Ибн Раджаб.




Tags: ЗНАНИЕ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author