Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Причина рай الرأي‎‎ и кыяса قياس в ханафитском мазхабе

Что касается раъй и къияс, которых придерживался Имам Абу Ханифа, это не означает, что он следовал своим страстям. Поистине, это — мнение, которое основывается на доказательствах или на общих шариатских основах. Описывая проблемные вопросы, саляфы использовали слово «раъй»,также, как применяли этот термин в Тафсире Корана: «Я говорю свое мнение в этом аяте», т.е. делаю иджтихад, но это не значит, что он основывался на страстях, как было сказано выше.
Абу Ханифа широко использовал мнение и анологию, кроме вопросов наказаний (хьудуд), искуплений (кафарат) и шариатских мер (веса, объема, количества и т.п.). Причина этого – он мало передавал хадисы, по сравнению с другими имамами, потому что он предшествовал во времени остальным имамам. Причиной его строгости в передаче хадисов было широкое распространение ложных хадисов и фитны в Ираке в его время.
Необходимо заметить, что не все слова и мнения в мазхабе, который относится к Абу Ханифе, принадлежат ему, и неправильно все приписывать ему. Немалое количество высказываний в этом мазхабе противоречат словам самого Абу Ханифы. Но это отнесли к его мазхабу, основываясь на правилах этого мазхаба, опираясь на другие высказывания имама. Также ханафитский мазхаб  опирается на мнениях его учеников Абу Йусуфа и Мухаммада. В добавок, мазхаб включает в себя иджтихады учеников имама, и все это и формирует ханафитский мазхаб. Это относится не только к мазхабу Абу Ханифы, но и ко всем известным мазхабам.

источник


Для справки:
Ар-рай (араб. الرأي‎‎ — взгляд, мнение, суждение) — собственное независимое мнение или суждение факиха, на основании которого он выносит фетву.
Возникновение понятия ар-рай

связывается с халифом Умаром ибн аль-Хаттабом, который послал Абдуллу ибн Масуда в Ирак в качестве кади. Халиф Умар при этом разъяснил, что под ар-раем подразумеваются суждение по аналогии и общественная польза. В противопоставление «сторонникам предания» (ахль аль-хадис), последователи Абдуллы ибн Масуда стали называться «сторонниками независимого мнения» (асхаб ар-рай)
Категории
С конца VII — начала VIII в. из понятия ар-рай стали выделяться различные категории, определявшие методы решения правовых вопросов и методы рационалистического исследования. Так Хаммад ибн Абу Сулайман и его ученик Абу Ханифа разработали метод «суждения по аналогии» и «предпочтительное решение», основатель маликитского мазхаба Малик ибн Анас разработал категории «независимое суждение ради пользы» (истислах) и «суждение о разрешении и запрещении» (зараи), а ученик имама Малика Мухаммад аш-Шафии разработал категорию «дедуктивный вывод» (истидлал). Все вышеперечисленные богословы в большей или меньшей степени применяли категорию «презумпция неизменности состояния» (истисхаб).

Все эти категории не содержали в себе прецедентного правового материала и позволяли успешно решать затруднения, возникающие при буквальном истолковании текстов Корана и Сунны. Применение одних категорий ар-рая и отрицание других является одним из определяющих признаков различия (ихтилаф) между мазхабами.

Кия́с (араб. قياس — измерение) — суждение по аналогии, один из источников мусульманского права. Кияс позволяет решить вопрос по аналогии с ситуацией, описанной в Коране и Сунне.

Такой метод вынесения решений принят в среде авторитетов мусульманского права, поскольку находят место ситуации, по разрешению которых нет указаний в таких источниках права, как Коран и Сунна, и по которым не достигнут иджма.

Мазхаб, основанный имамом Ахмадом ибн Ханбалем, отвергал кияс в качестве авторитетного источника права.


Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author