Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Categories:

ИСНАД الإسناد

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

В арабском языке слово «иснад» ( الإسناد ) имеет следующие значения:

 

1) Подпирание под что-то для использования его в качестве опоры.

2) Возведение высказывания к тому, кто его произнёс, отнесение к нему.

 

В терминологии же это слово используется в таких значениях, как:

 

1) Оказание другому (больному, например) помощи опереться на что-либо и т.п.; подпирание чем-либо спины.

2) То, что приводят в обоснование судебного иска.

3) Приноравливание, приурочивание ( الإضافة ). Как например: إسناد الطلاق إلى وقت سابق расторжение брака задним числом.

4) Путь восходящий к тексту хадиса.

 

Далее пойдёт разъяснение последнего четвёртого терминологического значения.

 

Иснад как путь восходящий к тексту хадиса

 

В этом значении термин «иснад» используется усулиями (специалистами по основам фикха) и мухаддисами (специалистами по хадисам). Они раскрывают его содержание двумя образами:

 

1) Иснад хадиса – это изложение его санада. Противоположное ему значение имеет термин «ирсаль» [1]. Санад ( السند ) – это цепь передатчиков хадиса связывающая его рассказчика с последним передатчиком.

 

Это определение наиболее популярно среди мухаддисов.

 

2) Определение, которое Ибн ас-Салях возводит к Ибн ‘Абду-ль-Барру: иснад – это возведение хадиса к Пророку (мир ему и благословение Аллаха!). [То есть, хадис, возводимый к Пророку – мир ему и благословение Аллаха! – называется хадис-муснад].

 

Согласно этому определению, инверсными по отношению к хадису-муснад, являются хадис-маукуф, который не восходит к Пророку, – мир ему и благословение Аллаха! – а восходит к сподвижнику, и хадис-макту’, который восходит к таби’ину.

 

Связь между иснадом и санадом

 

Санад – это путь восходящий к тексту хадиса. Путь – это цепь передатчиков хадиса, а текст хадиса – это его передаваемое содержание. Что касается иснада, то им называют изложение этого пути, его пересказ, сообщение о нём.

 

Таким образом, между иснадом и санадом имеется различие, и это мнение о разграничении между этими двумя терминами является распространённым. Ас-Сахави сказал, что оно является правильным.

 

Однако ас-Суйуты приводит другое утверждение относительно различения между этими двумя терминами. Он пишет:

 

«Ибн Джама’а и ат-Тыбий говорят, что санад – это сообщение сведений о цепи текста, а иснад – это возведение хадиса к тому, кто его рассказывает. Это – то, что пишут относительно различия между этими двумя терминами. Однако, смотря на высказывания мухаддисов, мы обнаруживаем, что они нередко для облегчения или в качестве аллегории используют слово «иснад» в значении «санада». Ибн Джама’а даже сказал: “мухаддисы используют термины «иснад» и «санад» в одном смысле”».

 

Важность иснада

 

Специалисты по основам фикха говорят: «Для нас аргументирование Сунной зависит от санада. Тот, кто приводит довод, должен говорить: “Мне рассказал такой-то без посредника, или через посредника, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал, либо сделал, либо одобрил то-то”. Для сподвижников же аргументирование Сунной не ставилось в зависимость от санада, поскольку они слышали хадисы непосредственно от Пророка, – мир ему и благословение Аллаха! – и непосредственно были свидетелями его поступков. Это касается тех случаев, когда хадис не является мутаватиром. Если же хадис мутаватир, то многочисленность его передач избавляет от необходимости предоставлять сведения о его иснаде».

 

В введении к своему «сахиху» Муслим сообщает, что ‘Абдуллах б. аль-Мубарак – да будет доволен им Аллах! – сказал: «Иснад относится к Религии. Если бы не иснад, каждый бы говорил, что хотел».

 

Аш-Шафи’и сказал: «Кто требует хадис без иснада подобен тому, кто собирает дрова ночью. Он и не заметит, как в его вязке среди дров окажется змея».

 

Иснад необходим для уточнения и удостоверения передаваемого сообщения. Потребность в нём возникла после того как последователи своих страстей стали измышлять хадисы, с помощью которых они подкрепляли свои утверждения. Ибн Сирин сказал: «Раньше не спрашивали об иснаде. Когда же возникла смута, стали говорить: “Назовите нам имена своих передатчиков”, — и смотрели, если это были приверженцы Сунны, то принимали их хадис, а если это были приверженцы нововведений, то не принимали».

 

Иснад и установление достоверности хадиса

 

Если иснад хадиса будет достоверным, это еще не значит, что текст хадиса также является достоверным, поскольку не исключено, что этот хадис может оказаться аномальным (шазз) [2], или же в нём может оказаться дефект (‘илля).

 

Хадис признаётся достоверным, если он, наряду с наличием у него достоверного иснада, также не имеет аномалий и дефекта.

 

Вместе с тем, говорят, что если кто-то из ведущих критиков достоверности хадисов скажет в отношении какого-либо хадиса, что его иснад достоверный, и не выскажет в отношении него никаких претензий, то предполагается, что он признаёт этот хадис полностью достоверным, так как отсутствие дефекта и недостатка – это основа. Об этом пишет Ибн ас-Салях в своей «мукаддиме».

 

Также, если внешне хадис представляется достоверным, это еще не значит, что в действительности он безусловно является достоверным, поскольку не исключается возможность проявления забывчивости заслуживающим доверия передатчиком или допущения им ошибки.

 

По утверждению трёх имамов – Абу Ханифы, Малика и Ахмада – полноценный иснад не является условием достоверности хадиса-мурсаль, и такой хадис используется в качестве шариатского довода, если таби’ин, выше которого иснад этого хадиса прерывается, является заслуживающим доверия человеком. Обосновывая это утверждение, говорят: «кто приводит иснад, тот отсылает тебя [3], а кто прибегает к ирсалю [1], тот ручается для тебя за достоверность».

 

Что касается имама аш-Шафи’и, то он не принимает в качестве довода хадис-мурсаль, если он не подкрепляется тем, что может усилить его достоверность.

 

И определённо хадис-муснад сильнее, чем хадис-мурсаль.

 

Качества иснадов

 

Иснад характеризуется разными качествами. Он может быть охарактеризован таким качеством как ‘улювв, или же таким качеством как нузуль. Если он состоит из небольшого количества передатчиков, то его называют «иснад ‘алин», а если из большого, то – «иснад назиль».

 

Он также может быть охарактеризован такими качествами как крепость (кувва) и достоверность (сихха), либо качеством приемлемости (хусн), либо же качеством слабости (ди’ф). Иснад также может называться «му’ан’ан», либо «мудалляс», либо «гариб». Обо всём этом можно узнать обратившись к соответствующим разделам книг по хадисоведению, либо же из разделов про Сунну в трудах специалистов по основам фикха.

 

Что нуждается в иснаде?

Иснад в современное время

 

В иснаде нуждается всё, что используется в качестве довода и не является мутаватиром [4]. Посредством иснада удостоверяются разные формы чтения Корана. С его помощью также устанавливается достоверность хадисов, сообщающих о словах и поступках Пророка (мир ему и благословение Аллаха!). Иснад имеет место при пересказе написанных книг по религиозным наукам, и даже при пересказе книг по арабскому языку, литературе, истории и иным областям знаний.

 

Однако в последние времена, даже в книгах хадисов, иснад в основном не используют. Вероятно это вызвано тем, что ученым теперь хватает того, что принадлежность таких книг своим авторам, таким как аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд, стало общепризнанным и общераспространённым фактом, по причине чего и отпадает необходимость приводить иснад. А может быть и по причине того, что чрезмерная длина иснадов и снижение их качества являются причиной ослабления доверия к ним.

 

Но несмотря на это, в оживлении иснада содержится благодать, заключающаяся в сохранении этой отличительной особенности исламской общины.

 

 

Маусу’ату-ль-фикхийа аль-Кувейтийа

 

___________________

 

[1] Ирсаль ( الإرسال ) – это неупоминание таби’ином способа получения им известия от Пророка (мир ему и благословение Аллаха!). Когда таби’ин говорит: «Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал так-то», — или: «сделал так-то», — или: «в его присутствии было сделано то-то». См.: аль-Маусу’а аль-фикхийа. (прим. перев.)

 

[2] То есть, противоречащим хадису более авторитетного передатчика. (прим. перев.)

 

[3] То есть, отсылает тебя к книгам, в которых описываются передатчики хадисы и возможные дефекты, чтобы ты мог самостоятельно решить вопрос о достоверности этого сообщения и его передатчиков. См.: Шарх аль-Мукыза. (прим. перев.)

 

[4] Мутаватир ( المتواتر ) – это любое сообщение, которое передаёт столь большое количество людей, что у человека возникает твёрдая убеждённость в её правдивости. (прим. перев.)


Tags: ИЛЬМ И ХАДИС, ФИКЪХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author