Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

Противоречие единодушному мнению (иджма‘) может привести к неверию.

Шейху-ль-ислам Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал:

«Все вопросы, по поводу которых есть консенсус, обязательно имеют (в качестве доказательства) слова, переданные от посланника Аллаха. Каждый вопрос, по поводу которого было достигнуто единодушное мнение, и разногласия отсутствуют, является одним из тех, верное решение которого указал Аллах. Отрицание подобного консенсуса является неверием, как и отрицание ясного текста Откровения. Если же консенсус является предполагаемым, не очевидным, то здесь нельзя точно сказать, что верное решение этого вопроса было указано посланником, а отрицание его будет считаться неверием. Ведь иногда предположение о консенсусе ошибочно, а истина – в обратном. Таково различие между тем, когда отрицание иджма‘ является неверием, а когда нет»

(Маджму‘-ль-фатауа. Т. 7. С. 39).

Таким образом, если консенсус был достигнут, и это подтверждается достоверными доказательствами, то он становится одним из доводов Шариата и обязательным для выполнения. Никому нельзя отрицать и поступать вопреки ему, следуя мнению, полученному на основе иджтихада или по другой причине.


قال شيخ الإسلام ابن تيمية رحمه الله :

"كل ما أجمعوا عليه فلا بدَّ أن يكون فيه نصٌّ عن الرسول ، فكل مسألة يُقطع فيها بالإجماع وبانتفاء المنازع من المؤمنين : فإنها مما بيَّن الله فيه الهدى ، ومخالف مثل هذا الإجماع يكفر ، كما يكفر مخالف النص البيِّن ، وأما إذا كان يظن الإجماع ، ولا يقطع به : فهنا قد لا يقطع أيضاً بأنها مما تبين فيه الهدى من جهة الرسول ، ومخالف مثل هذا الإجماع قد لا يكفر ؛ بل قد يكون ظن الإجماع خطأ ، والصواب في خلاف هذا القول ، وهذا هو فصل الخطاب فيما يكفر به من مخالفة الإجماع ، وما لا يكفر" انتهى .

" مجموع الفتاوى " ( 7 / 39 ) .
Tags: ФИКЪХ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author