Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

О чтении намазов вслух

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал молитвы, совершаемые в ночное время суток вслух, а в дневное, про себя. Т.е. молитвы: фаджр, магриб и иша он читал вслух, а зухр и аср про себя. Нет в этом разницы между обязательными и добровольными молитвами, т.е. любая молитва в ночное время, читается вслух, а в дневное, про себя.
Шейх Ибн Баз говорил:
"Что касается дневных намазов, как духа намаз, или сунан рауатиб, намазы зухр и аср, то Сунной является чтение этих молитв про себя". См. "Фатауа Ибн Баз" 11/207.
Исключение из молитв, совершаемых в дневное время, но читающихся слух: пятничная молитва, праздничные молитвы Фитр и Адха, молитва по поводу дождя (истискъа) и молитва по поводу затмения солнца или луны. См. "Асль сыфату-ссаля".
"Большинство ученых считает, что читать вслух те молитвы, которые читаются вслух и читать про себя те молитвы, которые читаются про себя, из Суны молитвы (т.е. не уаджиб)! Однако ханафиты склонились к тому, что уаджиб читать вслух те молитвы, которые читаются вслух и уаджиб читать про себя те, которые читаются про себя". См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 16/188.
Ученые Постоянного комитета говорили:“Установлено, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал вслух два рак’ата в утренней (фаджр) молитве, первые два рак’ата в вечерней (магъриб) молитве и ночной (‘иша). И чтение вслух в этих молитвах является Сунной. И это узаконено для его уммы, которые должны следовать примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха), как сказал Всевышний Аллах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (аль-Ахзаб 33: 21). А также установлено от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: «Совершайте молитву так, как вы видели совершающим ее меня!» Однако если человек прочитает про себя в тех местах, где читается вслух, то он является тем, кто оставил Сунну, но молитва его по этой причине не нарушена!” См. “Фатауа аль-Ляджна” 6/392.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Чтение вслух в тех местах молитвы, где читается вслух, не является обязательным (уаджиб), но это является желательным. И если человек прочитал про себя то, что должен был читать вслух, то его молитва не нарушена! Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нет молитвы у того, кто не прочитал Фатиху», и он не связал это чтение с тем, чтобы это было вслух или же про себя. И если человек прочитает то, что ему уаджиб читать вслух или про себя, то он выполнил свою обязанность. Однако лучше и это является Сунной, читать вслух два первых рак’ата в молитве магъриб и ‘иша, а также утреннюю молитву, молитву джуму’а, ‘Ид, молитву истискъа (о ниспослании дождя), тарауих и тому подобные молитвы, в которых читается вслух. И если человек, будучи имамом, сознательно прочитает про себя молитву, то его намаз действительный, однако не полноценный. А что же касается того, кто молится один, то он может выбрать, как ему читать – вслух или про себя. Пусть обращает внимание на то, какое чтение для него лучше и придает ему смиренности”.
См. “Нура ‘аля ад-дарб” № 218, «ас-Саля».
Имам аль-Касани говорит: "Что касается добровольных молитв, то если это дневные, то они читаются скрыто, а если ночные, то он выбирает сам как читать: вслух или про себя. Но вслух лучше, поскольку добровольные молитвы подобны обязательным и имеют такой же хукм".
См. "Бадаи' ас-санаи'" 1/161.

Также в известной книге "Маусу'атуль-фикъхия" 25/281 в разделе "Что желательно и порицаемо в Сунан ар-рауатиб?" сказано: "Желательно читать тихо, если нафиля совершается в дневное время, и он выбирает сам между чтением вслух и про себя, если совершает в одиночку молитву в ночное время. Но вслух читать лучше, при условии, чтобы он не отвлекал других".

Когда шейха Ибн База спросили о чтении вслух молитву Духа, он сказал: "Молитва Духа читается про себя, а также зухр и аср, все эти молитвы про себя. Но если женщина или мужчина прочитают вслух молитву Духа, нет в этом проблем, поскольку чтение вслух и про себя - это Сунна и не харам, и не уаджиб. Если он прочитает вслух дневную молитву и про себя ночную, то молитва действительна, однако это противоречие Сунне. Сунной является чтение про себя Духа или зухр и аср, и слух чтение ночных молитв, как первые два рака'ата в магриб и иша, а также два рака'ата утренней молитвы. Также и пятничная молитва, молитва Ид, молитва по случаю испрашивания дождя читаются вслух, даже если и совершаются в дневное время. А что касается добровольных молитв, то они читаются тихо в дневное время, как зухр и аср, и вслух в ночное, как два первых рака'ата в магриб и иша и молитве фаджр...".
Сл. "Фатауа Нурун 'аля ад-дарб".

Вопрос: Если имам в молитве, которую надо читать по себя, прочитал Фатиху вслух, например в Зухре или Асре, и ему напомнили об этом стоящие позади него, должен ли он сделать суджуд-саху после этого? И к какой категории это относится, добавлению к намазу или же к упущению в нем?
Ответ: Суджуд-саху в описанном случае необязателен, так как максимум что он сделал, так это оставил сунну, а она заключается в том, чтобы читать этот намаз про себя. Тогда как из сунны является также то, чтобы имам иногда читал вслух так, чтобы его слышали, что ясно пришло в хадисе от Абу Катады, да будет доволен им Аллах, приводимом в сборниках аль-Бухари и Муслима, то что пророк, мир ему и благословения Аллаха, иногда читал вслух аят в намазе, который читается про себя. По этой причине он не обязан совершать суджуд-саху в этом случае, однако если совершит, то не проблема. И если он совершит, то место суджуда-саху в данном случае будет после саляма, так как чтение вслух является добавлением, но если совершит до саляма, то тоже не проблема. (Маджмуъ фатауа уа расаиль 14 том, глава "Саджха-саху" №667)

Tags: САЛЯТ. МОЛИТВА
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author