Alif Ammara (alifammara) wrote,
Alif Ammara
alifammara

Category:

ЗНАЕМ ЛИ МЫ ЧТО ТАКОЕ СУННА?

СУННА

Способ, путь, привычный путь, следование. Сунной называют слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества пророка Мухаммада, которые известны из различных сообщений очевидцев (Хадис). Во множественном числе - «сунан».
Сунна бывает трех видов:
1. Кауль - это различные высказывания пророка Мухаммада, которые приводятся в хадисах;
2. Фииль - это различные поступки, которые совершались пророком Мухаммадом. Эти поступки являются повелением для всех мусульман;
3. Такрир - молчаливое одобрение пророком Мухаммадом тех слов и дел его сподвижников, свидетелем которых он был. То есть если пророк молчаливо соглашался с чем-то и не выступал против этого, то это означает разрешенность данного действия.


Сунна является вторым после Корана первоисточником исламской религии, следование положениям которой является обязанностью всех мусульман. О необходимости следования Сунне пророка говорится во многих аятах Корана и хадисах:
- «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример - для тех, кто стремится к Аллаху и к Последнему дню и много поминает Аллаха» (Коран, 33: 21).
- «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас! Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то вернитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу» (4: 59).
- «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» (Коран, 4:80).
- «...Что дал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь...» (Коран, 59:7).
- «Я (т.е. Мухаммад) оставляю вам две вещи. Пока вы будете следовать этим двум вещам, вы не собьетесь с истинного пути. Это книга Аллаха и моя сунна». [Малик ибн Анас, Муватта, «Кадар» 3 (2, 899)].
- «Советую вам быть набожными по отношению к Аллаху. Даже если вами будет управлять раб из Эфиопии, то будьте покорны ему. Те, кто останется в живых после меня (т.е. Мухаммада), то увидит много разногласий. Напоминаю вам о моей сунне и сунне Праведных халифов, которые на истинном пути. Следуйте им... Будьте осторожны по отношению к новшествам. Так как все, что вышло после моей
сунны и противоречит ей - это бид'а (новшество). Бид'а же является заблуждением, извращением». [Тирмизи «Илим» 16 (2678); Абу Давуд «Сунна» 6 (4607)].

Сунна имеет исключительное значение в Исламе. По отношению к аятам Корана, она несет следующие функции:
1. Повторяет повеления аятов Корана, подтверждает и усиливает их. Например, в Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию» (4: 29). Смысл этого аята полностью подтверждает следующий хадис из «Муснада» Ахмада ибн Ханбаля (V, 72): «Не является дозволенным для мусульманина имущество другого человека, если оно приобретено не по его согласию».
2. Комментирует аяты и вносит ясность в некоторые их смыслы. Например, в Коране часто говорится о необходимости совершения молитвы или поста. О том, как именно необходимо совершать намаз и пост подробно говорится в Сунне. Например, в аятеговорится: «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них - безопасность, и они на верной дороге» (6: 82). По этому поводу пророк Мухаммад сказал: «Слово "несправедливость" касается лишь многобожия. Разве вы не слышали, что сказал Лукман: "… Многобожие - великая несправедливость».
3. Может отменить некоторые правовые повеления Корана (Насих и Мансух). Например, в Коране говорится: «Когда к кому-либо явится смерть и он оставляет [после себя] состояние, то предписано завещать [его] по обычаю родителям и близким родственникам» (2: 180). В Сунне же говорится: «Нет завещания наследнику» [Бухари (Васая, 6), Абу Давуд (Васая, 6)].
4. Может предписывать какие-либо правовые действия, о которых не говорится в Коране. Например, в Коране говорится: «Скажи: В том, что открыто мне, я не нахожу запрещенным для питающегося то, чем он питается, только если это будет мертвечина, или пролитая кровь, или мясо свиньи, потому что это - скверна, или нечистое, которое заколото с призыванием не к Аллаху...» (6: 145). Но Сунна запрещает также многие виды пищи, не упомянутые в этом аяте: "Все хищные звери с клыками и всякая птица с когтями запрещаются для потребления" (Бухари и Муслим). Кроме того, в хадисах говорится о необходимости совершения ночного намаза (Витр), о запрете на ношение золотых украшений и шелковых одежд мужчинам, что не встречается в Коране.

Сунна делится на три категории:
1.
Мутаватир. Это различные сообщения, которые восходят к пророку Мухаммаду и его сподвижникам, известные из многочисленных цепей передатчиков, которые не могли договориться между собой об их фабрикации. Сунна-мутаватир является достоверной и никаким сомнениям не подлежит (См.
Хабар аль-Мутаватир). В связи с этим, вероучительные и правовые положения, выведенные из Сунны-мутаватир, являются обязательми (фард) для исполнения. Если различные сообщения совпадают дословно, то их называют мутаватир аль-ляфзи, а если только по смыслу - мутаватир аль-манави.
2. Машхур. В ханафитском мазхабе это различные известные в мусульманской умме сообщения от пророка Мухаммада и его сподвижников, которые переданы немногочисленными независимыми друг от друга цепями передатчиков (например, двумя). По этой причине они не причисляются к категории мутаватир. Необходимость действия на основании сунны-машхур приближено к сунне-мутаватир. Другие же мазхабы считают сунну-машхур частью сунны-ахад, и в их классификации сунна делится только на мутаватир и ахад.
- Ахад. Это сообщения о жизни, речах и поступках пророка Мухаммада переданные малым количеством цепей передатчиков (одним или двумя). Эти сообщения уступают по значимости сообщениям мутаватир, и на их основе не строятся вероучительные основы религии. Но в некоторых правовых вопросах можно действовать на их основании, если они соответствуют критериям достоверности

Что же касается различных деяний пророка Мухаммада, то они разделяются на три категории:
1. Деяния, которые он совершал в качестве обычного человека. К ним относятся, например, его трапеза, сон, питье; а также общественная деятельность: торговые сделки, хозяйственная деятельность, ведение войн, и т.д. Окружавшие его сподвижники учились у него этике и правильному совершению этих деяний.
2. Деяния, совершение которых было обязательно не для всех мусульман, а только для самого пророка. Например, это относится к
непрерывному посту (висал) на протяжении двух и более дней.
3. Деяния, оговоренные в шариате, которые носят обязательный характер для всех мусульман. Это относится к намазу, посту, хаджу и т.д.
По степени необходимости совершения тех или иных деяний различаются следующие виды сунны:
Сунна гайри муаккада - различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал не постоянно. Это чаще называется мустахаб. Примером является совершение намаза-сунны, который предшествует обязательному намазу иша.
Сунна муаккада - различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал постоянно и покидал редко. Примером являются богоугодные намазы, совершаемые до и после намазов салат ас-субх и салат аз-зухр, чтение азана и икамы перед молитвой, чистка зубов и т.д. Воздержание от совершения сунны муаккада является очень нежелательным для мусульманина

Существует также понятие СУННЫ хасана. Это разрешенные в Исламе деяния, основы которых восходят к периоду жизни пророка Мухаммада или его сподвижников, и которые укрепляют религию. Примером является сооружение минаретов, школ, написание книг. Даже если их не было в современном смысле этих слов во времена пророка Мухаммада, то все равно их основы существовали и поощрялись им. Например, если даже в его время не было минаретов, то все равно на молитву мусульман созывали с возвышенностей. Или если даже при нем не было точного подобия современных школ, то все равно, пророкобязывал всех своих последователей учиться и направлял к ним учителей. Поэтому сунна хасана не является нововведением.

ДОБРЫЙ ОБЫЧАЙ ( СУННА ХАСАНА)

В
"Сахихе" Муслима приводится хадис:

من سن في الإسلام سنة حسنة كان له أجرها وأجر من عمل بها من بعده لا ينقص ذلك من أجورهم شيئا، ومن سن في الإسلام سنة سيئة كان عليه وزرها ووزر من عمل بها من بعده لا ينقص ذلك من أوزارهم شيئا


«Тот, кто положил, начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит награду за это, а также награду тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесет на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет придерживаться этого обычая после него до Судного Дня».

Сказал Имам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в Шархе к Сахиху Муслима, в комментариях этого хадиса:

قوله : ( مَنْ سَنَّ فِي الْإِسْلَام سُنَّة حَسَنَة فَلَهُ أَجْرهَا ) إِلَى آخِره، فِيهِ : الْحَثّ عَلَى الِابْتِدَاء بِالْخَيْرَاتِ وَسَنّ السُّنَن الْحَسَنَات، وَالتَّحْذِير مِنْ اِخْتِرَاع الْأَبَاطِيل وَالْمُسْتَقْبَحَات، وَسَبَب هَذَا الْكَلَام فِي هَذَا الْحَدِيث أَنَّهُ قَالَ فِي أَوَّله : ( فَجَاءَ رَجُل بِصُرَّةٍ كَادَتْ كَفُّهُ تَعْجِزُ عَنْهَا، فَتَتَابَعَ النَّاس ) وَكَانَ الْفَضْل الْعَظِيم لِلْبَادِي بِهَذَا الْخَيْر، وَالْفَاتِح لِبَابِ هَذَا الْإِحْسَان.
وَفِي هَذَا الْحَدِيث تَخْصِيص قوله : " كُلّ مُحْدَثَة بِدْعَة وَكُلّ بِدْعَة ضَلَالَة "، وَأَنَّ الْمُرَاد بِهِ الْمُحْدَثَات الْبَاطِلَة وَالْبِدَع الْمَذْمُومَة، وَقَدْ سَبَقَ بَيَان هَذَا فِي كِتَاب صَلَاة الْجُمُعَة، وَذَكَرْنَا هُنَاكَ أَنَّ الْبِدَع خَمْسَة أَقْسَام : وَاجِبَة وَمَنْدُوبَة وَمُحَرَّمَة وَمَكْرُوهَة وَمُبَاحَة



«В этом хадисе содержится побуждение к совершению добрых дел и закладыванию добрых традиций, а также предостережение от выдумывания недостойных и плохих новшеств. Этот хадис говорит о случае, когда один человек принес мешочек с деньгами, который он еле держал в руках от тяжести. И люди, глядя на него, тоже стали жертвовать деньги. И в этом большая заслуга человека, положившего начало этому доброму делу. Также в этом хадисе содержится разъяснение других слов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Всякое новшество является нововведением. Всякое нововведение является заблуждением».


Tags: ЗНАНИЕ, ИЛЬМ И ХАДИС
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author